ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены актуальные проблемы ценностно-мотивационных ориентаций современной молодежи в трудовой сфере. Произведен аналитический обзор теоретической и эмпирической литературы и выявлены факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций в трудовой сфере. Определены особенности ценностных ориентаций молодежи Краснодарского края, на основе чего даны рекомендации по повышению трудовой мотивации и активности молодежи.

Ключевые слова:
молодёжь, базовые ценности, трудовые ценности, трудовые установки, мотивация, трудовая мотивация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одним из основных факторов успешного функционирования любой организации является ее трудовой потенциал. В условиях жесткой рыночной экономики выживаемость организации напрямую зависит от наличия в ней высококлассных специалистов, умеющих быстро адаптироваться к изменчивой среде. И в этой связи, молодежь оказывается наиболее конкурентоспособной и мобильной социально-демографической группой. Однако для того, чтобы сотрудник организации задействовал весь свой потенциал и эффективно выполнял задачи организации, у сотрудника необходимо сформировать высокий уровень мотивации к трудовой деятельности. А, учитывая тот факт, что ценностно-мотивационная система молодежи сегодня претерпевает значительные изменения, исследования в области ценностно-мотивационной сферы молодежи приобретают сегодня особое значение.

Трудовая мотивация молодежи − чрезвычайно многогранное явление. В широком смысле под «мотивацией труда» понимается субъективное отношение работника к труду, наличие или отсутствие заинтересованности в самом процессе труда и его результатах [1]. В основе мотивационной сферы личности и исходных формах ее активности лежат потребности − динамично-активные состояния личности, вызванные стремлением побороть, возникающие под воздействием конкретных условий существования, зависимости [2]. И в этой связи, под мотивацией трудовой деятельности понимается совокупность внешних и внутренних факторов, побуждающих к деятельности и придающих ей определенную направленность.

Мотивация трудовой деятельности, как и ее характер, напрямую определяется конкретным набором трудовых ценностей. Произошедшие за последние десятилетия трансформации социально-экономической сферы обусловили невозможность использовать современной молодежью образец жизненного пути, опыт и достижения предыдущих поколений в собственной практике, тем самым вызвали необходимость формирования собственных ценностных установок, отвечающих современным реалиям.

Представители современной молодежи отличаются эгоцентричным отношением к труду и рассматривают трудовую деятельность, прежде всего, как источник удовлетворения собственных потребностей [4], чем существенно отличаются от представителей советской молодежи, основными ценностными ориентирами которой являлись коллективизм и альтруизм [3]. В целом весь процесс изменения в области отношения к трудовой деятельности молодежи страны может быть представлен как переход от идеократического общества, для которого характерен отказ от индивидуальности в пользу коллективизма, и отношение к труду как к всеобщему благу страны [5], к социуму наемного труда и потребления, для которого удовлетворение собственных желаний, потребностей и нужд является первостепенным в иерархии ценностей.

Тенденция к инструментализации трудовых ценностей российской молодежи подтверждается сегодня многими российскими учеными. Одними из первых, кто пришел к этому выводу, были М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, которые подробно проанализировали в своих трудах историю социологических исследований молодежи СССР и современной России, а также провели качественный анализ тенденций ценностных ориентаций молодежи в различный период времени, выявленных благодаря проведенным ими социологическим исследованиям [6]. Об этом свидетельствуют и данные других социологических исследований, проведенных М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги, целью которых являлось изучение ценностных ориентаций современной молодежи, позволивших доказать, что трудовые ориентации и установки молодых людей преимущественно связаны с ориентацией на высокий заработок [7, с. 169].

Одной из причин, по которой молодежь сегодня стремится, прежде всего, к получению материальной выгоды, а не к самореализации в профессии, является активно распространяющаяся в социально-экономическом пространстве рынка труда, «идеология потребительства», еще одной причиной является успевший сформироваться в наше время стереотип «успешности» в отношении работы, ведущим к серьезной деформации мотивационного поля молодежи в отношении профессиональной ориентации.

То, каким образом на ценностно-мотивационную ориентацию молодежи в сфере труда оказывает влияние экономическая ситуация в стране можно увидеть, проанализировав результаты социологических исследований, изложенные в трудах М. Козыревой и А.И. Смирнова, основной целью которых было понять, как именно кризисная ситуация в стране влияет на ценностно-мотивационную систему молодежи. Так, результаты исследования показали, что в условиях экономического кризиса основным критерием при выборе работы для молодежи выступает размер заработной платы [8, c. 60]. При этом стоит отметить, что сегодня доля тех, кто отдает предпочтение меньшей заработной плате взамен на более удобный график труда, сокращение рабочего времени и т.д. значительно меньше, чем до кризиса [8, c. 60]. Также стоит отметить, что в условиях экономической нестабильности, высокий заработок оказывается для молодежи привлекательнее интересной и творческой работы. Важно также заметить, что в отличие от представителей более старшего поколения, отдающего предпочтение при выборе работы стабильному заработку и гарантиям занятости, молодежь чаще готова много работать и иметь высокую оплату труда, даже без гарантий на будущее [8, c. 61].

Причинами такого рода трансформаций в системе мотивационных ориентаций молодежи выступают такие общественные явления, характерные для современного российского общества, как: несогласованная работа сферы образования и рынка труда и, как следствие, дезинформация и дезориентация молодежи относительно востребованности специальностей, на которые осуществляются наборы в образовательные учреждения; непомерно высокие требования работодателей к молодым специалистам при низкой заработной плате; сложность и неопределенность социально-экономической ситуации, порождающая невозможность адекватно оценивать профессионально-трудовые перспективы на российском рынке труда [2]. Все это способствует формированию неадекватных ожиданий у молодежи и, как следствие, трудности с поиском рабочего места, соответствующим специализации полученного образования.

