Россия
В статье рассматривается частота содержания агрессии в средствах массовой информации и ее влияние на психику человека. Представлены результаты исследования частоты проявления агрессии в СМИ, с помощью использования метода количественного контент-анализа, который основывается на изучении содержания каких-либо документов, материалов средств массовой информации, литературы, произведений искусства, личных и официальных документов. В качестве объекта исследования мы выделили частоту проявления агрессии, материалом исследования выступает случайная выборка из 7 кинофильмов («Великий Гэтсби», «Помпеи», «Статский советник», «Третий лишний», «Дневник памяти», «Законопослушный гражданин» и «Брюс всемогущий»). Изучаемыми единицами выступают эпизоды кинофильмов, которые мы разделили на 7 категорий: открытое проявление агрессии (вербальное и невербальное); проявление юмора; нереальные ситуации (фантастика); проявление сентиментальности; нейтральные и положительно ориентированные нейтральные сюжеты; повествование; проявление страха. Рассмотрев все единицы изучения случайной выборки кинофильмов, мы пришли к следующему выводу: агрессия - одна из наиболее встречаемых категорий на телевидении. По результатам исследования, можно предположить, что одной из причин агрессивности современного общества является присутствие большого количества негативной информации в СМИ, это обусловлено тем, что человеку свойственно «впитывать» и копировать формы поведения «с экрана», в частности, это касается детей в возрасте до 12 лет.
агрессия, психика человека, средства массовой информации, кинофильмы, контент-анализ, открытое проявление агрессии, проявление юмора, нереальные ситуации, проявление сентиментальности, нейтральные и положительно ориентированные нейтральные сюжеты, повествование, проявление страха
Актуальность
Агрессия как психологический феномен является неотъемлемой частью личности и современного общества в целом. С этим явлением мы сталкиваемся ежедневно: в общественном транспорте, на улице, в магазине, в средствах массовой информации и т.д. В последние годы проблема агрессии становится всё более актуальной. Количество работ, направленных на изучение агрессии, её видов, форм и причин возникновения, ежегодно растёт. Причина научной заинтересованности – рост преступности и асоциального поведения людей.
В 1965 году Альберт Бандура в своей работе впервые рассмотрел проблему проявления агрессии на телевидении и её влияние на человека. Его известный эксперимент с куклой Бобо доказал, что люди склонны воспринимать из телевидения образцы поведения в различных ситуациях, которые являются не всегда социально-приемлемыми. [2, с. 284].
В современном мире невозможно представить ни один выпуск новостей или газеты, в котором не сообщалось бы о каком-либо преступлении, насилии. Возникает вопрос: насколько часто мы сталкиваемся с агрессией в средствах массовой информации? Основная цель исследования – найти ответ на поставленный вопрос.
Проблема
Термин «агрессия» подразумевает множество разнообразных действий и проявлений, поэтому дать однозначную характеристику этому понятию невозможно, ведь каждый учёный трактует его по-своему. Большинство наук рассматривает агрессию как нечто отрицательное, наносящее урон, вред. В переводе с латинского «aggressio» означает нападение.
Психоаналитическая школа (К. Юнг, З. Фрейд, К. Лоренц, Ардри, Моррис) представляет агрессию врождённым и неотделимым свойством любого человека. К. Лоренц в своей работе «Агрессия» говорит о том, что «проявление агрессии у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных», более того он утверждает, что агрессивное поведение некоторых животных практически ничем не отличается от сексуального. [11, с. 68].
А. Басс в своих исследованиях отмечает несколько определений агрессии – первое: «агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы», второе: «агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим». [1, с. 112].
Х. Кауфма пишет: «агрессия - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе».
Э. Фромм же называет агрессию «злокачественным инструментом доминирования, выражающегося в стремлении человека к абсолютному господству над другим живым существом».
Л. Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому». [4, с. 307].
Существует большое количество и других определений данного феномена, но, тем не менее, ни одно из них не даёт полного и всеохватывающего определения агрессии, каждый учёный в своём понимании отражает лишь ту или иную грань данного явления. Однако споры учёных ведутся не только об определении агрессии, но и об истоках её происхождения. С одной стороны теории о врождённом факторе появления агрессии, которые имеют биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны теории приобретённой агрессии, которые имеют результаты исследований, говорящие о первостепенной роли социальных факторов. Каждый подход выдвигает свои аргументы в защиту того или иного положения, но их противоречивость никак не способствует пониманию интересующего нас феномена. [7, с. 19].
