ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СРОКОВ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стратегической целью в области цифровизации строительства является повышение качества организации капитального строительства на всех стадиях жизненного цикла объекта жилой недвижимости с помощью внедрения информационных технологий. В результате компаративного анализа существующих оптимизированных платформ и программных комплексов, учета их выявленных достоинств и недостатков, а также изучения зарубежного опыта, на примере Московской области авторами предложен проект единой информационной платформы для взаимодействия всех участников строительства. Данная платформа предполагает универсальный код доступа и позволит внедрение во все организации участников строительного производства: заказчиков, проектировщиков, генподрядчиков, субподрядчиков, некоммерческие организации и государственные органы. При этом функциональные возможности такой платформы позволят создать отлаженный процесс производства работ со стороны подрядных организаций и своевременный контроль выполнения работ со стороны заказчика / технического заказчика и государственных органов. Аргументировано, что для оценки эффективности внедрения предлагаемой платформы в строительных организациях необходимо проведение научно-технических исследований методом экспертных оценок, позволяющих по усредненным данным экспертов строить календарные графики реализации жилищных инвестиционно-строительных проектов и осуществлять корректный количественный расчёт сокращения сроков реализации таких проектов.

Ключевые слова:
жилищное строительство, цифровизация, Московская область, инновации, фактор развития, единая информационная платформа, технический заказчик, подрядчик, проектировщик, контролирующий орган
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время основное внимание правительства Московской области в строительной отрасли сосредоточено на вопросах обеспечения качества и развития жилищного строительства. Для этого разрабатываются региональные программы с целью ежегодного повышения объемов ввода многоквартирных домов и улучшения жилищных условий населения. Значительное внимание в данных программах уделяется внедрению инноваций и цифровизации, как одному из приоритетных направлений развития строительной отрасли. 

Главная цель в области цифровизации строительства, с позиций Минстроя России [8], – это повышение качества организации капитального строительства на всех стадиях жизненного цикла объекта жилой недвижимости с помощью внедрения информационных технологий.

Строительная отрасль отличается от других отраслей национальной экономики рядом специфических особенностей, среди которых особое место занимают неопределенность конечного результата по срокам, стоимости и качеству. Это связано с тем, что в процессе реализации таких проектов оказывают влияние ряд внешних и внутренних факторов. Одним из таких факторов является взаимодействие участников градостроительной деятельности при реализации жилищных инвестиционно-строительных проектов.

Основным эффектом от улучшения взаимодействий будет являться повышение производительности и сокращение сроков строительства при достаточном качестве, что, в свою очередь, является актуальной задачей субъектов рынка при реализации любого жилищно-строительного проекта.

На основе изучения весьма значительного массива научных исследований и наработок российских и зарубежных специалистов в области цифровизации строительной отрасли [2, 4, 5, 10 14, 16 и ряд др.], мы предлагаем создание в Московской области единой информационной платформы (ЕИП).

Сущность предлагаемой ЕИП. Для улучшения взаимодействия строительных организаций между собой, а также с государственными органами строительного надзора, необходима поэтапная интеграция между всеми участниками и переход на единую информационную платформу. А таких участников, по данным единого реестра НОСТРОЙ, в нашей стране зарегистрировано более 93 тыс. Кроме того, в Национальном реестре специалистов (НРС) зарегистрировано более 211 тыс. специалистов [3].

В результате компаративного анализа существующих оптимизированных платформ и программных комплексов, учета их выявленных достоинств и недостатков, а также изучения зарубежного опыта, на примере Московской области мы предлагаем проект ЕИП для взаимодействия всех участников строительства. Данная платформа предполагает универсальный код доступа и позволит внедрение во все организации участников строительного производства: заказчиков, проектировщиков, генподрядчиков, субподрядчиков, некоммерческие организации и государственные органы.

С нашей точки зрения, предлагаемая платформа позволит работать всем участникам жилищного строительства Московской области в едином информационном поле. При этом исключится искажение информации при передаче данных от заказчика / технического заказчика до контрольных государственных органов. Все действия подрядчиков будут вестись под контролем технического и авторского надзоров, что обеспечит надлежащие качество и «прозрачность» на всех этапах жилищного строительства.

Несомненно, при внедрении данной цифровой платформы необходимо привлекать к жилищному строительству только высококвалифицированных специалистов, хорошо знающих соответствующую сферу, способных к прогнозированию ситуации и умеющих управлять рисками. Многоступенчатая проверка пользователей обеспечит требования безопасности по этим критериям.

