сотрудник
Тюмень, Россия
сотрудник
Тюмень, Россия
сотрудник
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
сотрудник
Экспертный Совет при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан
сотрудник
Комиссия по вопросам помилования при Президенте Республики Казахстан
сотрудник
Нур-Султан, Казахстан
УДК 34 Право. Юридические науки
Настоящая статья обосновывает необходимость закрепления прав человека через различные международные правовые механизмы, включающие региональные конвенции о правах человека, которые отражают правовые и культурные ценности государств. Позиция авторов основывается на том, что правовые ценности различных стран существенно отличаются. В результате заимствования странами чужой культуры обобщенных правовых норм эффективность исполнения общепризнанных международных документов на национальном уровне как регулятора отношений может быть невысока. Используя междисциплинарный и цивилизационный (социокультурный) подходы на примере стран Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), авторы приходят к выводу, что значительная часть стран ШОС придерживается так называемых азиатских ценностей, которые отличны от ценностей, присущих государствам европейской цивилизации. В частности, странам ШОС свойственны коллективистские традиции, приоритезация интересов семьи, клана, нации; идеализация верховной власти, значительная отстраненность от активной политико-правовой жизни, приверженность нормам морали и др. Исследование дает авторам основание сформулировать основной тезис о том, что наряду со Всеобщей декларацией прав человека могут существовать региональные концепции и международные региональные акты, отражающие цивилизационную идентичность, историческую память и опыт, национальный дух отдельных государств. Авторы поддерживают идею создания особой концепции прав человека для стран евразийского пространства, в которой наряду с универсальными правовыми ценностями могут закрепляться азиатские ценности, в том числе приоритет сообщества, государства над индивидом, личностью; преимущество общественного порядка перед отстаиванием прав и свобод личности; ориентир на всеобщее благо; особое значение норм морали и религии; преклонение перед сильными политическими лидерами. Это позволит учитывать как общепризнанные подходы к правам человека, так и традиции и менталитет отдельных наций, преобладающих в евразийском макрорегионе; обеспечит интеграцию норм обычного права, исторически сложившихся норм, основанных на национальной философии и морали азиатских стран. Представленная научная идея является актуальной, поскольку в последнее время часто имеют место конфликты между глобальной правовой идеологией и традиционным правосознанием значительной части граждан азиатских стран.
правоментальность, национально-правовые ценности, страны Шанхайской Организации Сотрудничества, азиатские ценности, европейские ценности
1. Бусурманов Ж. Д. Конституционные нормы как национальные стандарты в области прав человека и гражданина Республики Казах-стан // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2010. № 3. С. 5-9.
2. Скоробогатов А. В. Правовая ценность как юридическая категория // Правовая культура. 2017. № 3. С. 15-24.
3. Медушевская Н. Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2010. 408 с.
4. Евсеев Д. В. Права человека в условиях глобализации и национально-правовые архетипы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. 219 с.
5. Сулипов Р. С. Правовые традиции в России: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Барнаул, 2013. 196 с.
6. Бабенко А. И. Правовые ценности и освоение их личностью: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. 395 с.
7. Мурунова А. В. Правовые традиции России и Запада: сравнительно-правовой анализ // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 5. С. 120-126.
8. Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю., Шестопал С. С. Российская государственность как особый цивилизационный и правоменталь-ный тип // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 492-498.
9. Захарцев С. И. Сальников В. П. Что отличает человека русской культуры от любого другого: философско-правовой взгляд // Юри-дическая наука: история и современность. 2016. № 1. С. 23-40.
10. Медушевская Н. Ф. Особенности правовой ментальности россиян: аксиологический подход // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 89-92.
11. Wallerstein I. The modern world-system. Vol. I: capitalist agriculture and the origins of the european world-economy in the sixteenth cen-tury. N. Y.-London: Academic Press, 1974. ΧΙV+410 p.
12. Hardt M., Negri A. Commonwealth. Cambridge, MA: Belknap Press, 2009. 448 p.
13. Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004. 440 с.
14. Lubman S. Looking for law in China // Columbia Journal of Asian Law. 2006. Vol. 20. № 1. P. 1-92. https://doi.org/10.7916/cjal.v20i1.3254
15. Wong K. C. A comparative study of laws of assembly in China: historical continuity or political departure? // Asian-Pacific Law and Policy Journal. 2006. Vol. 7. № 2. P. 184-243.
16. Wang YuFan S. The triumph of Confucianism: how a subjugated legal system is failing a generation of Chinese women and girls // Cardozo Journal of Law and Gender. 2009. № 15. P. 691-720.
