Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается китайский взгляд на экотуризм, который является продолжением мейнстрима, связанного с зеленой экономикой и устойчивым развитием. Китайские авторы сегодня все чаще видят корни отечественной экологической этики в народных традициях и философской мысли, утверждая собственный, а не западный приоритет в экотуризме. Вместе с тем, отмечается необходимость возрождения экологического воззрения в современном Китае.

Ключевые слова:
экотуризм, Китай, Запад, Восток, природа, традиции, современность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На протяжении уже не одного столетия различные  исследователи – философы, экономисты, социологи, писатели и поэты – много говорят о принципиальных отличиях между Европой и Азией, Западом и Востоком. Чего стоят только знаменитые, часто цитируемые к месту и не к месту, а порой и вовсе некорректно и с искажениями, строчки британского сэра Редьярда Киплинга:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.

Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?

Напомним и знаменитые споры в постсталинском и перестроечном Советском Союзе об азиатском способе производства, споры, во многом разграничивавшие восприятие марксизма не только среди отечественной, но и в рядах зарубежной интеллигенции.

Сегодня с повестки дня различных СМИ часто слышны голоса об упадке Европы и Америки, о грядущем веке процветания Азии. И действительно, достойным преемником Японии в развитии индустриального (и не только!) сектора экономики стала КНР, что позволило ей не только выйти на второе место в мире по объему ВВП, но и стать настоящим локомотивом мировой экономики, на коронавирусные проблемы которого в конце 2019 – 2020 гг. с опаской смотрел целый ряд развивающихся стран. Вместе с тем КНР стал одним из лидеров по числу туристов, которые активно осваивают, в том числе и Европейскую Россию. По оценочным данным, за прошедший год нашу страну посетили до 1,9 млн туристов из Поднебесной [2]. Конечно, пандемийный 2020-й год внес свои весомые аргументы, однако, в целом, рано или поздно, но туристический рынок восстановится, став одним из факторов восстановления экономики многих стран мира. В этой связи вызывает интерес изучение различных проявлений туристических практик, в том числе ставшего в последние десятилетия мейнстримом экотуризма. И здесь представляется любопытным выявить кардинальные отличия в подходах к данному туристическому направлению на Западе и в КНР.

Не секрет, что культурные и ментальные стереотипы принципиальным образом влияют на восприятие туристами посещаемых объектов, и, следовательно, оказывают существенное воздействие на предполагаемые туристические маршруты. В вышедшей не так давно работе специалистов Пекинского университета международных исследований  на примере крупнейшего китайского мегаполиса Шанхая рассматриваются различия в восприятии его объектов западными и восточными туристами. Авторы приходят к выводу, что если западные туристы, в первую очередь, были нацелены на изучение величественной архитектуры города и его процветания, то восточных туристов, прежде всего, интересовала повседневная жизнь более близких по менталитету жителей города [7].  Таким образом, восприятие экотуризма в КНР вряд ли будет схожим с пониманием данного направления евро-атлантическим сообществом.

Сама концепция экотуризма, о которой впервые заговорили на Западе в первой половине 1980-х гг., получила распространение в КНР значительно позднее, фактически в самом конце 1990-х гг. Впрочем, до сих пор даже среди западных исследователей нет единого понимания данной дефиниции. Так, до сих пор ведутся споры даже относительно того исследователя, который впервые употребил данный термин. Известно, что В. Хетцер еще в 1965 г. выделил 4 принципа ответственного туризма: минимизация воздействия на окружающую среду, уважение к принимающей культуре, увеличение доходности для местных жителей и максимальная удовлетворенность туристов [5, p. 5], [6, p. 56]. Однако первым формальный термин «экотуризм» ввел мексиканский исследователь Э. Себальос-Ласкуран в 1987 г.: с тех пор, несмотря на многочисленные споры, экотуризм понимается как «ответственное путешествие на природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благополучие местных жителей» [12]. В Китае, однако, ситуация гораздо более запутаннее: по оценкам исследователей, существует не менее 60 концепций, по-разному раскрывающих само понятие «экотуризм». Укажем на  этнический экотуризм, сельскохозяйственный экотуризм, сельский экотуризм, городской экотуризм и т.д. [8] [10]. В связи с этим китайские исследователи стремятся выработать философский взгляд на сущность экотуризма применимо как к КНР, в целом, так и к китайцам, в частности.

