студент
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы, которые касаются реконструкции Щелковского шоссе – вылетной магистрали на Востоке Подмосковья и столицы, которое занимает важное место в транспортной инфраструктуре Московской агломерации. Было выяснено, что сегодня возможно локальное улучшение транспортной ситуации на шоссе в некоторых проблемных местах. Однако дорога требует тотальной реконструкции, которая должна быть осуществлена с привлечением инвестиций не только Подмосковья, но и Москвы, а также частных инвесторов. Предложенные проекты должны быть тщательно спланированы, что позволит избежать различных проблем. Кроме того, первым делом необходимо при разработке плана реконструкции учесть мнение экологов для сохранения природного ландшафтов и спасения большого количества растений и животных от возможной гибели.
строительство, транспортная инфраструктура, пешеходный переход, дорога, агломерация, реконструкция, природный ландшафт
Щелковское шоссе является важной транспортной артерией, которая связывает на Востоке столицу с густонаселенными городами Московской области – Балашихой, Щёлково, Черноголовкой.
Сегодня Щелковское шоссе испытывает большие трудности в связи с низкой пропускной способностью своих магистралей. Ежедневно большое количество людей пользуются данной дорогой, передвигаясь по ней как на общественном транспорте, так и на личном автомобиле.
За последние годы транспортная ситуация на шоссе сильно осложнилась по причине отсутствия плановой и необходимой реконструкции. Кроме того, в городах Подмосковья активно возводятся квадратные метры жилья и еще больше людей начинают пользоваться данной дорогой для перемещения в столицу и обратно.
В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемные участки Щелковского шоссе, находящиеся в Подмосковье (от МКАД до Монинского шоссе), которые вызывают затруднения, и предложить решения по улучшению пропускной способности данной дороги.
Основная проблема, которая встречает пользователей Щелковского шоссе, начинается при подъезде к МКАД. Активно начинает тормозить движение устаревшая клеверная развязка [1-2]. Особенно это заметно в вечерние часы, когда транспортные потоки устремляются в область. Уменьшение полос в сторону области до двух, а также большой объем машин, съезжающих с МКАД, приводит к большому скоплению транспорта и, соответственно, к заторам.
Также осложняют движение и сами водители автомобильного транспорта, постоянно маневрируя и пытаясь как можно быстрее перестроиться в соседние ряды, значительно понижая общую скорость потока машин. Данной проблемой активно стали заниматься, и уже было принято решение. Оно состоит в нанесении новой и оптимальной дорожной разметки, чтобы транспортные потоки так активно не сливались, давая возможность перестраиваться автомобилистам. Кроме того, были установлены камеры видеофиксации нарушений, которые стали ловить нарушителей данной дорожной разметки. Результат сразу появился, однако он способен только решить проблему с недобросовестными автомобилистами, которые снижали основную скорость потока, тормозя движение на шоссе.
К сожалению, вышеперечисленная мера не способна в полном объеме увеличить пропускную способность магистрали. Для решения данной проблемы следует полностью проводить реконструкцию клеверных развязок, а также увеличивать количество полос шоссе, идущих из области в сторону столицы. Однако здесь имеются проблемы – отсутствие необходимых площадей для расширения дороги. Имеются дома частного сектора, без сноса которых реконструкция магистрали станет невозможной.
Следующая проблема шоссе – это наличие большого количества светофоров, которые значительно тормозят движение автомобильного транспорта. Для этого целесообразно делать пешеходные переходы либо наземные, либо подземные [3-5].
Чкаловский путепровод, который расположен рядом с железнодорожной станцией «Чкаловская», был построен для улучшения дорожной ситуации в месте возведения. Однако, получается, что он был запроектирован с определенными недочетами, что сегодня приводит к затруднению движения при выезде на Щелковское шоссе с дороги, ведущей к Звездному Городку. Именно в этом месте, по мнению авторов настоящей статьи, необходимо было делать бессветофорное движение путем увеличения длины Чкаловского путепровода в сторону области. Таким образом, автомобили из Звездного Городка выезжали бы в сторону столицы, разворачивались под путепроводом и въезжали на него по разгонной полосе. Такое решение позволило бы убрать также светофор на улице Лесная, сделав дополнительный разворот в сторону области под путепроводом. Для вышеперечисленного решения имелись технические возможности, а также доступные площади.
