ИСТОРИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ФИЛОСОФИИ ФАЛЬСАФА НА ПРИМЕРЕ «КНЯЖЬИХ ЗЕРЦАЛ» (НАСТАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЯМ) АБУ-ХАМИДА МУХАММАДА АЛЬ-ГАЗАЛИ АЛ-ТУСИ: СЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам», представляющему собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающему через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.

Ключевые слова:
герменевтика, философия Фальсафа, Газали, Ролан Барт, семантика, Ислам, семиотика, восточная культура, ихйя
Текст

Часть 3. Семный анализ княжьих зерцал «Насихат аль Мулюк» аль-Газали

В соответствии с приведенной в предыдущей публикации системой герменевтического анализа Ролана Барта[35] мы должны выявить круг базовых и опорных понятий аргументации аль-Газали, на которых он выстраивает свое наставление и дает свое видение системы власти.

Его понятия — многосложные и определяются иногда через призму нескольких понятий, а иной раз — через призму одного понятия. Аль-Газали дает своей работе название «Насихат аль Мулюк». Что это значит? Какой смысл он вкладывает в этот посыл? Какова его цель? Р. Барт такой посыл, который вначале задает читателю вопрос, а потом отвечает на него, называет «герменевтическим кодом» — это некоторая формула, в которой может заключаться весь смысл текста.

«Насихат аль Мулюк» состоит из двух элементов — «наставление» (насихат) и «правители» (мулюк). Сразу возникает подозрение, что в книге будет три смысловых ряда — то, что объясняет наставления, то, что объясняет правителей, а также то, что объясняет связь между ними.

Проведем первый лингвистический анализ названия.

 

Список литературы

1. АбуХамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения / пер. с арабского. М., 2004.302 с.

2. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк / пер. с персидского на арабский: аноним // Под ред.: Ахмад Шамсат-Дин. Бейрут: Дар ал-китаб аль-´алямия, 1988, 132 сухуф.

3. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Ч. 1-2 / пер., вступ. ст., коммент. и указ. АА. Хис-матулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 466 с.

4. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук / пер. с арабского Насыров И.Р. Т. 1,ч. 1.М.: 2007. 584 с.

5. Binder L. Al-Ghazzali´s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.

6. Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden : E.J. Brill, 1984. 136 p.

7. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk// Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.

8. FuadBaali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun´s Sociological Thought. USA: SUNY Press, 1988, 175 p.

9. Hillenbrand С A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali // Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.

10. Hillenbrand С Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali´s Views on Government // Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94.

11. Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali // The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55.

12. Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. - London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.

13. Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y. L.: Luzac, 1968.

14. Sherwani, H.K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics // Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.

15. Абу Hacp Аль-Фараби. Политика // Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып. 2. С. 102-178.

16. Аверинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 544-545.

17. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителях добродетельного города / пер. с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева//Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191-377.

18. Аристотель. Этика/ пер. Брагинской Н.М.: ACT, 2010.

19. Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006. 456 с.

20. Барт P. S/Z / пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: Академический проект, 2009. 373 с.

21. Бациева СМ. Историке-социологический трактат Ибн Хаддуна «Мукаддима». М.: Наука, 1965. 221 с.

22. Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: Лань, 1998.

23. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969-1978.

24. Габитова P.M. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61-97.

25. Игнатенко А.А. Познать Непознаваемое (аль-Газали о познании трансцендентного - ал-гайб) // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

26. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989. 254 с.

27. Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994. 348 с.

28. Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал») // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994

29. Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах» // Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература», 1993. С. 176-198.

30. Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды // Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71-100.

31. Кирабаев Н.С Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали//Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.

32. Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток - Запад. М., 1991.

33. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.:УДН, 1987.

34. Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.

35. Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении: Спецкурс: Учебно-методическое пособие. М.: Диалог-МГУ, 1998.

36. Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие? // Библия короля Иакова: 1611-2011. Культурное и языковое наследие / отв. ред. д-р филол. наук Е.Б. Яковенко. М.: БукиВеди, 2013. С. 75-86.

37. Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М: МАКС-ПРЕСС, 2001.

38. Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дисс.... канд. филол. наук. М., 1993.

39. Конурбаев М.Э., Конурбаев СМ. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьих зерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туей: история и методология. // Сервис plus, 2014. Том 8. № 3.

40. Макиавелли Н. Государь//пер. Муравьева Г., М.: Планета, 1990

41. Мискавейх. Трактат о природе справедливости / пер. и коммент. З.И. Гусейновой. // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. С. 286-300. http://smirnov.iph.ras.ru/local/miskadlp.pdf (дата обращения: 12.09.2014),

42. Наумкин В.В. Учение о касб в произведении аль-Газали «Вокрешение наук о вере» // Ислам и мусульмане культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). К 190-летию Института востоковедения РАН. М. - Н. Новгород, 2008. С. 9-17.

43. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 917 с.

44. Отчет о работе санкт-петербургского филиала института востоковедения РАН (в процессе реорганизации в Институт восточных рукописей РАН) в 2007 г. СПб., 2008.

45. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. 576 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?