сотрудник с 01.01.2004 по настоящее время
Новосибирск, Новосибирская область, Россия
сотрудник с 01.01.2009 по настоящее время
Новосибирск, Новосибирская область, Россия
BISAC PSY012000 Education & Training
В данной статье исследуется актуальная студенческая проблема современности — способы реализации внутриличностного конфликта в агрессивных формах поведения, механизмы проявления, гендерные особенности агрессивности в студенческой среде. В теоретической части исследования определяются основные понятия и современные концепции, которых придерживаются авторы статьи. Практическое исследование построено на выявлении и изучении групп в студенческой среде вуза, наиболее склонных к проявлению агрессивности; на выделении в группах студентов, склонных к проявлению разных видов агрессии в форме отклоняющего поведения. Основным инструментарием исследования послужили следующие методы и методики: разработанный авторами экспресс-опрос; опросник агрессивности А. Басса — А. Дарки (BD); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП); наблюдение; метод коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В ходе проведенного исследования были получены следующие достоверные выводы. У девушек выявлены связи слабости волевого контроля эмоциональной сферы в проявлении вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражительности и подозрительности. У юношей слабость волевого контроля коррелируется с раздражительностью, косвенной агрессией, негативизмом и обидой. Делинквентное поведение характерно только для юношей. Склонность к агрессии и насилию в женской выборке группы риска связана с вербальной, физической и косвенной агрессией как способом разрядки. Женская агрессивность может проявляться в готовности к проявлению негативных реакций и оппозиционной манере в поведении. В мужской выборке группы риска склонность к агрессии и насилию имеют менее выраженные корреляционные связи с негативизмом, а также наиболее частым способом решения ситуации является физическая агрессия. Авторы предлагают направления проведения психолого-педагогической работы в вузе со студентами, имеющими различные формы проявления агрессивности.
агрессия, агрессивность, отклоняющееся поведение, формы отклоняющегося поведения, гендерные различия, показатели проявления агрессию, направления профилактики и коррекции агрессивного поведения
1. Багина В.А., Боровкова О.А., Понимасов О.Е., Николаев С.В. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 4 (122). С. 218-222.
2. Браткова, В.А., Веселкова Е.А. Взаимосвязь акцентуаций характера с аффективными расстройствами и их влияние на психологическую адаптивность студентов // Colloquium-journal. 2019. № 7-5 (31). С. 31-32.
3. Веселкова Е.А., Юстус С.А. Жизненные стратегии подростков, склонных к зависимому поведению. Физический ресурс программы "Реальный мир" // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. Т. 5. С. 220-227.
4. Веселкова, Е.А. Анализ группы риска аддиктивного поведения студентов университета // Аллея науки. Электронное издание. 2018. Т. 1. № 6 (22). С. 970-973. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/June_journal/1%20tom%20Iyun.pdf (дата обращения: 16.11.2019).
5. Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Мирзамамедова Г.Ф. Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 152-156.
6. Гнидин, О. П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред: дис ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008. 271 с
7. Горбылёва, К.В. Особенности эмоциональной направленности и оценка агрессивного поведения у студентов различных специальностей // Theoretical & Applied Science. 2018. № 6 (62). С. 132-135.
8. Ивашиненко, Л.В., Ефимова, Е.В., Ивашиненко, Д.М. Специфика проявления агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. №2. Публикация 7-2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-2/7-2.pdf (дата обращения: 16.11.2019). DOI:https://doi.org/10.12737/20084.
9. Кашник О.И., Веселкова Е.А. Аддиктивное поведение студентов как предмет воспитательной работы в вузе // Образование как единство обучения и воспитания: Материалы международной научно-методической конференции 3 февраля 2016 г. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения. 2016. С. 363-367.
10. Кашник О.И., Самардак М.В., Веселкова Е.А., Берчатова Ю.В., Брызгалина А.А. Аддиктивное поведение студенческой молодёжи: особенности проявления // Педагогические заметки. 2015. Т. 8. № 3. С. 3-6.
11. Кашник, О.И., Веселкова Е.А. Особенности проявления аддиктивного поведения у студентов вузов // Наука вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. по материалам XХХ междунар. науч.-практ. конф. 01.2016. № 1 (23). С. 55-59.
12. Лебеденко, О.А., Махно, О.С. Особенности агрессивного поведения студентов - будущих педагогов с разным уровнем эмпатии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 67-72.
13. Лукьянов А.С., Фурсова Д.В. Связь тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью: результаты исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 341-344.
14. Льноградская, О.И., Трифонова Ю.А. Исследование агрессивного поведения студентов технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. 2016. Т. 10. № 3-2. С. 14-18.
15. Неганов, А. Ю. Снижение агрессивности студентов на занятиях физической культурой в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 179 с.
16. Нечепуренко, Т. В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 223 с.
17. Хохлова, Е. В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 220 с.
18. Цакаев, С. Ш. Педагогические условия реализации мотивационной атрибуции агрессивности студентов вуза в учебной деятельности (на примере вуза физической культуры): дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 136 с.
19. Яворская М.В., Коренчук В.В. Структура агрессии у студентов ТГМУ с открытым агрессивным поведением // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-2. С. 19-22.
20. Ярмоленко, Г. П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2004. 161 с.
21. Rebecca Thomas. College Student peer aggression: A review with applications for colleges and universities. // Science Direct, Aggression and Violent Behavior. Volume 48, September - October 2019, pp. 218 - 229.