Петрозаводск, Россия
Организация учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в ПетрГУ возложена на кафедру физической культуры (КФК), института физической культуры, спорта и туризма. В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации остро встал вопрос использования различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [4]. Организация дистанционного обучения также коснулась такой учебной дисциплины, как физическая культура. В связи с этим, КФК разработанная система дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Результатам исследования организации дистанционного обучения и посвящена данная статья.
практические занятия, методико-практическая работа, дистанционное обучение, тренировка
В соответствии с требованиями приказа Министерства высшего образования и науки Российской Федерации от 14.03.2020 №397 руководителям организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, необходимо организовать контактную работу обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде [4]. С учетом требований данного приказа в ПетрГУ для обучающихся организованно освоение образовательных программ с применением материалов Образовательного портала ПетрГУ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также индивидуальных и групповых консультаций посредством электронной почты, социальных сетей и иных сервисов сети Интернет.
КФК ведет дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» c использованием: системы управления обучением – Moodle, системы удаленной конференц-связи – Zoom, системы унифицированных коммуникаций – True Conf, веб-сервиса – YouTube, социальных сетей, электронной почты. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дисциплина «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) реализуется в форме практических занятий. Исходя из требований ФГОС, кафедрой разработана система (возможная в условиях самоизоляции), включающая разнообразные варианты заданий, позволяющие поддерживать обучающимся должный уровень физического, функционального состояния, имеющие оздоровительную направленность, позволяющие добиться осознанного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой на основе тщательного самоанализа своего состояния.
Практические занятия
Основные занятия (для студентов основной, подготовительной и специальной медицинских групп). Практические занятия проводятся не менее двух раз в неделю продолжительностью 45–90 мин. Каждое практическое занятие оценивается в 2 балла.
Варианты наполнения практического занятия:
1. Выполнение комплекса упражнений по улучшению физических качеств, функционированию дыхательной, сердечно-сосудистой систем на основе самостоятельно подобранной обучающимися индивидуальной программы двигательной активности с учетом уровня своего здоровья и физического развития, определенных самообследованием и самоанализом своего состояния.
2. Выполнение варианта домашней тренировки, предложенного преподавателем КФК для студентов, относящихся к основной и подготовительной медицинской группам.
Готовые комплексы для домашних тренировок (для обучающихся, относящихся к основной и подготовительной медицинской группам).
Комплексы для юношей:
Комплекс №1.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Рукоход» + 5 отжиманий |
10 раз |
2. |
«Берпи» |
20 раз |
3. |
«Скалолаз» или «Подброс ног» |
40 сек. |
4. |
«Выпады вперед» |
15 раз каждой ногой |
5. |
«Т-отжимания» |
30 раз |
6. |
Пресс «Раскладушка» |
40 сек. |
После каждого упражнения отдых от 30 до 60 сек. Выполнить необходимо от 2 до 3 кругов (в зависимости от физической подготовленности). Начиная со второго занятия, на неделе можно увеличить количество кругов до 4-5.
Комплекс №2.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Берпи» |
10 раз |
2. |
«Выпады вперед» |
10 раз (по 5 на каждую ногу) |
3. |
«Пресс» |
10 раз |
4. |
Движения – «имитации тайского бокса» |
10 раз на каждую ногу |
5. |
«Планка» |
1-2 мин. |
Упражнения с 1 по 4 необходимо повторять друг за другом без пауз и отдыха в течение 5 мин., также необходимо вести подсчет количества выполненных в течение пяти мин. кругов. После каждой «пятиминутки» выполняется упражнение «Планка» в течение 1-2 мин. После упражнения «Планка» выполняется отдых в течение 3 мин. Выполнить необходимо 3-5 кругов в зависимости от физической подготовленности.
Комплекс №3.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Отжимания» |
30 раз |
2. |
«Пресс» |
40 раз |
3. |
«Приседания» |
50 раз |
4. |
«Бег на месте с высоким подниманием бедра» |
Не менее 80 подъемов. |
Необходимо сделать 5 кругов с учетом затраченного времени. Отдых после каждого круга составляет 3 мин.
Комплекс №4.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Отжимания» (широкая постановка рук) |
100 раз |
2. |
«Пресс» |
100 раз |
3. |
«Приседания» |
100 раз |
4. |
«Обратные отжимания» |
100 раз. |
Сто повторений одного упражнения необходимо выполнить (набрать) с учетом перерывов (пауз), необходимых для отдыха и продолжения выполнения упражнения. Обязательно нужно сделать 100 повторений одного упражнения, прежде чем приступать к следующему.
