ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ В ЦИФРОВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УКЛАДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Совокупность теоретико-методических и практических подходов к развитию стратегического планирования деятельности корпораций при переходе к цифровому технологическому укладу. Цель. Развитие теоретических положений, разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования деятельности корпораций в условиях цифрой экономики. Методология. Применение комплексного научного подхода базируется на общенаучных и специальных методах научного исследования (системном анализе и синтезе, сравнении и обобщении). Результаты. Как показал анализ существующих подходов к дефиниции цифровой экономики, до сих пор нет единства по поводу определения и содержания этого термина, что приводит к проблемам идентификации этой категории. Развитие стратегического планирования в условиях цифровизации определяет специфику процесса планирования, выбор соответствующих методов и их реализацию. Предложена модель платформы цифровизации стратегического пла¬нирования компании, отражающая наиболее значимые подсистемы. Модель может быть модифицирована с учетом специфики действия компании во внешней среде, а также исходя из конкурентных преимуществ внутренней среды и взаимосвязи ведущих структурных элементов. Область применения. Предложенные рекомендации могут быть использованы в учебном процессе вузов (в дисциплинах «Финансовое планирование», «Корпоративные финансы», «Бизнес-корпорация»); при разработке методических рекомендаций по постановке бюджетирования деятельности экономических субъектов; выявленные особенности формирования показателей конкурентоспособности компаний и схема цифровизации платформы стратегического планирования их деятельности рекомендованы к использованию в практике долгосрочного финансового планирования и финансового менеджмента. Выводы. Компаниям в новых условиях хозяйствования нужны адекватные подходы к стратегическому планированию, учитывающие актуальные аспекты управления. Внедрение цифровых технологий позволит максимально полно использовать информационно-технологические ресурсы в целях повышения производительности и финансовой результативности корпораций. Процесс управления стратегией компании с использованием цифровых технологий позволяет вести оперативный контроль за доходами и расходами, оптимизировать запасы. Развитие стратегического планирования предприятий необходимо синхронизировать с соответствующим совершенствованием нормативно-правовых основ.

Ключевые слова:
финансовое стратегическое планирование, цифровизация, стратегия, цифровая экономика, корпорация, цифровая платформа, эффективность
Текст

Введение. Стратегическое планирование на сегодняшний день выступает центральным звеном стратегического уп­равления для любой компании, с помощью которого становиться возможным определять текущее состояние предприятия, цели и ориентиры его дальнейшего развития, а также возможные планы на перспективу. При этом, следует отметить, что в процессе формирования стратегических планов развития компании, традицион­ных методов планирования и прогнозирования становиться недостаточно. В условиях макроэкономической нестабильности, политической неопределенности и кризисных явлений в экономике, которые безусловно оказывают негативное влияние на деятельность предприятий, резко возрастает неопределённость при при­нятии управленческих решений, что обуславливает не только возможные просчеты в тактической деятельности, но и возможные негативные последствия стратегического характера. Вследствие этого возникают проблемы при при­нятии решений о выборе оптимальной стратегии развития экономического субъекта.

Сегодня в эпоху глобального вхождения информационных и цифровых технологий в нашу жизнь, стратегическое планирование в крупных компаниях основывается на цифровых разработках в области экономики, анализа, аудита. Поэтому существующие методы финансового анализа, планирования и прогнозирования нуждаются в адаптации к особенностям современного цифрового уклада экономической деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности  [1]. Еще несколько десятков лет назад понятие цифровизации экономики было несколько размытым, а ее использование в процессе управленческой деятельности хозяйствующего субъекта было неопределенным и неясным с точки зрения эффективности и необходимости [2-4]. Это касалось как отдельных этапов построения стратегии развития, так и комплексности стратегического менеджмента. Использованием новейших цифровых устройств и программных комплексов стало незаменимым при проведении планирования деятельности в крупных компаниях, прогнозирования деятельности и выбора стратегического направления развития предприятия [5].

В этом отношении весьма показательны данные Мониторинга развития цифрового общества Росстата, согласно которым с 2010 г. по 2017 г. не только значительно выросло число персональных компьютеров в расчете на 100 работников организации – с 36 до 50 штук, но и увеличился удельный вес организаций использовавших интранет - с 13,1 % до 26,2 %, а также экстранет - с 5,3 % до 16,6 %. В целом же, доля организаций использовавших интернет увеличилась за указанный период с 82,4 % до 88,9 %, а число персональных компьютеров с доступом к интернету на 100 работников организации возросло до 33 шт. (с 18 шт). При этом, доля организаций имевших веб-сайт в общем числе обследованных организаций в 2010 г. составила 28,5 %, а в 2017 г. – 47, 4 %. Возросла и доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет – соответственно с 56,7 % (2010 г.) до 83,2 % (2017 г.).

