НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению и развитию механизмов государственной поддержки инновационных проектов в сельском хозяйстве региона. Обозначены методы управления рисками для снижения степени риска сельскохозяйственными предприятиями. Предложены мероприятия по совершенствованию инновационной политики аграрного сектора экономики.

Ключевые слова:
инновационный проект, инновационное развитие, государственно-частное партнерство
Текст

В сфере сельского хозяйства и АПК как и в любых других видах экономической деятельности крайне необходимы инновации. Инновационная активность и ее итоги, по мнению руководителей организаций сельского хозяйства, влияют в первую очередь на  увеличение  продуктивности птицы и скота,   объектов аквакультуры, урожайности; повышении качества выпускаемой сельхозпродукции. Также, безусловно, огромное влияние инноваций на рост объемов производства, восстановление, сохранение и увеличение плодородия сельскохозяйственных угодий. 

Господдержку инновационной и научно-технической деятельности в АПК предлагается реализовывать разнообразными фондами на основе концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и конкурсного отбора.

Одним из главных механизмов поддержки экономики на территории региона могут быть долгосрочные целевые программы развития инновационной деятельности предприятий АПК, малых инновационных предприятий и научных учреждений и т.д.

Государственная поддержка должна направляться напрямую при помощи финансовых вложений бюджета региона в первую очередь на образование новейших производств и технологий в научной сфере, которые реализуют самые значимые для отрасли сельского хозяйства быстро окупаемые проекты, а также направленные на реализацию перспективных научно-технологических разработок в сфере сельского хозяйства и АПК высокой степени готовности [7].

Для наиболее крупных предприятий сельского хозяйства предлагаются в основном меры косвенной помощи для инновационного развития, например, льготы по кредитам и налогам и т.д.

Для организаций малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства важно предусмотреть льготные меры при образовании организаций (компенсации по аренде помещения и оборудования,  льготные ставки по банковским кредитам, налоговые льготы в части, зачисляемой в региональный бюджет и т.д.) [8].

Сельскохозяйственным организациям, ведущим инновационную деятельность, сначала нужно серьезно подойти к  изучению базы инновационных проектов, чтобы правильно выбрать  приоритетные проекты, которые будут окупаемыми и реализуемыми на рынке на сегодняшний день.  Так как трудно предвидеть,  какой проект не окупит даже затраты, а какой будет успешным, опираясь только на планирование [11].

Для уменьшения  степени риска предприятиям  сельского хозяйства региона рекомендуется использовать следующие методы управления рисками [4]:

– диверсификация инновационной предпринимательской деятельности, т.е.  рассредоточение риска между участниками проекта;

–распределение риска;

– образование дополнительного фонда для  покрытия непредвиденных затрат;

–страхование;

– хеджирование.

–лимитирование.

 

Важно отметить, что экономика инноваций большого количества регионов России сталкивается с недостатком высококвалифицированных специалистов во многих сферах производства. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо увеличивать подготовку таких специалистов, не забывая, что данная проблема носит комплексный характер [6].

Вологодская область всегда обладала большим научным потенциалом в разных сферах, в том числе и в сфере оптимизации промышленного производства продукции сельского хозяйства, и в разработке современного  оборудования. Но  даже в период  экономического подъема внедрение и применение различных нововведений оставалось на очень низком уровне.

Достижение целей в сфере совершенствования инновационной политики аграрного сектора региона предлагается осуществлять за счет реализации следующих стратегических мероприятий (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Стратегические мероприятия по совершенствованию деятельности региональных органов власти в сфере реализации инновационных сельскохозяйственных проектов в Вологодской области

 

Одной из главных причин невысокого уровня активности сельскохозяйственных предприятий в инновационной сфере являются недостаточное участие работодателей в развитии образовательного комплекса и подготовке (переподготовке) кадров необходимой квалификации, большие диспропорции между количеством и качеством подготовленных специалистов (отсутствии системности, навыков применения полученных знаний и специальностей, востребованных работодателями).

Для привлечения средств из внебюджетных источников к финансированию инноваций предприятий сельского хозяйства предлагается использовать систему льгот и гарантий, предоставляемых органами государственной власти Вологодской области инвесторам, участвующих в реализации перспективных инновационных сельскохозяйственных программ и  проектов [1].