Методика исследования
В своей работе для исследования частоты проявления агрессии в СМИ мы использовали метод количественного контент-анализа.
Количественный (содержательный) контент-анализ – это один из междисциплинарных методов, который основывается на изучении содержания каких-либо документов, например, материалов средств массовой информации, литературы, произведений искусства, личных и официальных документов и т.д. При использовании данного метода необходима систематическая фиксация единиц объекта изучения, а также обработка полученных данных. В настоящее время этот метод приобрёл широкое распространение во многих странах, в особенности большое внимание привлекают к себе СМИ.
На первом этапе производится разработка программы контент-аналитического исследования, ставятся цели и задачи. Помимо этого разрабатывается конкретная методика анализа, ориентированная, прежде всего, на объект исследования.
Вторым этапом при проведении контент-анализа является выбор объекта исследования, материалов исследования, а также составление классификации изучаемых единиц. В качестве объекта исследования мы выделили частоту проявления агрессии, материалом исследования выступает случайная выборка из 7 кинофильмов («Великий Гэтсби», «Помпеи», «Статский советник», «Третий лишний», «Дневник памяти», «Законопослушный гражданин» и «Брюс всемогущий»). Изучаемыми единицами выступают эпизоды кинофильмов, которые мы разделили на 7 категорий:
- Открытое проявление агрессии (вербальное и невербальное);
- Проявление юмора;
- Нереальные ситуации (фантастика);
- Проявление сентиментальности;
- Нейтральные и положительно ориентированные нейтральные сюжеты;
- Повествование;
- Проявление страха.
Третий этап – непосредственно процедура изучения источников информации, подсчёт исследуемых единиц. На этом этапе выполняется обработка полученных данных: их сбор, классификация, подсчёты. Как правило, применяется составление различных специальных таблиц, графиков, диаграмм, статистических расчётов их описание. В своей работе мы пользовались таблицами и гистограммами, которые наглядно отражают результаты исследовательского процесса.
На четвёртом завершающем этапе проводится интерпретация полученных данных, соответствующих цели и задачам исследовательской работы, а также оценка исследуемых категорий. Помимо этого, мы выявили процент распространённости явления агрессии на основе случайной выборки СМИ.
Результаты эксперимента и обсуждение результатов
В исследовании мы решили выявить частоту проявления агрессии в СМИ на основе случайной выборки, интерес вызван статистическими данными, которые говорят о том, что в настоящее время повысился уровень агрессивности в обществе, а также наблюдается рост преступности. Рассмотрим данные эмпирического исследования:
1) «Великий Гэтсби», 2013 г. Жанр: драма, мелодрама. Продолжительность фильма: 143 мин.
Великий Гэтсби — кинофильм, снятый по роману американского писателя Фрэнсиса Скотта Фитцжеральда. Действия происходят в Америке 20-х годов, в центре событий находится образ идеального мужчины, который вышел «из грязи в князи». Главный герой (Гэтсби) – человек высоконравственный, мечтательный, но по причине аморальности общества того времени, он окружён сплетнями и осуждаем людьми.
Сам по себе фильм яркий, запоминающийся, несмотря на большую продолжительность, смотрится на одном дыхании, довольно доступно отражает события, происходящие в то время. Проводя анализ, хотелось бы отметить, что агрессия проявляется в фильме достаточно часто в 16 эпизодах из 66, что составляет 24%, но, несмотря на это она не привлекает к себе большого внимания, по большей части, внимание обыденного зрителя привлекают сентиментальные и нейтральные эпизоды, несущие основную смысловую нагрузку.
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
16 |
24 |
2 |
Проявление юмора |
5 |
7 |
3 |
Нереальные ситуации |
0 |
0 |
4 |
Проявление сентиментальности |
20 |
30 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
10 |
15 |
6 |
Повествование |
9 |
14 |
7 |
Проявление страха |
6 |
10 |
|
ИТОГО: |
66 |
100 |
|
|
|
|
2) «Статский советник», 2005 г. Жанр: драма, криминал, детектив. Продолжительность фильма: 125 мин.