Комплексы для девушек [3]:
Вариант домашней тренировки (для девушек) изложен в учебном пособии для студентов I–V курсов («Самостоятельные силовые и аэробные занятия для девушек»), разработанном в 2015 г. преподавателями КФК и размещенном в свободном доступе в сети Интернет. Данная программа рассчитана на три занятия в неделю. Между занятиями надо делать перерыв не меньше одного дня, чтобы дать мышцам восстановиться. Например: в понедельник выполняем комплекс 1, в среду − комплекс 2, в пятницу − комплекс 3. Таким образом, можно работать 2−3 мес. Затем комплекс упражнений необходимо заменить. Перед выполнением упражнений всегда делайте разминку длительностью 10−15 мин. После выполнения комплекса выполняйте упражнения на расслабление мышц, заминку. Если вы начинающий и(или) давно не занимались, выполняйте в первую неделю один подход на каждое упражнение, во вторую − два подхода, затем переходите к положенным трем подходам. При занятиях дома и отсутствии гантелей, можно использовать пластиковые бутылки, наполненные песком или водой.
Вариант тренировки №1.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Приседания» |
20 раз |
2. |
«Отжимания» |
15 раз |
3. |
«Выпады» (на месте) |
15 раз для каждой ноги |
4. |
«Пресс» (подъем-перекат) |
20−30 раз |
5. |
«Становая на одной ноге» |
15 раз для каждой ноги |
6. |
«Трицепс» (отжимания от пола на 1-й руке) |
15 раз для каждой руки |
7. |
«Отведение ноги в положении лежа» (внешнее бедро, ягодицы) |
20−40 раз |
8. |
«Спина» (летание, лодочка) |
15−20 раз |
9. |
«Пресс боковой» (русалка) |
15 раз |
10. |
«Икры» (подъем на носки) |
15 раз. |
Вариант тренировки №2.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Круговой подъем гантелей» (бутылок с водой) |
20 раз |
2. |
«Подъем на опору» |
10−15 раз |
3. |
«Плечи» (подъем рук через стороны) |
15 раз |
4. |
«Плие» (приседания) |
20 раз |
5. |
«Пресс» (собраться − разобраться) |
30 раз |
6. |
«Ласточка с подъемом ноги + шпагаты» |
10 раз |
7. |
«Трицепс» (обратные отжимания) |
15 раз |
8. |
«Пресс боковой» (наклоны с гантелью) |
15 раз |
9. |
«Спина» (лодочка) |
20 раз. |
Вариант тренировки №3.
№ |
Название упражнения |
Число повторений / время |
1. |
«Шаговый выпад вперед» |
12−15 раз для каждой ноги |
2. |
«Отжимания» |
15 раз |
3. |
«Пресс» (на выбор) |
1 мин. |
4. |
«Прыжки на скакалке» (при наличии возможности) |
4 × 100 раз |
5. |
«Боковой выпад» |
10 раз для каждой ноги |
6. |
«Сгибание рук с гантелью на бицепс» |
15 раз |
7. |
«Спина» (на выбор) |
1 мин. |
8. |
«Прыжки на скакалке» |
4 × 100 раз |
9. |
«Шаговый выпад назад» |
12−15 раз для каждой ноги |
10. |
«Тяга гантелей к подбородку» |
15 раз |
11. |
«Пресс» (на выбор) |
1 мин. |
12. |
«Прыжки на скакалке» (при наличии возможности) |
4 × 100. |
Кроме варианта домашней тренировки (для девушек), указанном в учебном пособии, обучающимся предоставлен список интернет-ссылок с веб-сервиса YouTube для занятий: кардио-силовыми тренировками, тренировками с акцентом на мышцы ног и ягодиц, тренировками на растяжку и гибкость, а также тренировками с универсальными комплексами упражнений на выбор.
Комплексы для студентов, относящихся к специальной медицинской группе [2]:
Варианты комплексов упражнений, рекомендованные для обучающихся, относящихся к специальной медицинской группе, подробно изложены в учебно-методическом пособии «Современные фитнес-направления (специальная медицинская группа)», подготовленном в 2018 г. преподавателями КФК и размещенном в свободном доступе в сети Интернет.
Больше всего для дистанционного обучения (домашней тренировки) студентов, относящихся к специальной медицинской группе, подходят такие фитнес-направления, как пилатес и калланетика, которые наиболее распространены и в чем-то схожи. Данные виды фитнеса разработаны для общего оздоровления организма, приведения мышц в тонус.