Предлагаемая нами платформа поможет оптимизировать взаимоотношения между государственными органами и создающими участниками строительства на всех этапах проекта. Любой участник определенного строительного процесса сможет иметь актуальную информацию по фактическому выполнению работ в режиме реального времени (online), автоматизированный механизм позволит формировать документацию без потери времени и создавать своевременный документооборот между всеми участниками строительства.

Единый график строительства позволит техническому заказчику с высокой степенью точности прогнозировать свою финансовую модель (финансовые затраты, ввод объекта в эксплуатацию, окупаемость объекта). Генеральному подрядчику точнее планировать материальные и рабочие ресурсы в процессе выполнения работ, минимизировать складские запасы, больше времени уделять качеству работ, не отвлекаясь на формирование документации, а также планировать свое взаимодействие с другими субподрядчиками, сведя при этом количество совещаний к минимуму.

Регистрация и безопасность. На ЕИП большое внимание будет уделено безопасности. Следующие меры позволят обеспечить высокий уровень защиты взаимодействий:

  • использование индивидуальной электронной цифровой подписи (ЭЦП) при подтверждении действий на платформе;
  • подписать документ смогут только пользователи, отмеченные «ответственными» за конкретный документ;
  • предлагаемая платформа будет содержать встроенную защиту, реализованную на основе технологий идентификации Face ID и ЭЦП;
  • все данные будут храниться в облачной системе в регламентированных файлах, что предотвратит потерю и искажение данных при обмене;
  • документы невозможно будет подделать или скорректировать в чью-то пользу;
  • будет осуществлена возможность ограничения доступа к любым объектам системы (задачам, документам, проектам, справочникам и др.);
  • внутренняя гибкая система прав и полномочий будет основана на максимально эффективной и при этом простой модели (CRUD − создание, чтение, редактирование, удаление);
  • будет осуществляться фиксирование действий пользователей в системе.

Юридический аспект:

  • документация из платформы будет иметь юридическую силу в суде.

Регистрация пользователя будет заключаться в проверке на соответствие требованиям системы. Требования безопасности платформы будут обеспечиваться многоступенчатой проверкой пользователей. Блок-схема прохождения проверки представлена на рис. 1.

  1. Регистрация на платформе. При регистрации пользователь заполняет все данные о себе.
  2. Система аккредитации. Проверка пользователя будет осуществляться администраторами ЕИП через интеграцию с основными системами и данными единых реестров саморегулируемых организаций (СРО), Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) [9], Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) [3]. Проверку невозможно будет пройти пользователям, не включенным в реестры или имевшим «плохую репутацию».
  3. Персонализация через Face ID + ЭЦП (рис. 2). Все пользователи, прошедшие аккредитацию, должны будут привязать свою ЭЦП к Face ID. Таким образом, всегда можно будет доказать или опровергнуть, что именно этот пользователь воспользовался своей ЭЦП. Это обеспечит персональную ответственность на платформе и идентификацию при авторизации в системе. 

 

Рассмотрим основные функциональные возможности каждого:

Личный кабинет заказчика / технического заказчика позволит выполнить и / или автоматизировать:

  • размещение заказов для проведения тендера;
  • просмотр и анализ участников тендера в виде сводной аналитики и таблиц;
  • исходную документацию, задания, договора;
  • электронное взаимодействие со всеми участниками ЕИП, включая государственные органы;
  • согласование документации;
  • строительный контроль;
  • трансляцию видеопотока с объекта;
  • графическое отслеживание выполненных работ;
  • интегрирование и отображение BIM-модели объекта строительства;
  • визуальное представление на BIM-модели выполненных работ.

Кроме того, личный кабинет технического заказчика на данной платформе позволит получать актуальную информацию о членстве подрядчиков в СРО и реестр договоров, а значит снизить риск неисполнения заключаемых договоров за счет получения сведений о ранее заключенных контрактах, их исполнении и текущем соответствии требованиям СРО. Блок-схема личного кабинета заказчика / технического заказчика представлена на рис. 4.

Таким образом, нами обосновано, что прохождение всех процедур по регистрации и обеспечению безопасности платформы является необходимым для всех пользователей ЕИП Московской области.

Ознакомление с сущностью и спецификой функционалов таких программных комплексов, как «АЛТИУС – Управление строительством» [11], «Гектор: Проектировщик-строитель» [12] и «1С: Подрядчик строительства. Управление строительным производством» [13], позволило нам использовать их идеи и алгоритмы для настройки личных кабинетов предлагаемой ЕИП.