Фильм снят по роману одного из самых известных русских писателей современности - Бориса Акунина. Центральный персонаж – гениальный детектив Эраст Петрович Фандорин, русский «Шерлок Холмс», воплощение чести и патриотизма.
Фильм интересный, незатянутый, но, несмотря на это, его сюжет довольно непростой и требует от зрителя определённого настроя и активного внимания. Агрессия встречается довольно часто в 24 эпизодах из 104, что составляет 23%, это объясняется жанром экранизации.
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
24 |
23 |
2 |
Проявление юмора |
13 |
13 |
3 |
Нереальные ситуации |
0 |
0 |
4 |
Проявление сентиментальности |
13 |
13 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
35 |
33 |
6 |
Повествование |
7 |
6 |
7 |
Проявление страха |
12 |
12 |
|
ИТОГО: |
104 |
100 |
3) «Помпеи», 2014 г. Жанр: драма, боевик, мелодрама, приключения. Продолжительность фильма: 110 мин.
В фильме отражена история древнеримского города Помпеи, который стёрло с лица земли из-за извержения вулкана Везувия. В центре внимания находятся сразу два персонажа: раб-гладиатор Майло и благородная Кассия, которые влюблены друг в друга. Сюжет фильма прямолинеен, концовка не осталась загадкой ни для одного зрителя. На протяжении всего времени мы видим и любовную линию, и драму. Трагедия изображена вполне реалистично, особенно хотелось бы отметить то, что автор акцентирует основное внимание не на самом бедствии, а на поведении, переживаниях и чувствах обычных людей. Основу фильма составляют эпизоды, в которых проявляется агрессия (29 эпизодов из 98 – 30%), страх (27 эпизодов из 98 – 28%) и сентиментальные эпизоды – 20%. Агрессия показана не только часто, но и очень ярко, поэтому для просмотра киноленты установлено строгое возрастное ограничение: 12+.
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
29 |
30 |
2 |
Проявление юмора |
3 |
3 |
3 |
Нереальные ситуации |
2 |
2 |
4 |
Проявление сентиментальности |
20 |
20 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
15 |
15 |
6 |
Повествование |
2 |
2 |
7 |
Проявление страха |
27 |
28 |
|
ИТОГО: |
98 |
100 |
4) «Третий лишний», 2014 г. Жанр: комедия, фэнтези. Продолжительность фильма: 106 мин.
Третий лишний – один из последних молодёжных комедий современности. Сюжет банален и прост, хотя весьма ярок. В центре событий плюшевый медведь, который изображён как живой человек. Основу фильма составляют комические эпизоды (27 эпизодов из 81 – 34 %), агрессия отражается редко, а если и отражается, то совершенно незначительная (11 эпизодов – 12%).
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
11 |
12 |
2 |
Проявление юмора |
27 |
34 |
3 |
Нереальные ситуации |
13 |
16 |
4 |
Проявление сентиментальности |
4 |
5 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
22 |
27 |
6 |
Повествование |
2 |
3 |
7 |
Проявление страха |
2 |
3 |
|
ИТОГО: |
81 |
100 |
5) «Дневник памяти», 2004 г. Жанр: драма, мелодрама. Продолжительность фильма: 124 мин.
Фильм снят по роману Николаса Спаркса. Сюжет банален: провинциальный молодой человек влюбляется в девушку из богатой семьи, но, несмотря на то, что эта ситуация была обыграна в кинематографе миллионы раз, эта история показалась мне одной из самых запоминающихся. Основными эпизодами стали сентиментальные (31%) и нейтральные (24%), агрессия же встречается реже (18 эпизодов из 94 – 19%).
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
18 |
19 |
2 |
Проявление юмора |
14 |
15 |
3 |
Нереальные ситуации |
0 |
0 |
4 |
Проявление сентиментальности |
29 |
31 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
23 |
24 |
6 |
Повествование |
2 |
2 |
7 |
Проявление страха |
8 |
9 |
|
ИТОГО: |
94 |
100 |
6) «Законопослушный гражданин», 2009 г. Жанр: драма, триллер, криминал. Продолжительность фильма: 108 мин.
Этот кинофильм об обычном гражданине - Клайде Шелтоне, на глазах у которого убивают всю семью. Убийцы были пойманы, позднее выясняется, что сам убийца получает небольшой срок в размере трёх лет, а его напарник, который семью Шелтона не убивал, подвергут смертной казни. Спустя 12 лет главный герой решается сам «восстановить справедливость».