В настоящее время в научной и учебной литературе достаточно публикаций, посвященных развитию цифровой экономики и ее использование в деятельности хозяйствующих субъектов, и все экономисты сходятся во мнении о том, что цифровая экономика определяет контуры будущей конкурентоспособности нашей страны. Однако, существует и множество дискуссионных вопросов использования достижений цифровой экономики при осуществлении стратегического планирования, в связи с чем, тема исследования является крайне актуальной и значимой в условиях современных реалиях.

Материалы и методы исследования. Обоснованность и правомочность аргументации предложенных рекомендаций обеспечивается использованием комплексного подхода к исследованию эффективности корпоративного сектора в условиях трансформационных изменений при переходе к цифровому технологическому укладу, а также применением ряда общенаучных и специальных методов научного исследования (системного анализа и синтеза, сравнения и обобщения и др.).

В связи с быстрыми изменениями, происходящими в технике, технологии, и организации производства, возрастает значимость управления стратегическим планированием деятельности предприятий, поскольку правильно выбранная стратегия развития компании обеспечивает должный уровень устойчивого и конкурентного развития на рынке. Цифровой экономический уклад меняет традиционные модели корпораций и целых отраслевых рынков, что в целом повышает уровень конкурентной борьбы участников экономических процессов и обуславливает необходимость корректировки подходов к проведению и организации стратегического планирования. Ключевой проблемой, при этом, становится разработка механизма управления стратегией компании, которая отражает эффективность финансового, производственного и кадрового управления, а также процесс осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим, мы считаем, что разработка стратегических направлений развития отечественных предприятий и организаций должна учитывать системные особенности изменений в условиях цифрового экономического уклада.

С позиции эволюционного подхода и анализа ретроспективы развития, словосочетание «цифровая экономика» впервые стало широко исполь­зоваться с 1995 года после введения его в оборот основателем Медиала­боратории Массачусетского технологического института Николасом Негропонте, однако содержание этого понятия остается размытым до настоящего времени. Нет достаточно четкого и однозначного определения этого термина в научной литературе. Проводя сравнительный анализ существующих подходов к определению цифровой экономики, отметим, что некоторые исследователи считают целесообразным к данному понятию применять два подхода.  Первый (классический) основан на  конкретизации специфики производимых товаров и услуг  - это такая экономика, которая основана на цифровых технологиях и характеризуется исключительно сферой электронных товаров и электронных услугюда можно отнести дистанционное обучение, телемеди­цину, торговлю медиоконтентом). С точки зре­ния второго - расширенного подхода, цифровая экономика рассматривается уже как экономическая сфера использования цифровых технологий. И в этом аспекте такая экономика рассматривается как базирующаяся на цифровых компьютерных тех­нологиях, современных методах генерации, обработки, хранении и передачи данных.

Таким образом, как показал сравнительный анализ существующих подходов к дефиниции цифровой экономики, до сих пор нет единства по поводу определения и содержания этого термина, что приводит к проблемам  выделения элементов, которые в нее входят. Так, представители компании «The Boston Consulting Group» (BCG), которая считается авторитетным экспертом по цифровой экономике, к главным элементам относят электронный банкинг, электронную коммерцию, интернет-рекламу, электронные платежи, интернет-игры. В докладе же Всемирного банка «Цифровые дивиденды» для расчета доли цифровой экономики в ВВП, учитывается вклад тех компаний, которые занимаются разработкой, созданием и реализацией ин­формационно-коммуникационных технологий [6]. Важно, что данный сектор имеет дело только с техническими средствами [7-9], которые используют предприятия дру­гих отраслей для осуществления операций в сфере электронного банкинга, электронной торговли и др. [10]. Обобщая разрозненные взгляды исследователей, можно заключить, что все они сходятся во мнении, что результаты развития отдельных сегментов цифровой экономики оказывают определяющее влияние не только на смежные сектора и отрасли (социальную сферу, банковские услуги, сектор государственных финансов), но и формируют инновационную основу технологического уклада, включая так называемый интернет вещей, предполагающий системную интеграцию, синхронизацию многих привычных повседневных товаров и услуг в среду интернета.

