РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИК-КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов вузов. Обосновывается, что существенным фактором этого процесса является развитие визуального мышления, во многом позволяющего сформировать целостное восприятие окружающего мира, что является необходимым качеством современного специалиста, прежде всего, информационной сферы.

Ключевые слова:
ИКТ-компетентность, визуальное мышление, целостная личность.
Текст

Понятие «информационно-коммуникационные компетенции» является развитием понятия «компьютерная грамотность». 

Одной из наиболее продвинутых концепций компьютерной грамотности была концепция, принятая в школах Великобритании. Ее основное содержание заключается в следующем

  • понимание, что такое вычислительная система;
  • использование словаря компьютерных терминов;
  • умение работать с компьютером в необходимых ситуациях; 
  • понимание, что такое программа и почему она работает; 
  • знание применения вычислительной техники в промышленности, экономике и других областях; 
  • знание современных способов обработки информации, социальных аспектов применения компьютеров. 

Что касается ИКТ-компетенций, то они определяются большинством исследователей как новая грамотность, в которую входят, прежде всего: 

  • умение активно, самостоятельно обрабатывать информацию;
  • готовность принимать принципиально новые решения в типовых и нестандартных ситуациях, в частности с использованием средств информационных технологий; 
  • технические навыки компьютерного ввода информации; 
  • умение разработать информационную модель объекта, явления или процесса той формы и с использованием того языка, которые диктуются ситуацией и аудиторией. 

Бакалавр по направлению подготовки «Экономика» должен осуществлять следующую деятельность: 

  • расчетно-экономическую подготовку исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; 
  • обработку массивов экономических данных в соответствии поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; 
  • построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; 
  • ана.лиз и интерпретаиию показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом; 
  • подготовку информационных обзоров, аналитических отчетов; 
  • участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Список литературы

1. Арнжейм Г. Новые очерки по психологии искусства / пер. с англ. Г.Е. Крейдлина / Под ред. В.П. Шестакова. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.

2. Бешенков С.А. Информатика. Примерные программы среднего (полного) общего образования / С.А. Бешенков, Э.В. Миндзаева [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Зинченко В.Л. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. - 1973. - № 11.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5. Миндзаева Э.В. Визуальное мышление как фактор формирования ИКТ-компетенций студентов вузов / Э.В. Миндзаева, Ж.В. Матевосова // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - № 1 (32). - С.155-158.

6. Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления. URL: http://www.vischool.rxt.ru/avtoref/rezaref.htm)

Войти или Создать
* Забыли пароль?