Особое волнение сегодня вызывает участок, который начинается от поворота на Звездный Городок и заканчивается при подходе к улице Советская (Монинское шоссе). Именно там образуется большое количество затруднений по причине отсутствия планового расширения дорог, а также из-за активного жилищного строительства, которое осуществляется на прилегающих территориях.
В месте планового окончания Чкаловского путепровода в сторону области идет сужение проезжей части до одной полосы. Это крайне осложняет дорожную обстановку, особенно по вечерам, когда транспортные потоки направляются в сторону области, а также и в выходные дни. Совершенно непонятно, по какой причине там было осуществлено сужение проезжей части.
После обследования данного участка было выяснено, что при проведении определенных работ можно увеличить пропускную способность данного направления шоссе до двух полос в каждую сторону без устройства каких-либо сложных работ. Для этого придется расширять дорожное полотно и избавляться от пешеходных светофоров (возводя наземные пешеходные переходы), которые тормозят движение, ежедневно создавая большое количество заторов на данном направлении.
Сегодня Щелковское шоссе является важной вылетной магистралью, необходимой всем населенным пунктам Подмосковья, которые ей пользуются для передвижения в сторону Москвы и обратно. Ее пропускная способность давно не соответствует современным требованиям. Предложенные точечные реконструкции отдельных участков помогут немного решить определенные проблемы, но полностью устранить их не представляется возможным. Единственное глобальное решение – тотальная реконструкция всей дорожной сети на всем направлении, которая может быть очень экономически затратным мероприятием.
Сегодня предлагается несколько вариантов полной реконструкции шоссе, однако к ним имеется много вопросов. Прежде всего, предлагается создание дублера Щелковского шоссе. Для изыскания свободного места были выдвинуты предложения по использованию части территории заповедника Лосиный остров. Однако это предложение встретило большое количество недовольных среди ученых-экологов, которые заявляют о недопустимости таких действий. По их мнению, это может привезти к деградации окружающих земель, зеленого массива, а также к гибели различных видов животных и насекомых. Другие варианты пока прорабатываются, но точного решения руководство Подмосковья пока не приняло.
Стоит сказать, что экономически целесообразно осуществлять реконструкцию Щелковского шоссе не только с привлечением денежных средств руководства Подмосковья, Москвы, но и различных частных инвесторов.
В качестве мер, снижающих нагрузку на Щелковское шоссе, можно отметить не только уменьшение количества возводимых зданий застройщиками, но и уменьшение их этажности с тяготением в сторону малоэтажной застройки. Ведь все-таки небольшие населенные пункты – малые города и поселки городского типа – это, прежде всего, малоэтажная застройка. А это и небольшое количество жителей по сравнению с многоэтажными домами и, естественно, меньшее количество личного автомобильного транспорта.
Авторы статьи надеются, что решить проблему с реконструкцией Щелковского шоссе возможно с привлечением специалистов из зарубежных стран, для которых любое строительство должно осуществляться с интересом для экологии и окружающей природной среды, для того чтобы для будущих поколений сохранять большое количество природных ландшафтов.
Таким образом, вопрос реконструкции Щелковского шоссе остается открытым и должен быть пристально рассмотрен и одобрен с интересом для всех сторон, участвующих в проекте.
1. Вучик В.Р. Транспорт в городах удобных для жизни. - Москва: Территория будущего, 2011. - 576 с.
2. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. - Москва: Стройиздат, 1979. - 412 с.
3. Бабков В.Ф. Современные автомобильные магистрали. - Москва: Транспорт, 1974. - 208 с.
4. Иконников А.В. Формирование городской среды. - Москва: Знание, 1973. - 64 с.
5. Глазычев В.Л. Урбанистика. - Москва: Европа, 2008. - 200 с.