Согласно результатам анализа научных источников, более глубокий подход к определению содержания «цифровой экономики» представил А.С. Кокарев. Он считает, что цифровая экономика занимает три уровня. Первый - это уровень рынков НТИ, включающий взаимодействие потребителей и поставщиков на базе цифровых платформ. Второй охватывает сквозные технологии и включает в себя аналитику и обработку баз данных, виртуальную реальность, искусственный интеллект, нейросети, т.е. те техноло­гии, на основе которых функционирует первый уровень. Третий уровень вклю­чает в себя условия, необходимые для функционирования и развития организа­ций первого и второго уровня. Сюда относится создание нормативной базы, со­ответствующего законодательства, формирование информационной инфра­структуры и информационная безопасность, подготовка кадров [11, c. 28].

Результирующей среди существующих точек зрения можно признать ту, согласно которой цифровая эконо­мика рассматривается как форма, представляющая инфраструктурную надстройку для ре­ального сектора экономики, которая упрощает и оптимизирует взаимодействия субъектов производства, распределения и потребления, что реализуется в по­вышении производительности общественного труда. Однако заменить собой реальное производство эта инфраструктурная надстройка не в состоянии. В этих условиях весьма целесообразной, на наш взгляд, видится точка зрения, согласно которой создание и внедрение цифровых технологий должно осуществляться па­раллельно с развитием так называемого традиционного производства. В противном случае, мы рискуем на выходе получить «цифровизированную сырьевую экономику» [12, 13]. В этой связи, вполне правомочен вопрос: продуктивны ли в «циф­ровых условиях» уже проверенные временем методы и подходы к страте­гическому планированию и можно ли их использовать в новых условиях? [14]. Можно с уверенностью отметить, что эффективная стратегия корпоративного управления в условиях сформировавшейся бизнес-среды важна для организации как никогда раньше, а ее разработке следу­ет уделить особое внимание.

Организациям в новых условиях хозяйствования нужны новые подходы к стратегическому планированию. Они позволят взглянуть на орга­низацию и ее деятельность с точки зрения цифровой экономики, то есть изменят коммуникации внутри компании, логистические схемы взаимодействия с внешними контрагентами, подходы и процесс принятия ре­шений, а также итоговую оценку результативности. Специфика цифровой экономики предполагает, что в нестабильных условиях необходимы новые, более прогрессивные решения и, вероятно, их будет несколько, причем изменения во внешней среде бу­дут обуславливать их корректировку. Например, зарубежными исследова­телями выделяются следующие аспекты трансформации стратегического управления в современных условиях [15] (таблица1 ).

Таблица 1 — Различия между «традиционным» и «современным» под­ходами стратегии корпоративного управления

Аспект

«Традиционное

стратегическое

планирование»

«Гибкое

стратегическое проектирование»

Задачи

Улучшение существующего финансово-экономического положения

Моделирование будущего, которого еще не существует

Направление

«Сверху вниз»

«Снизу вверх»

Процесс

Линейный

Итеративный

Коммуникации

Вербальные

Визуальные

 

С учетом данных условий хозяйствования, видится вполне обоснованным, что в работах многих отечественных и зарубежных экономистов особое внимание уделяется необходимости применения проактивного подхода к формированию стратегии развития предприятия, а также целесообразности использования гибких моделей планирования, которые крайне актуальны в быстроизменяющихся условиях цифровой экономики.

На сегодняшний день не вызывает сомнений необходимость эффективного управления стратегией развития современного предприятия в условиях перехода к цифровой экономики. Управление стратегией развития компании в условиях цифровой экономики позволяет вести оперативный контроль за доходами и расходами предприятия, используя информационные технологии, управлять запасами компании, избегая затаваривания путем автоматизации систем бухгалтерского учета, а в итоге – стимулировать минимизацию затрат посредством внедрения специальных программ экономического анализа и прогнозирования (например, известны и достаточно широко применяются такие программные средства как: «Экономический анализ 2.0», «1С: Предприятие 8», «Парус», «Project Expert», «Eviews», «Инэк-Аналитик» и др).