 Для того чтобы понять на сколько эти тенденции распространены в среде молодежи Краснодарского края в мае 2021 г. было проведено социологическое исследование с применением метода анкетного опроса. В соответствии с целями исследования была использована стихийная выборка на основе фактора доступности. Всего в опросе приняли участие 183 чел., все они являются жителями Краснодарского края в возрасте от 18 до 30 лет, из них мужчин − 74,  женщин – 109, выборка является репрезентативной по полу и возрасту.

Результаты исследования позволили выявить некую парадоксальность сложившейся системы ценностей молодежи, которая состоит в том, что любимая работа представляет значительную ценность для молодых людей, в то время как ценность труда находится на критически низком уровне. Другой парадокс состоит в том, что, несмотря на второстепенную роль материального благополучия в ценностной системе молодежи, подавляющее число респондентов на вопрос о том, что имеет наибольшую ценность в работе, ответили «хорошая зарплата», затем по степени важности оказались такие категории, как «интересная работа», «карьерный рост», «надежность и стабильность», «удобный график работы» и т.д. (рис. 2). Эти данные позволяют говорить о том, что основной мотивацией трудовой деятельности для молодежи является материальное вознаграждение.

Кроме того, доказательством значимости материальных аспектов жизнедеятельности для молодого поколения служит тот факт, что среди множества проблем, которые волнуют современную российскую молодежь, респонденты на первое место поставили трудности материального характера (67%). На втором месте оказалась проблема трудоустройства (55%), на третьем – жилищная проблема (52%), четвертую ступень заняли проблемы профессиональной реализации (37%), на пятой позиции представлены проблемы карьерного роста (26%).

Интересным было узнать какие качества по мнению молодежи необходимы для того, чтобы добиться успеха и благополучия в жизни. На первом месте расположилась «ответственность» (76%); 2-й по популярности ответ – «образованность» (49%). Также в числе важных качеств, способных привести к успеху, оказались целеустремленность (46%), креативность, творческие наклонности (42%), сила воли (31%) и др. Профессионализм в качестве необходимого условия для достижения жизненного успеха выбрали 22% опрошенных. Происходит это потому, что полученное профессиональное образование в России очень часто не совпадает со сферой последующего трудоустройства молодежи.

Таким образом, подводя итоги проведенного теоретического и эмпирического анализа материалов по выбранной проблематике, можно сделать несколько выводов и обобщений. Основным мотивом трудовой деятельности современной российской молодежи выступает получение прибыли, т.е. трудовая деятельность выступает, прежде всего, неким средством достижения материального благополучия, а не способом профессиональной самореализации. Причиной такого выбора служит непростая ситуация в сфере трудоустройства, вынуждающая молодых людей жертвовать своими профессиональными ожиданиями и ориентациями ради материального благополучия.

Также сложившаяся на рынке труда ситуация, характеризующаяся высокой степенью неопределенности и риска, вынуждает молодежь постоянно приспосабливаться к ней, реализуя тактику высокой трудовой мобильности, т.е. готовности заняться выгодной с точки зрения оплаты труда работой. При этом молодежи приходится много работать для того чтобы обеспечить себе желаемое материальное благополучие, независимо от того, совпадает ли характер работы с приобретенной специальностью. Естественно, такая тактическая стратегия адаптации на рынке труда, не связанная с разработкой и реализацией долговременных планов профессионализации и достижения успеха в конкретной профессиональной сфере, ведет к депрофессионализации молодежи.

В целях оперативного реагирования на изменения в системе социально-трудовых отношений необходимо продолжить формирование взвешенной политики молодежной занятости и повышения трудовой ориентации, а также адаптационных возможностей молодежи на основе:

− создания системы профессионального обучения и профессиональной подготовки, способной реагировать на изменение потребностей экономики;

− разработки мер по обеспечению достойной оплаты труда молодых работников;

 − повышения ответственности работодателей за соблюдение безопасных условий труда, процедуры приема и увольнения молодежи;

− обеспечения социальной защиты молодежи от неплатежеспособности недобросовестного работодателя;

 − обеспечения необходимого уровня охраны труда;

− разработки комплекса мер по социальной защите молодежи;

− формирования активной позиции молодежи;

− обеспечения необходимой нормативно-правовой и социально-психологической помощи.

 

Список литературы

1. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. − 2019. − Т. 29. − №1. − С. 57-63.

2. Рожкова Л.В., Влазнева С.А., Сальникова О.В., Дубина А.Ш. Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности // Социодинамика. − 2019. − № 1. − С. 70-80.

3. Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Трудовые ценности и трудовая активность современной российской молодежи // Социологические науки. − 2017. − С 112-118.

4. Лапин Н.И. Базовые ценности и социокультурная трансформация России // Социология власти. − 2016. − №4. − С 34-43.

5. Деева Н.Н. Ценностно-нормативный подход к трудовой деятельности человека в современной России [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/deeva.pdf (дата обращения 15.04.2021).

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. − 2012. − № 3. − С. 23-46.

7. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. − Москва :ЦСПиМ, 2010. 252 с

8. Козырева П.М., Смирнов А.И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М.К. Горшков. − Москва: Новый Хронограф, 2017. − С. 49−71.

Войти или Создать
* Забыли пароль?