Пилатес − комплекс упражнений, укрепляющий те группы мышц, которые очень редко задействованы при других занятиях фитнесом. Пилатесом могут заниматься как в фитнес-клубе, так и самостоятельно дома люди любого возраста и пола, с любым уровнем физической подготовки, возможность травм здесь сведена к минимуму.
Калланетика − система упражнений, базирующаяся на статических нагрузках (постоянных). Методика подходит для людей с проблемами опорно-двигательной системы, для которых противопоказаны резкие движения. Все упражнения здесь плавны, выполняются очень медленно. Лишний вес, плохая осанка, наличие проблемных зон и вялых мышц − все это является показанием для занятий калланетикой.
Кроме этого, обучающимся, относящимся к специальной медицинской группе, предоставлен список интернет-ссылок с веб-сервиса YouTube для занятий: с применением упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, с применением упражнений на основе йоги для укрепления мышц спины.
3. Студенты, освобожденные от практических занятий, продолжают заниматься по индивидуальным программам.
Дополнительные занятия реализуются в нескольких проектах:
1. Проект «Недельный рывок» − включает в себя выполнение ежедневных практических заданий в течение одной недели по видеоматериалам, размещенным в группе в социальной сети «ВКонтакте». По результатам выполнения задания, обучающиеся ежедневно до 20:00 готовят и высылают ответственному преподавателю отчет в виде ускоренного видео. За выполнение каждого комплекса обучающемуся начисляется 1 балл.
2. Выполнение мини-комплекса упражнений на время «Вызов!».
Выполнение мини-комплексов предлагается в двух вариантах:
Соревнование (только для студентов основной медицинской группы). Задача данного варианта − выполнение определенных заданий за наименьшее время с фиксацией времени выполнения упражнения с использованием секундомера. При выполнении упражнений обучающийся может делать неограниченное количество пауз для отдыха, во время которых время не останавливается. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет. В соревновательном варианте определяются лучшие участники, которые поощряются дополнительными баллами.
Свободная тренировка. Задача данного варианта – выполнение упражнений без учёта времени. Упражнения выполнять в несколько подходов с паузами (отдыхом), необходимыми для восстановления. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.
Предлагается несколько мини-комплексов упражнений на время «Вызов!».
Комплекс упражнений №1 («100+100»).
Выполнение комплекса заключается в выполнении 100 отжиманий и 100 приседаний за наименьшее время с фиксацией времени выполнения упражнения с использованием секундомера. При выполнении упражнений обучающийся может делать неограниченное количество пауз для отдыха, во время которых время не останавливается. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.
Комплекс упражнений №2 «Статика».
Выполнение комплекса заключается в удержании кистью каждой руки предмета весом 1,5 кг (бутыль с жидкостью объемом 1,5 литра) в течение 6 мин. За данный период времени обучающийся меняет расположение рук с зафиксированными предметами в следующей последовательности – на 2 мин. руки вытянуты в сторону (параллельно полу), на 2 мин. руки подняты над головой, на 2 мин. руки вытянуты перед собой (параллельно полу). Смена положения рук происходит без остановки на отдых. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.
Комплекс упражнений №3 «Чемпион».
Выполнение комплекса заключается в выполнении следующих упражнений: «отжимания» − 10 раз, «пресс» (складка) – 15 раз, «приседания» − 20 раз. Необходимо выполнить 10 комплексов (кругов) за наименьшее время с фиксацией времени выполнения упражнения с использованием секундомера. При выполнении упражнений обучающийся может делать неограниченное количество пауз для отдыха, во время которых время не останавливается. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.
За выполнение каждого комплекса – 1 балл.
Несмотря на то, какими элементами будет наполнено практическое занятие, каждую тренировку следует начинать с разминки для того, чтобы подготовить тело к последующей работе. Разминка должна быть легкой, предпочтительно задействовать те мышцы, которые будут включены в работу. Практическое занятие всегда должно начинаться с разминки и заканчиваться заминкой. Разминка может включать медленную ходьбу с постепенным увеличением скорости движения и переходом на бег. Разминка снижает артериальное давление, повышает приток крови к сердцу, разогревает мышцы и делает суставы более подвижными. Важно сгладить переход от спокойного сердечного ритма к максимальному. Заминка также важна. Ведь постепенное снижение темпа в конце занятий нормализует учащенное сердцебиение, предотвращает возможный застой крови в ногах (такое возможно при наличии аэробики с большим количеством прыжковых движений). Несколько минут махов руками, наклонов, упражнений на гибкость в конце тренировки с гарантией восстанавливают баланс кровотока. Нельзя пренебрегать ни разминкой, ни заминкой [3].