 Подчеркнем, что в условиях перехода к цифровой экономики остро встает проблема выбора наиболее эффективных методов управления стратегией с целью поддержания равновесия, стабильной платежеспособности и инвестиционной привлекательности предприятия. При этом, на наш взгляд, основное предназначение внедрения цифровых технологий состоит в максимально полном использовании информационно-технологических ресурсов в целях повышения производительности предприятия и снижения производственных затрат с целью повышения финансового результата [16]. В этой связи, можно сделать вывод, что модернизация процесса стратегического управления является закономерностью процесса трансформации, поскольку она выражает сложившиеся устойчивые связи, зависимости в новых условиях экономики. Динамичное развитие новой экономики обеспечивается укреплением позиций компании, путем увеличения количества и улучшения качества адекватно применяемых финансовых инструментов, а также слаженным взаимодействием и четкостью структуры финансовых институтов. Практическое применение цифровых технологий в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия способно обеспечить экономическое развитие компании, рост числа ее успешных проектов, повышение уровня кибербезопасности, а также доступность финансовых услуг клиентам и финансовую стабильность на концептуально новом уровне [17, 18].

Мы полагаем, что уже сегодня необходимо разрабатывать новые дополнительные критерии экономического рос­та, которые бы учитывали информационно-технологическую составляющую современной модели экономики, а также новые подходы к созда­нию цифровой платформы для контроля, мониторинга и регулирования процесса формирования стратегии предприятия. В настоящее время формирование цифровой экономики происходит в большей степени в сфере технологического развития цифровых технологий при значимом недостатке экономических способов и административных алгоритмов их применения. При этом возможно возникновение феномена, когда новые мощности и возможности цифровой экономики станут в основном применяться с целью накапливания и сохранения больших массивов сведений в отсутствии их преобразования в управленческие решения. Данный факт подтверждается отсутствием существенного воздействия быстрого формирования телекоммуникаций в России в минувшие года на рост инновационности и производительности экономики компаний и регионов. В значительной мере это сопряжено с недостатком определенных алгоритмов и модификаций программных средств на задействованных цифровых платформах.

Важно понимать, что дальнейшее направление реформирования стратегического планирования предприятий в условиях развития цифровой экономики целесообразно синхронизировать с соответствующим совершенствованием нормативно-правовых основ. Так, например, раздел 3 «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» следует конкретизировать следующими составляющими.

1)         Разработка финансовых идентификаций, алгоритмов прогноза, мониторинга стратегических показателей, обеспечивающих эффективное администрирование корпораций.

2)         Формирование цифровой платформы эффективного и стабильного развития регионов РФ.

3)         Унификация методов использования цифровых технологий в управлении развитием компаний, регионов.

4) Повышение квалификации управляющих, менеджеров и экспертов министерств, регионов и компаний обеспечивающих мониторинг и исполнений плановых показателей и эффективного развития кластеров территориально-отраслевого разделения труда.

Таким образом, без корректировки имеющейся программы цифровой экономики, скорее всего, будут реализованы большие инвестиции в промышленное обеспечение но без соответствующей отдачи и значимого воздействия на экономику. Однако, согласно эксперименту предыдущих десятков лет, создание программного и математического обеспечения (software) не менее важно, нежели создание технологического обеспечения (hardware) и также требует значительных расходов не предусмотренных по определенным направлениям цифровизации экономики РФ. Поэтому, следовало бы также cкорректировать и ряд разделов Положения о государственной автома­тизированной информационной системе «Управление» и ряда смежных документов, в которых отсутствуют некоторые ключевые функций стратегического планирования. Например, раздел «Обеспечение стратегического планирования» учитывает наблюдение, управление, надзор и регистрацию (т.е. контрольные функции) и не предусматривает ни одной из функций мониторинга, групповых оценок и непосредственно планирования. Подобным способом, возникает очевидное разногласие между названием раздела и его содержанием, но функция стратегического планирования почти всегда остается без соответствующего обеспечения [19-20].

Образцы интенсивного преобразования данных в управленческие инструменты имеют все шансы быть модификации оценки стратегической стабильности компаний и ее основных элементов. Так, для оценки важнейшей составляющий части стратегической стабильности компаний возможно применять синтетические показатели, характеризующие выбранные сегменты деятельности компании (таблица 2).

