ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ КАК ДЕСТРУКТИВНЫМ ДЛЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА ЯВЛЕНИЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья содержит анализ мер борьбы с терроризмом как деструктивным явлением, как с точки зрения юридической науки в целом, так и с точки зрения теории права.

Ключевые слова:
государственное право, система права, терроризм, экстремизм, нелегальная миграция, теория права, юридическая наука
Текст

Проблема борьбы с терроризмом приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это, прежде всего с возрастающей активностью террористов в масштабе всего мира, увеличением количества совершаемых террористических актов и числа их жертв. Также заставляют задуматься и неблагоприятные тенденции  расширения масштабов и географии терроризма, факты вовлечения в него все большего числа людей.

Террористическая активность в Российской Федерации обусловлена рядом факторов, к которым относятся: желание некоторых государств посягнуть на целостность и суверенитет России путем отделения от нее части территории (в связи с геополитическими притязаниями и этническими проблемами); проблемы правовой культуры населения России, состояния социально-экономической сферы жизнедеятельности, роста межэтнических конфликтов и противоречий; проблема несогласованности действий и политики проводимой местными и центральными органами власти, неудовлетворительное взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с терроризмом, рост коррупции и организованной преступности. Отсутствие легальных источников дохода граждан облегчает организаторам террористических акций вовлечение их в преступную деятельность. Терроризм в этом случае используется как криминальное предпринимательство, как источник доходов. Также немаловажный момент связан с вовлечением в терроризм путем обмана на религиозной почве. Поощрение убийства  и других преступлений в отношении представителей других конфессий находит свое оправдание в религии. Все это связано с возможность заработать деньги, обрести одобрение и положение в обществе или в конкретной социальной среде, безнаказанно совершать преступления, завладевать умами, как молодежи,  так и среднего поколения граждан. На территории Северо-Кавказского региона РФ легализовалось множество учебных заведений, пропагандирующих «борьбу с неверными» и ориентированных в первую очередь на молодежь.

Актуальна также проблема незаконной и неконтролируемой миграцией  населения. Существует реальная возможность прибытия в Россию под благовидным предлогом представителей организованных преступных формирований, в том числе террористического характера. Проблематична также борьба с источниками финансирования терроризма, к которым относятся: криминальные предпринимательство и банковская деятельность, часть доходов которых, как правило, идет на совершение преступлений террористического характера. Большую прибыль приносит рынок фальшивых ценных бумаг. Нельзя забывать и о крупномасштабном финансировании терроризма из-за рубежа. Борьба с терроризмом – задача всего мирового сообщества. Для Российской Федерации же эта деятельность связана с рядом особенностей. На терроризм надо оказывать влияние с двух направлений. Первое – на государственном уровне разрушать его организационные и естественные составляющие в виде благоприятной для него среды.  Второе – важно воздействовать на лиц, совершающих подобного рода преступления. По первому направлению необходимо проводить четкую политику в отношении иностранных государств, деятельность которых связанна с терроризмом или религиозным экстремизмом.

Полагаем, целесообразно разработать соответствующую федеральную программу, а на ее основе муниципальные программы по предупреждению терроризма. Каждая такая программа применительно к конкретной территории должна содержать свои, индивидуальные составляющие, а также перечень мероприятий, в силу того, что в разных регионах причины и условия, порождающие терроризм, могут различаться. Данная программа также должна включать нормы, касающиеся финансирования конкретных мероприятий федеральными и местными властями, положения о разграничении полномочий. На наш взгляд, в целом подобные программы должны положительно повлиять на социально-экономическое состояние субъекта РФ, повышение правосознания населения, вопросы занятости граждан, особенности развития межнациональных и межэтнических взаимоотношений, повышение эффективности и доступности образования, деятельности правоохранительных органов.

Необходимо четко регламентировать работу средств массовой информации в целях недопущения пропаганды терроризма и религиозного экстремизма. При этом такая работа должна быть направлена не только на недопущение популяризации  этих явлений, но и подразумевать активную предупредительную роль средств массовой информации в отношении терроризма и экстремизма. Победа в «информационной войне» является важной составляющей борьбы с данными негативными явлениями.

