ББК 67 Право. Юридические науки
В статье рассматривается принцип территориальности исключительного права, а также имеющиеся исключения из него в авторском, патентном праве и праве на товарные знаки США. Рассмотрены позиции научной доктрины стран общего права, а также судебная практика судов апелляционной инстанции и Верховного суда США. Методология исследования обусловлена спецификой избранного предмета и включает набор общенаучных методов научного познания (анализ, синтез, сравнение). Основные выводы исследования: территориальный характер действия исключительного права считается общепризнанным принципом и исторически связан с выдачей привилегий как первоначальным способом правовой охраны. В научной литературе в этом видится существенное различие между правом собственности, рассматриваемым как право «безграничное», и исключительным правом. Принцип территориальности в праве интеллектуальной собственности ориентирован на изолированные друг от друга суверенные государства, однако возможности такого регулирования уменьшаются. Несоответствие набора отдельных национальных правовых режимов требованиям глобальной экономики особенно очевидно в отношении тех объектов интеллектуальных прав, которые не требуют регистрации. Наиболее ярким исключением из принципа территориальности является концепция общеизвестных товарных знаков (well-known marks), необходимая международным компаниям при выходе на зарубежные рынки. По мере все большей интернационализации международной коммерции то, что на первый взгляд представляется экстерриториальностью, т. е. попыткой применения законодательства своей страны за ее пределами, может оказаться противостоянием нарушению прав в нескольких юрисдикциях (multi-territoriality). При этом в зависимости от обстоятельств дела может потребоваться применение иностранного права. Таким образом, различие между правом собственности и исключительным правом, состоящее в «территориальном» характере последнего, оказывается не столь значительным и непреодолимым. Исключительное право, подобно праву собственности, расширяет свои границы, отходя в определенном отношении от национального режима.
исключительное право, право собственности, интеллектуальная собственность, принцип территориальности, экстерриториальность, мультитерриториальность, общеизвестный товарный знак.
No data
1. No data