УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности документирования системы менеджмента качества ШСМК). Дана краткая характеристика требований, предъявляемых к изложению и оформлению документации СМК предприятия. Определена специфика управления документацией СМК и обозначены основные проблемы, которые могут быть вызваны неправильным управлением документацией.

Ключевые слова:
управление; система менеджмента качества; документирование.
Текст

В системе менджемента качества (СМК) организаций документооборот является неотъемлемой частью управления. Результативность действий организации во многом определяется наличием документов, адекватно описывающих процессы в организации, а также документов, отражающих положение дел, в частности, в области менеджмента качества. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г.) [6] устанавливает состав и статус документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. Требования к документации в СМК определяются необходимостью передачи целей на нижние уровни организации, идентификации проблем, согласованности действий и предоставления объективных доказательств полученных результатов. Каждая организация должна разрабатывать объем документации, который ей необходим для демонстрации эффективности планирования, работы, контроля и постоянного совершенствования системы менеджмента качества и ее процессов.

Документирование системы менеджмента качества может относиться ко всей деятельности организации или ее отдельной части, например, к отдельным требованиям в зависимости от природы продукции, процессов, требований договора, руководящих положений или самой организации. Важно, чтобы требования и содержание документации системы менеджмента качества соответствовали стандартам по качеству.

Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:

  • достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
  • обеспечению соответствующей подготовки кадров;
  • повторяемости и прослеживаемости;
  • обеспечению объективных свидетельств;
  • оценке эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.

Разработка документации не должна быть самоцелью. Документация в системе менеджмента качества создается для того, чтобы спланированные оптимальные и рациональные действия, объединенные в процессы, были описаны и использовались работниками для одинакового выполнения однородной работы, с предсказуемой результативностью и эффективностью. Каждый работник имеет необходимую документацию на своем рабочем месте, пользуется ею в процессе выполнения работы. Следует отметить, что наличие документации, описывающей процессы, существенно уменьшает период адаптации новых работников.

Список литературы

1. Алексеев А. Управление документами. Публикация по материалам статьи «Mirel E. Janitz, Document Control. Quality Progress, June 2003» // ММК. - 2004. - № 3. - С. 56, 57.

2. Демина Л.Н. Управление документацией системы менеджмента качества // Технологии качества жизни. - 2011. - №1. - С. 45-50.

3. Исаев С.В. Документация в системах менеджмента // ММК. - 2007. - №5. - С. 41-44.

4. Королева Н.А. Методика выявления основных свойств документов СМК // Образование и общество. - 2010. - № 4. - С. 32-36.

5. Маликова М В. Управление документацией системы менеджмента качества // Технологии качества жизни. - 2002. - Т.2. - № 1. - С. 45-64.

6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 03.12.2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Войти или Создать
* Забыли пароль?