ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА MOODLE КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Пандемия COVID-19 вызвала серьезный кризис в системе образования России, связанный с одновременно всеобщим переходом на дистанционное обучение, потребовавшим мобилизации всех информационно-коммуникационных ресурсов и интенсификации работ по созданию условий для реализации электронного дистанционного обучения. В статье теоретически обоснованы и определены организационно-педагогические условия эффективности дистанционной работы студентов вуза в электронной обучающей среде Мооdle при изучении курса «Начертательная геометрия». Произведено обобщение педагогического опыта и анализ научной литературы по информатизации образования. Представлена концепция и алгоритм разработанного электронного курса, который включает в себя интерактивные лекции практические занятия и тестовые задания. Рассмотрена система статистических показателей, использованных для оптимизации тестовых заданий, расчет которых встроен в систему Moodle: индекс легкости тестовых заданий, среднеквадратичное отклонение, индекс дискриминации, коэффициент дискриминации. Представлены результаты опроса студентов по особенностям работы с электронным курсом «Начертательная геометрия». Выявлены эффективные организационно-педагогические условия широкого внедрения электронного курса «Начертательная геометрия» в период пандемии. В заключение статьи представлены пути дальнейшего развития и совершенствования курса. В том числе для улучшения качества учебного процесса, предлагается перенести входной контроль и оценку предметной готовности студентов к изучению графических дисциплин в систему Moodle, создать соответствующие материалы для повторения школьных курсов геометрии и черчения, на которые будет переадресовываться студент в зависимости от результатов тестирования, разработать алгоритм работы электронного курса, выстраивающий определенную адаптированную к конкретному студенту траекторию обучения.

Ключевые слова:
электронная обучающая среда Moodle, пандемия COVID-19, начертательная геометрия, организационно-педагогические условия, дистанционное обучение, электронные курсы
Список литературы

1. Абросимов С.Н. Геометро-графические студенческие олимпиады в Санкт-Петербурге [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров, К.О. Глазунов // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 76-86. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5d2c350baf0b28.40160405.

2. Андрюшкова О.В. Learning Management System как необходимый элемент Blended Learning. / О.В. Андрюшкова, М.А. Горбунов, А.В. Козлова // Открытое образование. - 2017. - № 3. - С. 80-88. - DOI:https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-80-88.

3. Благодинова В.В. Модульная объектно-ориентированная учебная среда как средство организации самостоятельной работы студентов / В.В. Благовидова, В.К. Винник, А.А. Толстенева.// Инновации в образовании: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - Т. 2. - № 5. - С. 28-32.

4. Болвако А.К. Опыт проведения олимпиады по физической химии с использованием системы дистанционного обучения БГТУ / А.К. Болвако, Е.О. Богдан, Г.П. Дудчик // Труды БГТУ. - Минск БГТУ 2016. - Т. 190. - № 8 - С. 131-135.

5. Буркова С.П. Анализ использования электронного курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» / С.П. Буркова, Г.Ф. Винокурова, Р.Г. Долотова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 240. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24536.

6. Вайнштейн Ю.В. Адаптация математического образовательного контента в электронных обучающих ресурсах. / Ю.В Вайнштейн., В.А. Шершнева, Р.В. Есин, Т.В. Зыкова. // Открытое образование. - 2017. - № 4. - С. 4-12. DOI:https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-4-12.

7. Волошинов Д.В. Единый конструктивный алгоритм построения фокусов кривых второго порядка / Д.В. Волошинов [Текст] // Геометрия и графика. - 2018. -Т. 6. - № 2. - С. 47-54. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b559dc3551f95.26045830.

8. Волошинов Д.В. Об особенностях конструктивного решения задачи о сферах Данделена [Текст] / Д.В. Волошинов // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 55-62. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b559f018f85a7.77112269.

9. Волошинов Д.В. Визуально-графическое проектирование единой конструктивной модели для решения задачи Аполлония с учетом мнимых геометрических образов [Текст] / Д.В. Волошинов // Геометрия и графика. - 2018. Т. 6. - № 2. - С. 23-46. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b559c70becf44.21848537.