Общепринято считать, что современный экотуризм уходит своими корнями в западные экологические движения и в дальнейшем идет параллельно с концепциями устойчивого развития. Однако далеко не все китайские исследователи согласны с этим, усматривая в древнекитайских путешествиях идеи о «единстве человека и Неба» [11, p. 569]. Согласно оценкам специалистов, в отличие от западноевропейской гуманистической традиции «антропоцентризма» в Китае зависимость человека от природы (те же разливы Янцзы и Хуанхэ) привела к обоснованию необходимости гармонизации человека и окружающей среды. Так, например, Ян Чжу, несмотря на такую отличительную черту человека как разум, говорил, что «человек одного рода с землей и небом» [3]. Конфуцианство, даосизм, дзен-буддизм с разных позиций, но, тем не менее придерживались необходимости сотрудничества этих двух сил, человечества и природы. Китайские народные верования всегда выражали такую же точку зрения: «В период существования китайского феодального общества до 1911 года в сельскохозяйственных областях власти устанавливали ряд стандартных алтарей, чтобы приносить жертвы богам земледелия» [11, p. 575]. Отметим, что в такой континентальной стране, как Китай, еще в древности образ крестьянина, мирного и невинного, противопоставлялся вероломству и эгоизму торговца [4, c. 38-39]. А ведь именно крестьянин находится ближе всего к земле, природе в условиях сельскохозяйственной цивилизации.

И сегодня китайские туристы рассматривают, прежде всего, природные ресурсы как свою среду обитания, фактически неотделимую от них [11, p. 582]. В то же время индустриализация Китая привела к размыванию зеленой парадигмы, и концепция «единства человека и Неба» практически не применялась на практике. От болезней, вызванных загрязнением окружающей среды, в стране ежегодно умирает до 400 тыс. чел., производится 1/3 мирового твердого мусора, теряется от 15 до 30 % ВВП [1, c. 42]. Утилитаризм обусловил стремлению к нарастающему давлению на окружающую среду: только в начале XXI в. Пекин, в первую очередь с целью формирования экоимиджа в глазах международного сообщества, а уже во вторую очередь с намерением стабилизировать резко ухудшившуюся экологическую обстановку в стране. Таким образом, экологическая этика Китая, уходящая своими корнями в глубокое прошлое, сегодня нуждается в восстановлении своего влияния на среднего китайца, а экологический туризм в Китае вполне может стать одной из форм данного позитивного воздействия.

Список литературы

1. Захаров А.Н., Калашников Д.Б. Экологические проблемы промышленного развития Китая // Российский внешнеэкономический вестник.− 2020. − № 1. − С. 40−50.

2. Сколько может потерять российский въездной туризм из-за коронавируса в Китае. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50269.html (дата обращения: 14.08.2020).

3. Титов А.Л. Природа человека в древнекитайской философии: от Ян Чжу к Сюнь-цзы // Вопросы философии. − 2017. − № 3. − С. 141−153.

4. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии / пер. на рус. Р.В. Котенко. - Санкт-Петербург: Евразия, 1998. − 376 с.

5. Blamey R.K. Principles of Ecotourism // The Encyclopedia of Ecotourism. New York: CABI Publishing, 2001. P. 5-22.

6. Cheia G. Ecotourism definition and concepts // Journal of tourism. 2013. No. 15.R. 56-60.

7. Deng N., Liu J., Dai Y., Li H. Different cultures, different photos: A comparison of Shanghai's pictorial destination image between East and West // Tourism Management Perspectives. 2019. V. 30. No. 4. P. 182-192.

8. Deng Y., Guo S. The Plan and practice of ethnic ecotourism in Shangri-la: A research report on Xiagei Village, Zhongdian County, Diqing Prefecture, Yunnan Province // The Ideological Front. 2001. No. 27 (2). P. 69-71.

9. Zhu Z. The view of the 'the unity of man and Heaven' on Chinese Aesthetics // Journal of Northwest Normal University (Social Sciences). 2005. V. 42. No. 2. P. 17-20 [Electronic resource]. URL: http://caod.oriprobe.com/articles/660629/The_View_of__the_Integrity_of_Man_and_Nature_on_Chinese_Aesthetics.htm (date accessed: 15.08.2020).

10. Li J., Ma, Y. The impact of eco-ethnics to China's tourism exploitation and planning (in Chinese). Ecological Economy. 2006. No. 10. R. 191-193, 196. What Is Ecotourism? [Electronic resource]. URL: https://ecotourism.org/what-is-ecotourism/ (date accessed: 14.08.2020).

11. Wen Y., Ximing X. The Differences in Ecotourism between China and the West // Current Issues in Tourism. 2008. No. 6. P. 567 - 586. DOI: 10.1080 / 13683500802475927

12. What Is Ecotourism? [Electronic resource]. URL: https://ecotourism.org/what-is-ecotourism/ (date accessed: 14.08.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?