 

Таблица 2 – Специфика формирования показателей конкурентоспособности компании

Управленческие кри­терии

 Факторы

Эффективность стратегии и менедж­мента

Экономические результаты и эффективность стратегии развития

Финансовое положе­ние

Ликвидность, рентабельность, прибыль­ность, рыночная привлекательность

Инновационность

Объем, уровень, затраты на НИОКР (сравнение с ана­логами отрасли, основными конкурентами)

Продуктивность

Уровни загруженности воздушных судов

Качество услуг

Количество оплаченных предзаказов, возвратов, повторных обращений, постоянных клиентов бизнеса

 

При этом, крайне важно использование в процессе стратегического планирование адекватных экономико-управленческих методов и алгоритмов расчета тих или иных показателей. Зачастую в системах управления происходит механическое накопление ста­тистических данных, что приводит к неверным выводам, особенно в условиях скачкообразной динамики ряда показателей развития.

На сегодняшний день информация по стратегической устойчивости предприятий регионов РФ разрознена и практически не учитывается при стратегическом планировании. При этом методы ее обработки и преобразования в управленческие документы зачастую отсутствуют. Поэтому мы предлагаем следующую структуру платформы цифровизации стратегического пла­нирования предприятия, отражающую наиболее значимые подсистемы (сектора) цифровой платформы стратегического планирования корпорации (рисунок 1).

С точки зрения системного подхода, система рассматривается как множество  элементов находящихся во взаимной связи друг с другом и образующих целостность. При этом, для реализации системного подхода важность имеют понятия элемент, компонент (как более крупное взаимосвязанное образование элементов), подсистема (если речь идет об иерархии), межэлементные связи, структура. С этой точки зрения, предложенная модель цифровизации представляет собой информационно-коммуникационную технологию, платформу внутреннего взаимодействия подсистем, определяющих специфику цифровой конфигурации компании.   Фактически она выполняет роль некоего интегратора, конструктора цифрового менеджмента, который может менять конфигурацию взаимосвязей и аналитическое наполнение. Такая технология позволяют также объединить большое количество задействованных источников информации, провести анализ наиболее существенных показателей, финансовой аналитики за интересующий период, принять взвешенное управленческое решение. Данная система может быть модифицирована с учетом специфики действия компании во внешней среде, а также исходя из конкурентных преимуществ внутренней среды и взаимосвязи ведущих структурных элементов.

 

Рисунок 1 – Предлагаемая схема цифровизации платформы стратегического планирования деятельности корпорации

Таким образом, учитывая логистические схемы взаимодействия между подсистемами, движение потоков информации проис­ходит путем скоординированного взаимодействия управленческой, экономической и тех­нической составляющей процессов цифровой платформы. На основе предложенной платформы обеспечение стратегической устой­чивости компании предлагается реализовывать пу­тем коллективного (а не раздельного) развития ее составляющих, а именно интеллектуальной, технической и про­граммной. При односторонней цифровизации с помощью накапливания и формирования локальных отчетных сведений неминуемо обесценятся ее потенциальные возможности, произойдут последующая бюрократизация и снижение качества адресного управленческого воздействия. Напротив, комплексный аспект регулирования позволит исключить односторонность решений и их отрицательные последствий.

В заключении подчеркнем, что в условиях цифровизации планирование выступает центральным звеном стратегического уп­равления для компании любого уровня и организационно-правовой формы хозяйствования, с помощью которого становиться возможным определять не только текущее состояние экономического субъекта, его цели и ориентиры, но и сегментировать перспективные сектора логистического взаимодействия с внешней средой. При этом, следует отметить, что в процессе формирования стратегических планов развития предприятий, традицион­ных методов планирования и прогнозирования становиться недостаточно, вследствие чего возникают проблемы при при­нятии решений об оптимизации стратегии развития компании. На сегодняшний день в условиях макроэкономической нестабильности и кризисных явлений в экономике, которые не только оказывают негативное влияние на деятельность компаний в целом, но и выявляют проблемные и уязвимые места в используемой стратегии обеспечения конкурентоспособных позиций на рынке, резко возрастает риск при­нятия не обоснованных, не сбалансированных управленческих решений на основе использования не релевантной, устаревшей или недостоверной информации.