Сюжет фильма необычен, смотрится в напряжении на протяжении всего времени. Результаты анализа данной киноленты не оказались удивительными: преобладающими эпизодами стали сцены, связанные с агрессией (34%).
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
27 |
34 |
2 |
Проявление юмора |
6 |
7 |
3 |
Нереальные ситуации |
4 |
5 |
4 |
Проявление сентиментальности |
2 |
3 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
22 |
27 |
6 |
Повествование |
0 |
0 |
7 |
Проявление страха |
20 |
24 |
|
ИТОГО: |
81 |
100 |
7) «Брюс Всемогущий», 2003 г. Жанр: драма, комедия, фэнтези. Продолжительность фильма: 97 мин.
Брюс Всемогущий - один из самых ярких комедийных фильмов. В центре внимания образ неудачника Брюса, которому выпадает возможность обладать силой Господа.
Фильм очень запоминающийся, зрелищный и поучительный, так как он не только смешит зрителя, но и показывает ценности жизни человека. Присутствие агрессии в фильме незначительно: лишь в 9 случаях из 79 (11%).
№ |
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Открытое проявление агрессии |
9 |
11 |
2 |
Проявление юмора |
28 |
35 |
3 |
Нереальные ситуации |
15 |
19 |
4 |
Проявление сентиментальности |
11 |
14 |
5 |
Нейтральные сюжеты |
14 |
17 |
6 |
Повествование |
0 |
0 |
7 |
Проявление страха |
2 |
4 |
|
ИТОГО: |
79 |
100 |
Часто ли проявление агрессии встречается в кинематографе? Анализируя случайную выборку (7 фильмов), мы получили следующие результаты, представленные в таблице.
Результаты эмпирического исследования |
||
Единицы анализа |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
Открытое проявление агрессии |
134 |
22 |
Проявление юмора |
96 |
17 |
Нереальные ситуации |
34 |
5 |
Проявление сентиментальности |
99 |
16 |
Нейтральные сюжеты |
141 |
23 |
Повествование |
22 |
3 |
Проявление страха |
77 |
14 |
|
|
|
ИТОГО: |
603 |
100 |
В результате, ясно видно, что преобладающими в кинопродукции являются нейтральные и положительно ориентированные нейтральные сюжеты, которые составляют 23% от общего количества эпизодов. Вторыми по частоте встречаемости стали эпизоды, отражающие открытое проявление агрессии -22%, третьими – комические эпизоды – 17%, а наименее встречаемыми оказались эпизоды с элементами повествования – 3%.
Рассмотрев все единицы изучения случайной выборки кинофильмов, можно прийти к следующему выводу: агрессия - одна из наиболее встречаемых категорий на телевидении.
Таким образом, можно предположить, что одной из причин агрессивности современного общества является присутствие большого количества негативной информации в СМИ, это обусловлено тем, что человеку свойственно «впитывать» и копировать формы поведения «с экрана», в частности, это касается детей в возрасте до 12 лет.
Вывод
Проблему агрессии рассматривали многие исследователи, каждый из которых определял это понятие по-своему. Авторы современных психологических словарей определяют этот термин, обобщая все взгляды на данный психологический феномен. Также спорным вопросом считается источник происхождения этого явления. Большинство современных исследований сходятся во мнении о том, что источник биосоциален. Агрессия как психологический феномен имеет не только отрицательные стороны, но и положительные. Зачастую агрессивное поведение объясняется механизмом психологической защиты. В результате исследования нами выявлено, что агрессия в кинематографе встречается довольно часто, и считаем, что это составляет большую проблему современного общества. Так как постоянный показ агрессии и насилия по телевидению ведёт к снижению эмоциональной чувствительности, это значит, что человек воспринимает агрессивное поведение как норму, более того он начинает копировать такой тип поведения и переносить его в ситуации реальной жизни.
1. Басс А., А Дарки. Концепция агрессии / враждебности. Екатеринбург 2010. 180с.
2. Бандура, А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Фимита, 2009. 512 с
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2006. 512с.
4. Большой психологический словарь. / Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Новосибирск, 2010.232с.
5. Лоренц К. Агрессия. М., 1994. 118 с.
6. Мальцева Т.В. Психология: учебное пособие. М., 2020. 275 с.