Волгоград, Волгоградская область, Россия
В статье рассматриваются природа и основные проявления психологической составляющей занятий физической культурой в контексте социально-психологических аспектов успешного менеджмента в системе образования. В частности, рассматриваются феномен психологического благополучия личности, факторы, оказывающие влияние на развитие психофизических способностей. По мнению авторов, определяющим фактором для создания душевного комфорта для студентов высшего учебного заведения являются эмоционально-этические отношения. В качестве доказательства авторской позиции демонстрируются основные компоненты психологического благополучия и одновременно личностного развития человека: независимость (автономия), возможность изменения окружающей среды, характеризующаяся такими процессами, как стремление к совершенствованию, обучению, готовность к новому, позитивные межличностные отношения, самопринятие, цели в жизни. В статье с социологической позиции рассматривается возможность использования методов, применяемых в процессе занятия физической культурой для создания благоприятного психологического и нравственного климата на занятиях по физической культуре и управления им. В результате использования этих методов занятие по физической культуре приобретает продуктивный характер, а физическое воспитание становится управляемым процессом. Доказывается, что формирование благоприятного психологического климата в коллективе подразумевает распределение стандартных ролей между его участниками. Так, в процессе занятия определяются и выделяются такие роли, как «неформальный лидер», «систематизатор» и «гармо-низатор», что позволяет задействовать все возможные векторы психологической модальности. В статье обрисовываются также перспективы использования авторской концепции. Так, использование вышеизложенных в статье методов не сводится лишь к формированию эмоционально-этических отношений и подходящего психологического климата в группе, а направлено, в конечном счете, на формирование целостной личности и гармоничной душевно-телесной организации.
менеджмент в образовании, образовательная услуга, психологическое благополучие, процесс физического воспитания, физические нагрузки, физическая культура, учебная деятельность, психоэмоциональная деятельность, эмоционально-этическое развитие, психологический климат
Концептуализация понятия «менеджмент образовательных услуг» в современном теоретическом знании нуждается в целостном теоретико-методологическом подходе, способном выступать в качестве основания для
сопряжения различных аспектов менеджмента, а также социальных и психологических аспектов образования. Кризис в сфере фундаментальных онтологических оснований научного знания дает почву для развития.
1. Васькевич М.А. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе // IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»: Материалы конференции. М., 2014.
2. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №1.
3. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития теории. 2009. № 2 (48). С. 98-105.
4. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12 (70).
5. Ильина Н.Л. Отношение к физическому здоровью современных студентов // Психология здоровья: новое научное направление: материалы круглого стола с международным участием. СПб., 2009.
6. Коршунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21). www.sisp.nfcras.ru DOI:https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-1-11. (дата обращения: 28.12.2014).
7. Пашин А.А. Эффективность технологии формирования ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании подростков//Вестник спортивной науки. 2011. № 5.
8. Хусаинов Б.А. Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре / Молодой ученый. 2013. № 1.
9. Kortunov V. Modernization of Russia in the context of cultural experience of the East and West // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 14. № 1.
10. Kortunov V. V., Platonova N.A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 2.
11. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. № 3.
12. Zorina N.M., Kortunov V. V. The issues of methodology of a discourse-analysis in teaching of professional speech to the students of non-philological specialties //Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. №4.