Результаты. Одним из основных направлений увеличения конкурентоспособности компании в современных условиях, считается определение стратегических ценностей и формирование факторов их достижения с учетом рационального сочетания ресурсной, экономической, производственно-отраслевой основы, профессионального менеджмента и клиентоориентированного маркетинга  компании. Развитие стратегического планирования в условиях цифровой экономики безусловно накладывает определенный отпечаток как на сам процесс планирования, так и на выбор применяемых методов и инструментария. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в условиях цифровой экономики обязательным условие эффективного функционирования российских компаний является наличие четко проработанного и обоснованного стратегического плана, нацеленного на обеспечение устойчивого развития организации в будущем периоде. Современная методология стратегического планирования основывается на различных подходах, имеющих в своем арсенале многочисленный набор инструментов стратегирования. К числу основных перспективных направлений развития стратегического планирования в условиях цифровой экономики стоит отнести во-первых совершенствования нормативно-правовых основ, регулирующих развитие цифровой экономики, а во-вторых – использование экономико-управленческих методов на основе внедрения платформы цифровизации стратегического планирования деятельности экономических субъектов, которая позволит обеспечить статическую устойчивость, стабильность и конкурентоспособность компаний в перспективе. В обстоятельствах ужесточающейся конкурентной среды, основным инструментом обеспечения стабильного развития компаний по-прежнему является стратегическое планирование.

Список литературы

1. Волкова Э.С. Модернизация цифровой экономики в разрезе стратегического планирования на основе теории адаптивного управления / Э.С. Волкова // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 5 (95). С. 85-87.

2. Агабалаева Э.Т. Этапы разработки и реализации стратегии развития предприятия / Э.Т. Агабалаева, А.Н. Джиеналиева // Современный взгляд на будущее науки. - 2017. - № 11. - С. 6-7.

3. Варушкина Ю.В. К вопросу о понятии и значении стратегии предприятия / Ю.В. Варушкина // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - № 58. - С. 29-33.

4. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 c.

5. Казаченко Е.В. Изменения в стратегическом управлении предприятиями в цифровой экономике / Е.В. Казаченко // Современные проблемы менеджмента. 2018. С. 182-185.

6. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды», doi:https://doi.org/10.1596/978-1-4648-0671-1.А. URL: https://openknowledge.worldbank.org/; http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR2016Overview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-OUO-9.pdf.

7. Юшков К.С. IT-Стратегия развития предприятия в формате цифровой экономики // Юшков К.С., Ялунин М.Н. // Экономика и предпринимательство. - 2017. № 7.- С. 994-998.

8. Цифровизация финансово-кредитной сферы в современной России / Е.В. Агеева, М.А. Афанасова, А.С. Баландина и др.; под общ. ред. М.Г. Жигас, А.А. Шелупанова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 407 с.

9. Левчаев, П.А. Инновационная модель развития экономики региона: монография. / П.А. Левчаев. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 92 с.

10. Левчаев П.А. Проблемы цифровой экономики. // Научные исследования и разработки. Экономика. - Том 5 № 5, 2017. - Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18558/view.

11. Кокорев А.С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием / А.С. Кокорев // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 28.

12. Бойко, И. П., Евневич, М. А., Колышкин, А. В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2017. № 7. С. 1127-1136. doi:https://doi.org/10.18334/rp.18.7.37769.

13. Мещеряков Р. Цифровая экономика понятия и направления развития. - Электр. ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-ponyatiya-i-napravleniya-razvitiya.

14. Гримашевич О.Н. Стратегическое управление компаниями в условиях цифровой экономики / О.Н. Гримашевич // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74). С. 9-11.

15. Первая международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике»: сборник тезисов выступлений, 22-23 марта 2018 года, Санкт-Петербург / отв. ред. М.К. Ценжарик, И.А. Аренков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.

16. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.М. Маленков. - М.: Проспект, 2015. - 224 с.

17. Полишвили А.С. Финансовая корпорация в условиях цифровой экономики // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - №5. - С. 63-65.

18. Минеева В. М. Концептуальные основы цифровой трансформации экономики. URL: https://rcsme.ru/ru/library/show/8828/.

19. Рязанов В. Т. Новая технологическая революция: ожидания и варианты будущей модели экономики // Экономическое возрождение России. - 2019. - № 4. - С. 43-52.

20. Электронная экономика: особенности и принципы функционирования. // Актуальные проблемы управления в электронной экономике: Одиннадцатые Ходыревские чтения: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. Курск, 01 июня 2018 г. / под ред. докт. экон. наук, проф. В.Н. Ходыревской; Курск. гос. ун-т. Курск, 2018. С. 184-188.


Войти или Создать
* Забыли пароль?