На наш взгляд, необходимо исключить деятельность представителей различных реакционных экстремистских течений мусульманства, и, в частности, проповедующих насилие и ненависть к «иноверцам»; запретить религиозную образовательную деятельность таких представителей духовенства на территории Российской Федерации.

Целесообразно создание во всех субъектах России рабочих групп с участием представителей различных религиозных конфессий в целях дачи заключений деятельности тех или иных организации и учреждений, религиозных и иных изданий на предмет их возможной причастности к терроризму или его пропаганде. В системе образования увеличить программы по профилактике девиантного поведения,  воспитанию у подрастающего поколении и молодежи правосознания, правовой культуры и нравственности, пропаганде антитеррористического образа жизни.

На межведомственном уровне считаем эффективно обеспечить высокую эффективность взаимодействия и обмена информацией между всеми субъектами профилактики терроризма. Реальных результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем согласованных и четко регламентированных в соответствующих нормативно-правовых актах действий различных структур и органов.

Приоритетными направлениями предупреждения преступлений данного характера являются: формирование нравственно здорового молодого поколения; материально обеспеченного образа жизни людей, их полезной занятости, доступности любого образования, развития культуры с учетом исторически сложившихся обычаев, традиций  и религий многонационального народа.

Кроме того, по нашему мнению целесообразно в отношении организаторов  совершения преступлений террористического характера предпринять следующие меры: создать единую базу данных с учетом зарубежных источников о конкретных руководителях и идеологах экстремизма  и терроризма. Использовать ее в целях выявления  и задержания данных лиц, экстрадиции их из-за рубежа для привлечения виновных в совершении преступлений и иных правонарушений к ответственности, недопущения проникновения названных лиц и их соучастников на территорию Российской Федерации. В этой связи важно минимизировать возможность их деятельности из-за рубежа как в части пропаганды терроризма  и его течений, так и недопущения финансирования террористической деятельности, вербовки террористов и их обучения в рамках разведывательно-диверсионных лагерей; исключить возможность участия террористов и прикосновенных к терроризму лиц в политической сфере жизни российского общества; устранить причины и условия, позволяющие использовать терроризм как способ зарабатывания денег; не допускать злоупотреблений и использования лживых технологий идеологами экстремистских течений Ислама.

В отношении участников террористических организаций и преступлений террористического характера необходимо:

1) исключить возможность самоустранения или пребывания в роли стороннего наблюдателя от участия в процессах восстановления общественных связей с мирной или новой средой;

2) заменить способ зарабатывания денег на терроризме другим законным источником доходов. Такой источник должен быть доступным и естественным для конкретной категории граждан;

3) создать для подрастающего поколения, молодых людей – бывших и действующих террористов, участников незаконных вооруженных формирований, условия нормальной социальной реинтеграции;

4) возможность получения в России любого образования, профессии, гарантированного места работы и достойного заработка;

5) возмещение вреда как потерпевшим от терроризма, так и пострадавшим в ходе контртеррористических операций;

6) активная антитеррористическая пропагандистская работа с населением.

При повышении эффективности мер по борьбе с терроризмом нельзя забывать о предупреждении таких преступных деянии, как незаконный оборот оружия и наркотиков, правонарушений в сфере экономики и банковской деятельности, правонарушений в сфере миграционных отношений, непосредственно связанных с террористической деятельностью, являющихся источниками ее финансирования и пополнения рядов преступников-террористов. Борьба с терроризмом предусматривает комплексный подход, и от согласованности работы государственных органов в этой части зависит эффективность принятых мер.

Список литературы

1. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. М.: Норма, 2002.

2. Емельянов В.П. Субъективная сторона терроризма // Право и политика. № 12. 2000.

3. Круглый стол Парламентской газеты. Борьба с терроризмом: социально-экономический аспект // Парламентская газета. 28.10.2004.