Так, например, личный кабинет может быть автоматически настроен платформой или настраиваться самостоятельно при согласовании с администрацией платформы и другими участниками строительства. Простой и интуитивно понятный интерфейс платформы позволит быстрое внедрение в организацию и освоение функционала в максимально сжатые сроки.

Функциональные возможности модулей ЕИП Московской области.

1. МОДУЛЬ «ТЕНДЕР». Данный модуль предназначен для быстрого и обоснованного поиска подрядчиков и субподрядчиков (в первую очередь, зарегистрированных в Московской области) с учетом таких критериев, как география их работы, опыта выполнения требуемых работ и истории ранее заключенных договоров.

Рассмотрим поэтапное проведение тендера:

  1. Размещение Заказчиком заказа (смета или ведомость объёмов в формате Exel) и технического задания.
  2. Рассылка заказа подрядным и / или проектным организациям. На данном этапе будет существовать возможность выбрать параметры рассылки (город, опыт работы, ответственности в СРО и т.д.).
  3. Заполнение данного файла исполнителями и обратная загрузка на ЕИП.
  4. Отчётность по размещенным заказам. Предполагает список подрядных организаций, участвующих в тендере.
  5. Автоматизированный анализ заявок в виде сводной аналитики и таблиц по стоимости, срокам, ответственности в СРО, опыту работ и т.д. Анализируя каждый документ, отправленный исполнителем, программа проведет автоматическую проверку на предмет арифметических ошибок. Например, если заявленная цена на работу, умноженная на объем выполненных работ, не соответствует итоговой стоимости (сумме), указанной исполнителем, то эта сумма будет выделена в программе красным цветом.
  6. Выбор проектной / подрядной организации для выполнения работ.

Блок-схема проведения тендера представлена на рис. 10.

Преимущество данного модуля в том, что на ЕИП будут присутствовать только аккредитованные участники строительства, значит, сократится время на проверку отобранных кандидатов. Анализ файлов поможет заказчикам выбрать наиболее оптимальную организацию для выполнения работ.

2. МОДУЛЬ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ». Данный модуль предполагает взаимодействие «Заказчик / Технический заказчик – Проектировщик». Основной задачей второго модуля является предоставление актуальной информации заказчику / техническому заказчику по выполнению проектной или рабочей документации, а также осуществлять контроль выпуска проектной и рабочей документации. Рассмотрим поэтапный процесс взаимодействия участников жилищного строительства Московской области второго модуля:

  1. Взаимодействие начинается с подписания договоров с проектной организацией с использованием персонализации после проведения тендера.
  2. Заказчик загружает исходные данные (техническое задание (ТЗ), технические условия (ТУ), специальные технические условия (СТУ), градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) и т.д.)) на платформу, определяет ответственных за выполнение задач, задает контроль времени. Вся информация отображается в карточке объекта.
  3. Система автоматически по контролю времени работы над задачей создаст график выполнения проектной документации и будет визуально (с помощью цветов) контролировать данный график. Так же на данном этапе, заказчику / техническому заказчику необходимо будет разбить все этапы разработки документации на отдельные комплекты для своевременной проверки и устранения замечаний, программа преобразует каждый комплект в задачи и автоматически направит в проектную организацию.
  4. Проектная организация получит задачу и ответит на нее уведомлением «приступил к работе».
  5. После разработки проектной документации, проектная организация регистрирует и публикует комплект документации в соответствующем регламенту ЕИП формате (pdf, САПР- файлы) и отправляет на проверку и согласование в инженерно-технический отдел заказчика. Платформа гибко настраивается под различные требования компаний и не создает единую методологию выполнения работ. Такие файлы, как RVD, DWG, DWG и другие на платформе будут автоматически преобразовываться в 3Д- модель.
  6. Производственно-технический отдел заказчика получает файл и на модели / чертеже при наличии отмечает замечания. При клике на любом участке модели / чертеже программа автоматически создаст связанную карточку замечаний (задачу). После выделения всех замечаний, инженерно-технический отдел заказчика направляет файл в проектную организацию. Все замечания будут храниться на платформе в упорядоченном виде и в любой момент времени можно будет просмотреть историю каждого.
  7. После доработки проектная организация публикует новую версию проектной документации и снова отправляет в инженерно-технический отдел заказчика.

Данный процесс будет повторяться до тех пор, пока не будут устранены все замечания, и документация не согласуется инженерно-техническим отделом заказчика. Весь массив данных по каждому отдельному комплекту жилищного инвестиционно-строительного проекта Московской области будет структурированно храниться и управляться на ЕИП, блок-схема формирования массива представлена на рис. 11.

