РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВЬЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ПЕДАГОГИЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальности развития здоровьесберегающей компетентности учителя общеобразовательной школы в соответствии с современными требованиями и необходимости включения ее в перечень ключевых компетентностей для каждого специалиста, работающего в сфере образования. На основании проанализированной психолого-педагогической литературы по вопросам повышения профессиональной компетентности учителей было сформулировано понятие здоровьесберегающей компетентности учителя. Представлены структура и направления развития данной компетентности учителя по предмету «Основы здоровья» в системе последипломного педагогического образования c использованием новых методологических подходов, одним из которых является мониторинг. Предложены направления использования учителем мониторинга при здоровьесберегающей деятельности. Представлены некоторые результаты исследования, которые показывают перспективы использования метода мониторинга для развития здоровьесберегающей компетентности учителей в последипломном педагогическом образовании. Отмечено, что структура здоровьесберегающей компетентности учителя основ здоровья, процесс ее развития в системе последипломного педагогического образования видоизменяются, корректируются в связи с развитием практики по вопросам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Определение содержания, структуры, методик развития здоровьесберегающей компетентности учителя основ здоровья требует дальнейшей разработки, анализа, систематизации и обобщения. Мониторинг формирования данной компетентности учителя имеет сложную структуру, различные функции и требует дальнейшего разностороннего изучения, в первую очередь как метод обучения педагога на этапе последипломного образования.

Ключевые слова:
профессиональная компетентность учителя, здоровьесберегающая компетентность, система последипломного педагогического образования, мониторинг, здоровый образ жизни.
Текст

Образование по вопросам здоровья и безопасности жизнедеятельности в дальнейшем может определить качество жизни каждого человека и общества в целом. Повышение качества образования учащихся во многом зависит от профессиональной компетентности учителя и наличия в образовательных учреждениях достаточного количества подготовленных специалистов (руководителей, методистов, учителей), способных внедрять сохраняющие здоровье технологии во все сферы деятельности школы, поскольку воспитание здоровых детей зависит от усилий всего педагогического коллектива. При этом приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), безопасности жизнедеятельности (БЖД) будет тем эффективнее, чем выше уровень профессиональной компетентности и культуры здоровья педагогов.

Цель настоящей статьи — характеристика особенностей повышения квалификации учителей, развития их здоровьесберегающей компетентности (ЗСК) в системе последипломного образования с использованием новых методологических подходов, в частности мониторинга.

Список литературы

1. Постанова Кабінету Міністрів України від 14 січня 2004 р. № 24 «Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти» // Офіційний вісник України. 2004. № 2. С. 49.

2. ЮНЕСКО. Профилактическое образование в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор нормативной базы и существующей практики. Итоговый отчет, 2013. М.: ООО «Верди», 2013. С. 108.

3. Василашко И.П. Новий предмет «Основи здоров’я». Ефективність упровадження (За результатами моніторингового дослідження 2008 року) // Здоров’я та фізична культура. 2009. № 28 (160). С. 3-10.

4. Бойченко Т.Є. Підвищення рівня здоров’язбережувальної компетентності як чинник розвитку творчого потенціалу керівних кадрів освіти // Збірник наукових праць / Нац. пед. ун-т ім. М.П. Драгоманова. К.: Вид-во НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2013. Вип. 28. С. 84-89.

5. Моніторинг якості освіти: світовий досвід та українські перспективи: посібник / Кол. авторів: О. Локшина, Т. Лукіна, О. Ляшенко, О. Савченко та ін.; під заг. ред. О.І. Локшиною. К.: К.І.С., 2004. 128 с.

6. Актуальні проблеми здоров’язбереження в Україні: педагогічні та медичні проблеми репродуктивного здоров’я: матеріали Міжнародного науково-практичного семінару (24 квітня 2014 року, м. Київ) / упор. Л.Г. Горяна, Н.О. Терентьєва. Черкаси: Видавець Чабаненко Ю. В., 2014. 128 с.

7. Вилсм Д. Системы мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы. 1995. № 1. С. 37-41.

8. Василашко И.П. Кабінет з основ здоров’я: документація та організація. Методичний посібник. К.: Шк. Світ, 2012. 104 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?