10. Вольхин К.А. Современная инженерная графическая подготовка студентов строительного вуза / К.А. Вольхин // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции 19 апреля 2019 года Брест, Республика Беларусь Новосибирск, Российская Федерация, 2019., http://www.ng.sibstrin.ru/brest_novosibirsk/2019/doc/012.pdf.

11. Вольхин К.А. Значение информационных технологий в инженерной графической подготовке студентов строительного вуза / К.А. Вольхин // ДЭЭД БОЛОВСРОЛ СЭТГУУЛ-018, Дугаар. 2018/01, Улан-Батор хот, Монголия, 2018. - С. 144-147.

12. Вольхин К.А. Применение модульной объективно-ориентированной дистанционной системы обучения в инженерной графической подготовке студента / К.А. Вольхин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: проблемы, традиции и инновации (КГП-2017) Материалы VII международной научно-практической интернет-конференции (февраль-март 2017 г.). - Пермь: ПНИПУ-2017. -Т. 1. - С. 195-202.

13. Вольхин К.А. Использование информационно-коммуникационных технологий преподавателем в процессе обучения начертательной геометрии / К.А. Вольхин // Информатизация инженерного образования - ИНФОРИНО-2014 (Москва, 15-16 апреля 2014 г.). - М.: Издательский дом МЭИ - 2014. - С. 35-36.

14. Греков Е.О. Компьютерные технологии создания тестов по начертательной геометрии / Е.О. Греков, О.М. Федышена, Т.Ф. Червоняк // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 7. - С. 98-99. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27082.

15. Ефремов Г.В. Разработка электронного сопровождения учебного процесса курса «Инженерная и компьютерная графика» в открытой дистанционной среде MOODLE / Г.В. Ефремов, С.И. Нюкалова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Февраль-март 2011. Пермь: Пермский государственный технический университет. - 2011. - С. 180-183.

16. Игнатьев С.А. Технологии тестирования в оценке предметной готовности студентов к изучению геометро-графических дисциплин вуза / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова А.И. Фоломкин // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 65-75. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-65-75.

17. Касперов Г.И. Изучение дисциплин кафедры инженерной графики с использованием средств дистанционного обучения / Г.И. Касперов, А.Л. Калтыгин, С.В. Ращупкин // Высшее техническое образование. - Минск: БГТУ-2018. - Т. 2. - № 1. - С. 85-90.

18. Кудрявцев Д.В. Применение инструментов для работы со знаниями в обучении на основе решения проблем: методология и ИТ-поддержка / Д.В. Кудрявцев, С.А. Костоусов // Открытое образование. - 2017 - № 3 - С. 57-65. - DOI: ORG/10.21686/1818-4243-2017-3-57-65.

19. Месенева Н.В. К вопросу использования среды MOODLE для дисциплины "Начертательная геометрия и технический рисунок" / Н.В. Месенева, В.А. Плеханова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - Т. 1. - № 5. - С. 136-140.

20. Мишуковская Ю.И. Развитие творческого потенциала студентов в рамках олимпиады по инженерной и компьютерной графике / Ю.И. Мишуковская, Т.В. Усатая., Л.В. Дерябина // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 65-72. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-65-72.

21. Мухаметзянова Ф.Ш. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения. / Ф.Ш. Мухаметзянова, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова., Р.Р. Хадиуллина // Открытое образование. - 2016.- № 3.-. С. 36-42. - DOI:https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-36-42.

22. Петрова Н.В. Применение модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды для организации заочного отборочного этапа олимпиады / Н.В. Петрова //Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции 19 апреля 2019 года Брест, Республика Беларусь Новосибирск, Российская Федерация, 2019. - Режим доступа: http://www.ng.sibstrin.ru/brest_novosibirsk/2019/doc/049.pdf.

23. Савельев Ю.А. Компьютерная методика изучения начертательной геометрии. Техническое задание [Текст] / Ю.А. Савельев, Е.В. Бабич // Геометрия и графика. - 2018.- Т. 8 - № 1. - С. 67-74. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5ad09d62e8a792.47611365.

24. Сальков Н.А. Олимпиады по начертательной геометрии как катализатор эвристического мышления / Сальков Н. А., Вышнепольский В.И., Аристов В.М., Куликов В.П. // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 93-101. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5953f3767b1e80.12067677.