Необходимо отметить большое значение создания инновационных кластеров для совершенствования реализации инновационных проектов. Следующие задачи инновационного развития и совершенствования показывают важность открытия кластеров: [12]:

1. При создании инновационных кластеров повышается конкурентное преимущество за счет внедрения новейших разработок;

2. Усовершенствование законодательства России для скачка на путь инноваций.

3. Образование кластеров уменьшает проблемы при охране прав собственности;

4. Совершенствование госсектора с привлечением большого количества частных инвестиций в экономику РФ;

5. Создание системы инновационной привлекательности субъектов России, организаций промышленного сектора;

6. Совершенствование системы налогообложения с помощью создания и продвижения методов  развития и стимулирования инноваций;

7. Создание наиболее благоприятных условий для внедрения в России мировых научных исследований и наработок в сфере инноваций.

Характерными преимуществами, которые могут иметь участники инновационного кластера, являются [2]:

1. Для органов власти России:

- с помощью эффекта синергии кластера возрастает налогооблагаемая база;

- увеличение конкурентоспособности и развитие в сфере инноваций в субъектах РФ;

- сокращение безработицы и снижение напряженности в регионе;

- рост привлекательности в сфере инноваций в регионе, в котором создан кластер.

- увеличение взаимодействия бизнеса и  госорганов;

- подъем малого бизнеса в регионе;

- расширение международных отношений территории с зарубежными странами.

2. Для сельхозпредприятий, организаций, предприятий промышленного сектора:

- рост конкурентоспособности выпускаемых товаров;

- вероятность выхода на рынки сбыта зарубежных стран;

- улучшение экономических показателей;

- повышение производительности и снижение издержек;

- профессиональное  развитие сотрудников;

- повышение заработной платы сотрудников.

3. Для вузов и других учебных заведений сферы АПК:

- подготовка системы взаимодействия образовательных организаций и возможных работодателей;

- решение трудностей трудоустройства студентов;

- участие сотрудников предприятий и организаций кластера в организации учебного и научного процессов;

- совместное проведение научных конференций, форумов;

- участие  членов кластера в подготовке курсовых и дипломных  работ;

- образование базовых кафедр на площадке образовательных организаций;

- участие работодателей  к подготовке образовательных программ и учебных планов;

- подготовка специалистов под заказ работодателя.

4. Для научных организаций:

- превращение инновационного продукта в рыночный товар;

- повышение возможности продажи и сбыта готовых научных продуктов;

- образование инновационных структур с участием организаций малого бизнеса;

- образование эффективной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- образование единого координационного центра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

- управление процессом создания разрабатываемых систем на всех этапах жизненного цикла;

- образование центров трансферта научных разработок, сети бизнес-инкубаторов, различных технопарков;

- разработка программ дополнительного профобразования.

На сегодняшний день государственно-частное партнерство становится одним из эффективных инструментов поддержки и реализации инновационных проектов в сфере сельского хозяйства на региональном уровне.

Кроме того, государственно-частное партнерство способствует объединению интересов бизнеса и государства с целью прорывного развития инновационной сферы в аграрном секторе экономики [3].

Важно отметить, что развитие государственно-частного партнерства в сельскохозяйственной сфере является актуальным вопросом социально-экономической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для развития института государственно-частного партнерства на уровне региона необходимо определить конкретные механизмы развития данного направления, которые будут способствовать реализации инновационных сельскохозяйственных проектов [13].

В современных социально-экономических и политических условиях важно не только развивать нормативную базу для государственно-частного партнерства, но и своевременно доводить информацию до потенциальных инвесторов о возможностях государственно-частного взаимодействия в сфере инноваций [10].

В качестве факторов, определяющих успешность выработки комплекса мер по развитию механизма государственно-частного партнерства в сельскохозяйственной сфере региона,  на основе анализа успешных практик реализации инновационных проектов государственно-частного партнерства, нами определены основные факторы (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на успешность выработки комплекса мер по развитию механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере региона

 

В качестве рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных сельскохозяйственных проектов на региональном уровне предлагаются следующие основные этапы.

1этап. Разместить на инвестиционном портале региона отдельный раздел, который будет посвящен государственно-частному партнерству в аграрном секторе. В нем будут представлены реализуемые проекты в сфере сельского хозяйства на предлагаемой основе, а также проекты, которые нуждаются в инновационной поддержке.

Данный раздел должен быть оформлен на английском и русском языках и включать в себя в визуально-графическом и текстовом формате блоки информации (рис. 3).

Таким образом, отраженные выше информационные блоки с учетом визуализации имеющихся материалов позволят заинтересованным лицам ознакомиться с данной тематикой и оценить свои возможности и перспективы партнерства в сфере сельского хозяйства.

