МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена разработанная модель подготовки будущих инженеров-программистов к деятельности по обеспечению информационной безопасности предприятия, а также итоги внедрения разработанной модели в практику деятельности образовательных организаций высшего образования, функционирующих в современных условиях. Разработка модели осуществлялась на основе выводов, сделанных в процессе теоретического анализа, о сущности готовности к деятельности по обеспечению информационной безопасности предприятия как педагогического феномена, о его структурно-содержательных и динамических характеристиках, а также с учетом эмпирического исследования факторов, обусловливающих уровень сформированности у выпускников вузов обозначенной готовности. Автор подробно знакомит с содержанием модели, раскрывает ее потенциальные возможности в улучшении качества высшего образования, приводит доказательства ее эффективности в практике деятельности современных вузов. Экспериментальная апробация разработанной модели осуществлялась в российских вузах, реализующих образовательные программы бакалавриата по направлениям подготовки 02.03.01 (Математика и компьютерные науки), 09.03.01 (Информатика и вычислительная техника), 10.03.01 (Информационная безопасность). Для педагогического эксперимента были сформированы две группы, состоящие из студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Экспериментальную группу составили 68 студентов, контрольную — 69. Педагогический эксперимент длился в течение всего срока обучения — четыре года и состоял в реализации представленной модели и соответствующих ей специально разработанных программ учебных дисциплин, программ учебных и производственных практик, планов неаудиторной деятельности студентов. Результаты сравнительного анализа показателей уровня сформированности у студентов контрольной и экспериментальной групп профессиональных компетенций, выделенных автором в качестве основного результата профессиональной подготовки к деятельности по обеспечению информационной безопасности предприятия, служат показателем эффективности предлагаемой модели.

Ключевые слова:
информационная безопасность, модель, педагогические условия, будущие инженеры-программисты
Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - С. 92-100

2. Белов Е.Б. Состояние, проблемы и развитие профессионального образования в области информационной безопасности / Е.Б. Белов // Безопасность информационных технологий. - 2005. - № 1. - С. 6-13

3. Бурькова Е.В. Профессиональная подготовка специалистов в области информационной безопасности [Текст] / Е.В. Бурькова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 2 (190). - С. 3-9

4. Згадзай О.Э. Вопросы подготовки специалистов в области информационной безопасности / О.Э. Згадзай // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - №3(13). - С. 93-97

5. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - №1. - С. 8-13

6. Кирильчук С.П. Обеспечение информационной безопасности предприятий [Текст] / С.П. Кирильчук, Е.В. Наливайченко // Символ науки. - 2015. - № 3. - С. 14-18

7. Князева Е.Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unidubna.ru.

8. Мануйлов Ю.С. Модель мониторинга образовательного процесса в логике средового подхода: учебно-методическое пособие / Ю.С. Мануйлов. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 100 с.

9. Родичев Ю. Нормативная база и стандарты в области информационной безопасности. - СПб.: Юпитер, 2018. - 256 с.

10. Сагдеев К.М. Методика адаптивного управления учебно-методическим обеспечением системы подготовки специалистов в области информационной безопасности [Текст] / К.М. Сагдеев, Д.М. Воронов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1642-1646

11. Сизов А.А. Особенности формирования у будущих инженеров-программистов компетентности в обеспечении информационной безопасности предприятия [Текст] // Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2020. - № 1 (30). - С. 24-31

12. Стадников М.Д. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации с применением интегрированной информационной среды [Текст] / М.Д. Стадников // Мир образования - образование в мире. - Москва, 2015. - № 4(60). - С. 259-272

13. Шинина М.В. Обеспечение информационной безопасности внутри организации [Текст] / М.В. Шинина // Журнал № 10. - 2019. - № 58. - С. 54-56

14. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте проблемы качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней / в сб. статей «Мониторинг качества образования в школе». - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С. 71-92.

15. Шмелева С.В. Индивидуально-личностные факторы профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре [Текст] / Н.В. Логачев, Т.И. Бонкало // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. Т.8 №1. - С.81-87

16. Athisha G. Sankaranarayanan, Key K. Technologies in Information Security - A Review // IETE Technical Review. 2005. Vol. 22. Issue 3. P. 173-181.

17. Dhillon G. Information security concerns in IT outsourcing: Identifying (in) congruence between clients and vendors / Gurpreet Dhillon, Romilla Syed, Filipe de Sá-Soares // Information & Management. - 2017. - Vol. 54 (4). - Pp. 452-464

Войти или Создать
* Забыли пароль?