25. Тихонов-бугров Д.Е. О возможности реабилитации тестов закрытого типа / Д.Е. Тихонов-бугров // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2017. - Т. 2. - С. 72-73.

26. Турутина Т.Ф. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов [Текст] / Т.Ф. Турутина, Д.В. Третьяков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 45-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-45-56.

27. Усатая Т.В. Современные подходы к проектированию изделий в процессе обучения студентов компьютерной графики [Текст] / Т.В. Усатая, Л.В. Дерябина, Е.С. Решетникова // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 74-82. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fd2bde0ff7.07282102.

28. Федосеева М.А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам [Текст] / М.А. Федосеева // Геометрия и графика. - 2019. -Т. 7. - № 1. - С. 68-73. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969.

29. Халуева В.В. Разработка курсов графических дисциплин на основе системы дистанционного обучения Moodle / В.В. Халуева, Д.В. Хамитова, М.Н. Крайнова, // Организация системы дистанционного обучения проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. Февраль-март 2014. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет. URL http://dgng.pstu.ru/conf2014/papers/100.

30. Affouneh S., Wimpenny K., Ghodieh A.R., Alsaud L.A., Obaid A.A., Reflection on MOOC Design in Palestine.The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018, V. 2, I. 19. DOI:https://doi.org/10.19173/irrodl.v19i2.3469.

31. Ahn, J.Y., Edwin A. An e-Learning Model for Teaching Mathematics on an Open Source Learning Platform. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018, V. 5, I. 19. DOI:https://doi.org/10.19173/irrodl.v19i5.3733.

32. Gitman E.K., Danilov A.N., Stolbova I.D. Assessment of openness of educational system of the university on the basis of synergetic approach. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Teknologiya Tekstilnoi Promyshlennosti [Electronic resource]. 2017, I. 2, pp. 321-327. - https://www.scopus.com/sourceid/57620?origin=resultslist.

33. Joo KP., Shearer C. Promoting distance learners’ cognitive engagement and learning outcomes: Design-based research in the Costa Rican National University of Distance Education The International Review of Research in Open and Distributed Learning - 2014, V. 6, I. 15. DOI:https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i6.1908.

34. Stolbova I.D., Aleksandrova E.P., Nosov K.G. Adaptation of Polytechnical Education to Industrial Production. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. V. l. DOIhttps://doi.org/10.1088/1755-1315/272/3/032120.

35. Stolbova I.D. Aleksandrova E.P., Kochurova L.V., Nosov K.G. Profile aspects of graphic education at polytechnic university. Vysshee Obrazovanie v Rossii. - 2019, V. 28, I. 3, pp. 155-166. - DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3.

36. Stolbova I.D., Aleksandrova E.P., Krainova M.N., Varuskin V.P. Updating the graphic education of construction students. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2018, V. 27, I. 3, pp. 153-162.

37. Stolbova I.D., Gitman Y.K., Ovchinnikov A.A. Integration of content and technologies of teaching within framework of geometrical-graphic training of students. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018, V. 451, p. 6. DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899X/451/1/012117.

38. Stolbova I.D., Shakhova A.B., Shirinkina M.A. Information Technologies Used for Geometro-grafical Training of Engineering Staff. Information Technologies in Engineering Education - INFORINO 2018 [Electronic resource]: IV Intern. Conf., 23-26 Oct. 2018, Moscow, Russia / Moscow Power Engineering Inst. - Moscow: [s. n.]. 2018, pp. 53-56, DOI:https://doi.org/10.1109/INFORINO.2018.8581807.

39. Volkhin К.А. Value of Information Technologies in Engineering Graphic Training of The Student of Construction Higher Education Institution. JOURNAL OF HIGHER EDUCATION-2018, Ulaanbaatar, Mongolia. 2018, V. 308, pp. 144-147.

40. Wang M., Chen Y., Khan, MJ. Mobile cloud learning for higher education: A case study of Moodle in the cloud The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014, V. 2, I. 15 DOI:https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i2.1676.

Войти или Создать
* Забыли пароль?