В данной статье рассмотрено влияние заданий со свободно конструируемым ответом ЕГЭ по истории на валидность тестовых результатов. ЕГЭ является одним из основных тестов с высокими ставками для российских учащихся. Несмотря на то, что ЕГЭ рассматривается одновременно как выпускной и вступительный экзамен, валидность этого важного теста масштабно не исследовалась. Ярко выраженная эволюция варианта контрольно-измерительного материала (КИМ) экзамена к большему включению заданий с открытым ответом вызывает вопрос о связи между этими изменениями и валидностью тестовых результатов. В рамках данного исследования проведены глубинные полуструктурированные интервью с 36 экспертами ЕГЭ по истории, которые позволили выделить три основные угрозы валидности: критерии оценки заданий 24 и 25, содержание самих заданий, субъективная работа экспертов. Собранные материалы интервью подвергнуты содержательному анализу, результаты которого представлены вместе с рекомендациями по дальнейшему улучшению процесса создания и проверки заданий.
валидность, ЕГЭ по истории, тесты, задания со свободно конструируемым ответом
1. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по истории [Электронный ресурс]. URL : http: // doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Istoriya_mr_2020.pdf.
2. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Эволюция экзаменационных моделей КИМ ЕГЭ по истории // Педагогические измерения. 2018. № 2.
3. Балашов А.И., Баркова Т.Н., Бороденя В.А. и др. Вторая мировая война: защита исторической памяти и противодействие ее фальсификации : Монография / Под ред. А.И. Балашова. - СПб., 2020.