С учетом важности и обязательности разминки и заминки для обучающихся мною подготовлены видеоматериалы выполнения упражнений для разминки и заминки с использованием: танцевальной комбинации на основе простых, базовых шагов аэробики, упражнений на растягивание и расслабление. Видеоматериалы размещены в онлайн-хранилище сети Интернет Яндекс.Диск (разминка − 00016.MTS (735215616), заминка − 00014.MTS (883949568)).
Кроме этого, обучающимся предоставлен список интернет-ссылок с веб-сервиса YouTube выполнения упражнений в рамках разминок и заминок.
Методико-практическая работа
1. Работа по изучению своего физического и функционального состояния. Обучающимся на выбор предлагается одна из работ «Паспорт здоровья», «Методическая работа».
Цель данных работ − научить обучающихся самообследованию и самоанализу своего состояния, на основе полученных сведений уметь делать вывод об уровне своего здоровья и уже на основе этого ставить для самого себя задачи по улучшению физических качеств, функционированию дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждая выполненная работа оценивается в 4 дополнительных балла.
2. Индивидуальный проект − заключается в составлении индивидуальной программы двигательной активности. В рамках проекта обучающиеся обосновывают цели и задачи для самих себя по собственному физическому, функциональному развитию. Данный проект основывается на предыдущих работах по самообследованию и самоанализу. Так же в рамках проекта осуществляется подбор средств двигательной активности, дозировка, интенсивность. Для работы над проектом на этом этапе используются электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР), консультирование с помощью социальных сетей, электронной почты, средств видеосвязи. Проект оценивается в 4 дополнительных балла.
3. Выполнение тестовых заданий через систему управления обучением – Moodle. Выполняется один тест на выбор обучающегося:
ЭУМКД «Физическая культура в здоровье сберегающем пространстве» (для студентов 1-4 курсов).
ЭУМКД Физическая культура и спорт «Баскетбол» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы).
ЭУМКД Физическая культура и спорт «Мини-футбол» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы).
ЭУМКД Физическая культура и спорт «Атлетическая гимнастика» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы).
Выполнение тестового задания оценивается в 3 балла.
4. Самостоятельное изучение теории с помощью литературы, ЭОР:
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/.
Электронный каталог Научной библиотеки ПетрГУ. Режим доступа: http://foliant.ru/catalog/psulibr.
Электронный каталог библиотеки Республики Карелия. Режим доступа: http://elibrary.karelia.ru/.
Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru.
На КФК организованы индивидуальные и групповые консультации обучающихся (студентов) по средствам электронной почты, видеосвязи, социальных сетей. Кроме этого, все виды работы контролируются преподавателями КФК − ответственными за реализацию дисциплины «Физическая культура и спорт» в образовательных институтах ПетрГУ и оцениваются в баллах, которые заносятся в электронный журнал информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС). Сведения о набранных баллах доступны для просмотра и самоконтроля каждому студенту в ИАИС.
В условиях самоизоляции очень важна физическая активность. С введением ограничений на передвижение, выхода на улицу, посещения общественных мест (в том числе спортивных объектов) традиционные устои жизни очень сильно поменялись, а как следствие резко снизилась двигательная и физическая активность, что может в целом привести к ухудшению состояния здоровья. В сложившихся условиях именно домашние тренировки (занятия) способны поддержать физическую активность на должном уровне.
1. Дистанционное обучение по дисциплине «физическая культура и спорт» [Электронный ресурс] // сайт ПетрГУ. 16 апреля (https://petrsu.ru/structure/466/kafedrafizitcheskojk).
2. Евтропкова Д.С., Егорова Л.В., Кремнева В.Н., Соловьёва Н.В. Современные фитнес-направления (специальная медицинская группа) // учебно-метод. электронное пособие для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавриата [Электронное издание] / сост.: Д.С. Евтропкова, Л.В. Егорова, В.Н. Кремнева, Н.В. Соловьева. - Петрозаводск: ФГБОУ ВПО ПетрГУ, 2018. - 8, 13 с.
3. Кариулина А.С., Соловьёва Н.В., Савин А.Н., Бичев В.Г. Самостоятельные силовые и аэробные занятия для девушек // учебное пособие для студентов I - V курсов [Электронное издание] / ред. Е.Е. Порывакина. - Петрозаводск: ФГБОУ ВПО ПетрГУ, 2015. - 21-33 с.
4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 14 марта (https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064&cat=/documents/docs/).