В статье рассмотрены основные тенденции развития творческих способностей обучающихся в условиях технологического образования. При этом методы развития творческих способностей обучающегося в технологическом обучении рассматриваются с точки зрения интеграции личности обучающегося в процесс творческого субъекта саморазвития в рамках технологии личностно ориентированного обучения технологии. К исследованию были привлечены школьники (263 человека), учителя технологии (11 человек) из 10 школ Московской области. Разработка и корректировка экспериментальной программы проводилась на кафедре профессионального образования Центра развития профессионального образования Академии социального управления Московской области. Деятельностный подход дал возможность разработать методику развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии, в основе которой лежит коллективная проектная деятельность обучающихся. Творчество в рамках исследования определялось как деятельность обучающегося, направленная на снятие противоречий, решение творческой технологической задачи, имеющей объективные (социальные и материальные) и субъективные (способности и компетентность) факторы, а ее (деятельности) результат обладает новизной, оригинальностью и социальной значимостью. Полученные результаты говорят о том, что уменьшилась численность обучающихся, которые имеют низкий уровень развития творческих способностей, на 82,3% (10–12 лет), на 59,1% (13–15 лет), на 71,2% (16–17 лет). Серьезно возросла численность обучающихся со средним уровнем развития творческих способностей (соответственно 72,5%; 33,4%; 30,4%) и высоким уровнем развития творческих способностей (7,6%; 21,4%; 42,8%). Разработанное научно-методическое обеспечение (создание моделей проблемных ситуаций в рамках личностно ориентированных кейсов; активация творческой деятельности обучающихся путем включения разновозрастных коллективов по реализации технологических проектов; присутствие поливариантной творческой среды; сопровождение личностной траектории творческого развития коллективных творческих проектов обучающихся) доказало свою эффективность при организации развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии.
развитие творческих способностей, технологическое образование, деятельностный подход, синергетический подход
1. Abylkassymova A., Kalney V., Ryzhakov M., Shishov S. DEVELOPMENT OF PUBLIC CONSCIOUSNESS IN PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN / В сборнике: ICPE 2018 - International Conference on Psychology and Education Сер. "The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS" 2018. С. 1-8.
2. Artemyeva S., Shishov S., Rabadanova R., Tonoyan H., Mezhina . Implementation of interaction principle in teaching pedagogical subjects in university. // Espacios. 2018. Т. 39. № 21. С. 30. 39. http://www.revistaespacios.com/a18v39n21/18392130.html
3. Cisco. (2017). Visual Networking Index Complete Forecast 2016-2021. Retrieved from https://www.cisco.com
4. Coursera. (2018). Google IT Support Professional Certificate. Retrieved from https://www.coursera.org/specializations
5. European Commission. (2018). The Digital Economy Society Index (DESI). Retrieved from https://ec.europa.eu
6. IBM. (2018). Institute for Business Value. The rise of the digital learning ecosystem. How the platform model is reinventing talent development. Retrieved from https://www-935.ibm.com
7. McKinsey Global Institute. (2018). Retrieved from https://www.mckinsey.com
8. Microsoft. (2018). Retrieved from https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers
9. OECD. (2018). Retrieved from https://www.internetworldstats.com
10. Ryzhakov M.V., Abylkasymova A.E., Shishov S.E. ABOUT THE LESSONS ON THE DEVELOPMENT OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 12. С. 154-169.
11. Sberbank Corporate University. (2017). Social learning: are we ready for freedom and openness? Retrieved from https://edutechclub.sberbank-school.ru
12. Sberbank corporate University. (2018). Corporate training for the digital world 2nd ed. Retrieved from https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov
13. The Atlas of new professions. (2015). Profession-retired. Retrieved from http://atlas100.ru
14. UNESCO. (2017). Retrieved from http://unesdoc.unesco.org
15. Zakharov, N. N., Zakharova, N. S. (2009). Specifics of the modern educational space in the light of philosophical issues. Modern knowledge-intensive technologies, 2, 53-55.
16. Ряхомова Е.Г. Модернизация содержания и технологии преподавания предметной области «Технология» (агротехнологическое и сервиснотехнологическое направления) / учебное пособие. - М.: Издательство «Ваш формат». - 2020. - 166 с.
17. Шишов С.Е., Бычков М.А., Кальней В.А., Костючков С.К., Положенцева И.В. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ АНАЛИЗ). - Москва, 2016.