 

Рис. 3. Сведения, необходимые для представления в разделе государственно-частного партнерства на инвестиционном портале региона

 

2 этап. Регулярно организовывать курсы повышения квалификации сотрудников органов управления в сфере ГЧП.

 Во всех субъектах РФ необходимо регулярно проводить обучение специалистов для органов управления в сфере ГЧП, включающая и  переподготовку и повышение квалификации.

Основную образовательную программу могут проводить  коммерческие организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Повышение квалификации могут организовать  учебные территории в сфере ГЧП, а также привлеченные специалисты и эксперты [9].

3этап. Обеспечивать соответствие регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства с федеральными нормативно-правовыми актами. Это способствует расширению практики реализации инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Отдельно в данном пункте стоит отметить, что в региональном законе о государственно-частном партнерстве необходимо закрепить следующие нормы (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Нормы, необходимые для закрепления в региональном законе о государственно-частном партнерстве

 

4 этап. Разработать систему стимулирования и меры поддержки для привлечения представителей бизнес сферы (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), планирующих реализовывать или уже реализующие инновационные сельскохозяйственные проекты с использованием механизма государственно-частного партнерства [5].

Для исполнения данной рекомендации на уровне органа исполнительной власти региона после принятия управленческого решения о приоритетных сферах и отраслях развития региона необходимо в данных сферах принимать специальные меры для создания благоприятных условий для частных партнеров. К таким мерам можно отнести следующие дополнительные меры поддержки частных партнеров на региональном уровне  (рис. 5).

Рисунок 5 – Дополнительные меры поддержки частных партнеров на региональном уровне

 

В заключении необходимо отметить, что разработать универсальную для всех регионов модель совершенствования механизма государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных сельскохозяйственных проектов не представляется возможным, так как каждый регион имеет свои социально-экономические, политические и институциональные особенности. Но представленные выше рекомендации можно адаптировать и внедрить в деятельность любого субъекта РФ.

Поддержка инновационного предпринимательства в Вологодской области должна быть приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики.

При большом количестве  современных механизмов государственной поддержки в дальнейшем для развития инноваций в сфере сельского хозяйства требуется постоянное усовершенствование и корректировка действующих финансовых инструментов на практике, а также создание новых средств.

Список литературы

1. Антонюк Г.А. Инновационное проектирование и управление общественным развитием. - Минск: Наука и техника, 2015. - 205 с.

2. Болоничева Т.В. Методика определения эффективности инновационно-инвестиционных проектов и экономических систем путем формирования групповых предпочтений заинтересованных сторон / Т.В.Болоничева, Н.В.Усов, М.А.Лукьянова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 86. -С.650-663.

3. Бусыгин А.М. Деловое проектирование и управление инновационным проектом. М.: МВШСЭН, 2015. - 515 с.

4. Крюкова, Т.М., Аверкин, М.Г. Анализ инновационного состояния промышленных предприятий региона с позиций инвестиционной привлекательности. / Малый бизнес в эпоху экономики знаний: сборник статей участников международной открытой научно-практической конференции. Дата проведения: 24-25 октября 2015 г. Нижний Новгород. - М.: «Научный консультант», 2015 г. - 112 с., С.50-53

5. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации//Проблемы формирования государственных политик в России. М., 2015. - С. 74-78

6. Научная и инновационная политика. Россия и Мир. 2011-2012 / под ред. Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2015. - 480 с.

7. Реймер В. Инновационная система России: проблемы управления и перспективы // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. - № 2. - С. 3-6.

8. Самсонова, В.А. Современный инновационный менеджмент. - М, 2015. - 344 с.

9. Соколов И.А. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. - М.: Дело, 2015. - 632 c.

10. Ткаченко Н.И. Методология отбора и оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства с учетом интересов стейколхдеров // Журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2015. - 8(49). - С. 81-89

11. Туккель И.Л. Разработка и принятие решения в управлении инновациями. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015. - 342 с.

12. Юрлов Ф.Ф. Оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов с учетом многокритериальности и интересов заинтересованных сторон: монография / Ф.Ф. Юрлов, Н.Я. Леонтьев, Н.В. Усов; Нижегород. гос. техн. ун-т, Нижний Новгород, 2015. - 176 с.

13. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2017. - № 2. - С. 43-49.


Войти или Создать
* Забыли пароль?