сотрудник
Жуковский, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Москва, Россия
Эффективность внедрения цифровых технологий во-многом обусловлена, с одной стороны, готовностью цифровой образовательной среды, а с другой, - уровнем цифровой грамотностью и компетентностью преподавателей. В связи с этим необходима разработки методики оценки вуза к цифровизации, назначением которой является обеспечение единого подхода к оценки информационной образовательной среды и факторов, их обеспечивающих, в процессе образования, а также устранение препятствий эффективной реализации образовательных программ и услуг с применением цифровых технологий и продуктов. Анализ существующих в настоящее время методик показал, что они определяют уровень цифровой развитости различных сфер экономики и общества в целом, но не затрагивают систему образования или же оценивают цифровизацию образовательного процесса только с точки зрения технической составляющей. С учетом изложенных выше обстоятельств, авторами исследования предлагается производить оценку готовности вузов к цифровизации образовательного процесса на основе анализа факторов, непосредственно влияющих на цифровизацию образовательного процесса, а именно: цифровой трансформации образовательной среды вуза и готовности преподавателей к работе в цифровой среде.
цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, образовательные онлайн-сервисы, цифровая грамотность, ИКТ-компетенции преподавателя
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 10.01.2020).
2. Плотникова Е.А., Ефремова М.О., Заборовская О.В. Комплексная оценка уровня цифровизации ведущих университетов Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 9. - С. 98-108.
3. Chetty K., Wenwei L., Josie J., Shenglin B. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017.
4. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. - М.: Издательство НАФИ, 2019. - 88 с.
5. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator, United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018.
6. Grünwald N., Pfaffenberger K., Melnikova Ju., Zaščerinska J., Ahrens A. A study on digital teaching competence of university teachers from Lithuania and Latviawithin the PEESA project // ANDRAGOGIKA, 2016, 1 (7). P.109-122.
7. The Digital Competence Framework. 2018. - URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework.
8. Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T.-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education - Digital Transformation in Progress. Gartner -. URL: https:// www.gartner.com/doc/3895765?ref=mrktg-srch.
9. Education process classification framework (v.7.2.1). Houston: APQC. - URL: https://www. apqc.org/pcf.
10. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - URL: https://iite.unesco.org/ru/news/639291-ru (дата обращения: 10.01.2020).