При этом всё общение происходит на платформе и в случае появления нового сотрудника, он после регистрации и аккредитации сможет просмотреть всю историю вопроса. Доступ к конкретной документации открывается ответственными за эту документацию лицами.

Таким образом, внедрение ЕИП позволит сократить сроки реализации жилищного инвестиционно-строительного проекта, что, безусловно, отразится на уменьшении стоимости.

В заключение можно сделать некоторые выводы.

Предлагаемая нами ЕИП предназначена для повышения эффективности взаимоотношений между участниками градостроительной деятельности. При этом функциональные возможности такой платформы позволят создать отлаженный процесс производства работ со стороны подрядных организаций и своевременный контроль выполнения работ со стороны заказчика / технического заказчика и государственных органов. 

Для оценки эффективности внедрения ЕИП в строительных организациях необходимо проведение научно-технических исследований методом экспертных оценок, позволяющие по усредненным данным экспертов строить календарные графики реализации жилищных инвестиционно-строительных проектов и осуществлять корректный количественный расчёт сокращения сроков реализации проекта за счёт внедрения предлагаемой нами ЕИП.

Список литературы

1. Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт., URL: https://xn--c1aaceme9acfqh.xn--p1ai/ (дата обращения: 16.06.2020).

2. Единая информационная система жилищного строительства. − Москва, 2020. URL: https://xn--80az8a.xn--d1aqf.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.06.2020).

3. Единый реестр Национального Объединения Строителей (НОСТРОЙ) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт., URL: http://reestr.nostroy.ru/ (дата обращения: 06.06.2020).

4. Единый ресурс застройщиков. − Москва, 2020. URL: https://erzrf.ru/publikacii (дата обращения: 14.06.2020).

5. Как Подмосковье решает проблему обманутых дольщиков // Новости Подмосковья. [Электронный ресурс] - режим доступа: Правительство Московской области, URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-podmoskove-reshaet-problemu-obmanutyh-dolshchikov/ (дата обращения: 19.06.2020.

6. Ларионов А.Н. К вопросу о совершенствовании организационно-экономических решений в жилищном строительстве // Научно-технический журнал «Строительное производство». − 2020. − № 1. − С. 7−11.

7. Ларионов А.Н. Современные методы и формы организации жилищного строительства в Москве // Международный научно-технический журнал «Недвижимость: экономика, управление». − 2019. − № 4. − С. 50−53.

8. Министерство строительства Российской Федерации. − Москва, 2020. URL: https://www.minstroyrf.ru/docs/ (дата обращения: 12.06.2020).

9. НОПРИЗ., Концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования., первая редакция // [Электронный ресурс]- Режим доступа URL: http://nopriz.ru/upload/iblock/b6f/Kontseptsiya-BIM-pervaya-redaktsiya.pdf (дата обращения 30.05.2020).

10. О базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве // [Электронный ресурс] - режим доступа: Официальный сайт Мэра Москвы, URL: https://www.mos.ru/dgi/documents/normativnye-dokumenty/view/180674220/ (дата обращения: 25.05.2020).

11. Программный комплекс «АЛТИУС - Управление строительством» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт., URL: http://www.altius.ru/program/stroit/ (дата обращения: 30.05.2020).

12. Программный комплекс «"Гектор: Проектировщик-строитель» Версия ЭКСПЕРТ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт., URL: http://www.gektorstroi.ru/description/Proektir.php (дата обращения: 30.04.2020).

13. Программный комплекс «1С: Подрядчик строительства. Управление строительным производством» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт., URL: https://solutions.1c.ru/catalog/stroy/features (дата обращения: 30.04.2020).

14. Результаты исследования на тему: «УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ BIM В РОССИИ» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: CONCURATOR Ваша BIM стратегия, URL: http://concurator.ru/press_center/publications/ (дата обращения: 28.05.2020).

15. Рупосов В.Л. Методы определения количества экспертов // Вестник ИрГТУ. - 2015. − № 3.

16. Талапов В.В. Внедрение BIM: впечатляющий опыт Сингапура., 18.12.2015 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Строительный эксперт, URL: https://ardexpert.ru/article/5160 (дата обращения: 29.04.2020).

17. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Анализ перспектив развития национальной экономики при внедрении сквозных цифровых технологий. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 4. − С. 3−18.

Войти или Создать
* Забыли пароль?