17. Deyong Sh. Chinese judicial culture: from tradition to modernity // Brigham Young University Journal of Public Law. 2011. № 25. P. 131.
18. Castellucci I. Rule of law with Chinese characteristics // Annual Survey of International & Comparative Law. 2007. Vol. 13. № 1. P. 35-58.
19. Junwu P. Chinese philosophy and international law // Asian Journal of International Law. 2011. № 1. P. 233-248.
20. Davis D. R. Jr. Law and "law books" in the Hindu tradition // German Law Journal. 2008. Vol. 9. № 3. P. 309-325. https://doi.org/10.1017/S2071832200006441
21. Cossman B., Kapur R. Secularism’s last sigh?: The Hindu right, the courts, and India's struggle for democracy // Harvard International Law Journal. 1997. Vol. 38. № 1. P. 113-170.
22. Burkhanov A. Kazakhstan’s national identity-building policy: Soviet legacy, state efforts, and societal reactions // Cornell International Law Journal. 2017. Vol. 50. № 1. https://doi.org/10.31228/osf.io/2hfr6
23. Tkatova R. Central Asian States and international law: between post-Soviet culture and Eurasian civilization // Chinese Journal of Interna-tional Law. 2010. Vol. 9. № 1. P. 205-220. https://doi.org/10.1093/chinesejil/jmp036
24. Cale W. Through the Russian looking glass: the development of a Russian rule of law and democracy // Loyola University Chicago Interna-tional Law Review. 2010. Vol. 7. № 2. P. 93-129.
25. Radon J. Permitted unless prohibited: the changed Soviet mentality // Fordham International Law Journal. 1996. Vol. 20. № 2. P. 365-383.
26. Tlostanova M., Mignolo W. On pluritopic hermeneutics, trans-modern thinking, and decolonial philosophy // Encounters. 2009. Vol. 1. № 1. P. 11-27.
27. Мокрый В. Развитие в России местного самоуправления как института публичной власти // Конституционное право: восточноев-ропейское обозрение. 2003. № 3. С. 138-143.
28. Чиркин В. Е. Современные глобальные правовые системы: сближение и антагонизм // Журнал российского права. 2015. № 8. С. 14-24.
29. Трощинский П. В., Молотников А. Е. Российский взгляд на эволюцию правовой системы КНР // Правовые основы бизнеса в Китае / отв. ред. В. Шань, А. Е. Молотников. М.: Изд-во РКЮО, 2018. С. 50-77.
30. Mosse D. Caste and development: contemporary perspectives on a structure of discrimination and advantage // World Development. 2018. Vol. 110. № C. P. 422-436. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2018.06.003
31. Sōkefeld M. From colonialism to postcolonial colonialism: changing modes of domination in the Northern areas of Pakistan // The Jour-nal of Asian Studies. 2005. Vol. 64. № 4. P. 939-973. https://doi.org/10.1017/S0021911805002287
32. Бусурманов Ж. Д. Евразийская концепция прав человека: новый взгляд на проблему // Евразийский юридический журнал. 2009. № 11. С. 18-27.
33. Hoon C. Y. Revisiting the "Asian Values" argument used by Asian political leaders and its validity // Indonesian Quarterly. 2004. Vol. 32. № 2. P. 154-174.
34. Welzel C. The Asian values thesis revisited: evidence from the world values surveys // Japanese Journal of Political Science. 2011. Vol. 12. № 1. P. 1-31. https://doi.org/10.1017/s1468109910000277
35. Оганесян Т. «Азиатские ценности» и их роль в становлении субрегиональной системы защиты прав человека в Азии // Междуна-родное правосудие. 2019. № 1. С. 81-92. https://doi.org/10.21128/2226-2059-2019-1-81-92
36. Бердяев Н. А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923. 246 с.
37. Klein E. The importance and challenges of values-based legal orders // Intercultural human rights law review tenth anniversary celebration: contributions by LL.M. in intercultural human rights faculty. 2015. P. 1-25.
38. Ткаченко С. В. Отражение ментальности в западной правовой традиции // Право и государство: теория и практика. 2013. № 3. С. 26-33.
39. Мурунова А. В. Правовые традиции России и Запада: сравнительно-правовой анализ // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 5. С. 120-126.
40. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2014. 571 с.
41. Бусурманов Ж. Д. Мировоззренческие приоритеты сильной и конкурентоспособной евразийской интеграции // Право и государ-ство. 2016. № 2. С. 24-27.
42. Бусурманов Ж. Д. Евразийская концепция и Евразийская декларация прав человека и глобальный кризис демократии // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2. С. 25-30.