ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются организационные и методические аспекты создания профессионально-ориентированных дидактических ресурсов (учебников / учебных пособий) по дисциплине Иностранный язык для студентов нелингвистических направлений подготовки в техническом вузе с целью формирования у них профессионально-ориентированных компетенций. В качестве организационно-методической доминанты рассматривается процесс взаимодействия кафедры иностранных языков с профилирующими кафедрами технического вуза. Определяются принципы построения данных дидактических ресурсов, анализируется их содержательное наполнение, виды упражнений, формы и виды деятельности обучающихся. Показано, что характерной особенностью профессионально-ориентированного учебника нового поколения, создаваемого совместными усилиями языковой и профилирующих кафедр, является широкое использование элементов компьютерной обучающей среды в лингводидактическом аппарате учебного пособия, что способствует более эффективному освоению его предметного содержания. Обобщен опыт создания 21 пособия по английскому языку. Сделан вывод, что возникшие в результате сотрудничества дидактические ресурсы соответствуют в большей степени методологии интегрированного предметно-языкового обучения (Content and Language Integrated Learning), чем английского языка для специальных целей (English for Specific Purposes). Это обосновано узкоспециализированным контентом созданных пособий, наличием заданий на постановку вопросов студентами, а также творческих когнитивных заданий, углубляющих специализацию обучающихся.

Ключевые слова:
межкафедральное сотрудничество, профессионально-ориентированные компетенции, учебное пособие, компьютерная обучающая среда, CLIL vs ESP
Список литературы

1. Azmi A. N., Kamin Y., Noordin M. K. Competencies of engineering graduates: what are the employer's expectations? // International Journal of Engineering and technology. 2018. Vol. 7. № 2.29. P. 519-523. DOI:https://doi.org/10.14419/ijet.v7i2.29.13811

2. Goff R. M., Terpenny J. P. Engineering design education - core competencies // Industrial and Manufacturing Systems Engineering Conference Proceedings and Posters: 50th AIAA Aerospace Sciences Meeting including the New Horizons Forum and Aerospace Exposition (Nashville, January 09-12, 2012). Nashville,, 2012. DOIhttps://doi.org/10.2514/6.2012-1222

3. Алмазова Н. И., Коган М. С., Попова Н. В., Степанова М. М., Никитенко О. А. Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 272 с.

4. Шишкина Е. Н. Цели и задачи обучения иностранному языку в магистратуре МГТУ им. Н. Э. Баумана // Гуманитарный вестник. 2013. № 5. DOI:https://doi.org/10.18698/2306-8477-2013-5-73

5. Корж Т. Н. Концептуальные основы разработки курса профессионально ориентированного иностранного языка // Вестник Московской международной академии. 2017. № 1-2. С. 214-219.

6. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Т. 9. № 1. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 15.10.2019).

7. Алмазова Н. И., Попова Н. В., Степанова М. М., Никитенко О. А. Английский язык. Практический курс для магистрантов гуманитарного профиля. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 220 с.

8. Cotton D., Falvey D., Kent S., Rogers J., Lansford L., Johnson C., Barrall I., Wright L., Mascull W. Market leader. Intermediate business English. Harlow: Pearson Longman, 2005. 176 p.

9. Tullis G., Trappe T. New insights into business. Harlow: Pearson Longman, 2009. 134 с.

10. Esteras S. R. Infotech. English for computer users. Cambridge University Press, 2002. 152 с.

11. Агапова Е. Г., Попова Т. М., Хальзова Н. А. Сетевое межкафедральное взаимодействие как форма управления инновационным развитием университета // Интеллектуальная собственность в инновационном развитии региона: мат-лы регион. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 29 апреля 2016 г.) Хабаровск, 2016. С. 129-135.

12. Царькова Д. Р. Межкафедральное взаимодействие в учебном процессе // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2014. № 2. С. 51-54.

13. Звягинцева Е. П. Возможности реализации иноязычного профессионально ориентированного обучения в вузе через межкафедральное сотрудничество // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 21-23 апреля 2016 г.) / под ред. А. А. Сорокина. М.: Книгодел, 2016. С. 49-52.

14. Кобелева Е. П. Межпредметная интеграция как необходимое условие иноязычной подготовки в вузе // Теория и практика обучения иностранному языку в рамках парадигмы «Образование в течение всей жизни»: мат-лы городской межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26 января 2016 г.) Новосибирск, 2016. С. 25-28.

15. Каргина Е. М. Роль межкафедрального взаимодействия в процессе профилизации образовательной среды // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 370-372.

16. Пути взаимодействия языковых и профилирующих кафедр в неязыковом вузе / под ред. Ю. Б. Кузьменковой; 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 134 с.

17. Hyland K., Hamp-Lyons L. EAP: Issues and directions // Journal of English for Academic Purposes. 2002. Vol. 1. № 1. P. 1-12. DOI:https://doi.org/10.1016/S1475-1585(02)00002-4

18. Hamp-Lyons L. English for Academic Purposes // Handbook of research in second language teaching and learning / ed E. Hinkel. N. Y.-London: Routledge, 2011. P. 89-104. DOI:https://doi.org/10.4324/9780203836507.ch6

19. Акопова М. А., Попова Н. В., Соснина М. Н. Переводческие аспекты публикационной активности научно-педагогических работников современного университета // Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. № 3. С. 34-44.

20. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 48 с.

21. Захарченко Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 5. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf (дата обращения: 15.10.2019).

22. Аболина Н. С., Акимова О. Б. Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения // Образование и наука. 2012. № 9. С. 138-157.

23. Насиханова А. З., Давыдова Л. Н. Междисциплинарный образовательный проект как средство формирования иноязычной компетенции у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 62-66. DOI:https://doi.org/10.20339/AM.2-18.062

24. Алмазова Н. И., Попова Н. В., Халяпина Л. П. Поликультурная компетенция как важный компонент подготовки кадров для международного бизнеса в свете глобализационных процессов в мире и Европе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 40-46.

25. Слезко Ю. В. Стратегии овладения иноязычным профессиональным дискурсом сферы туризма (английский язык, неязыковой вуз). М.: Проспект, 2017. 158 с.

26. Попова Н. В., Вдовина Е. К., Курпешко Н. Н. Электронные ресурсы как мотивационный фактор обучения иностранному языку в техническом вузе // Инновации в образовании. 2017. № 6. С. 102-115.

27. Титова С. В., Александрова К. В. Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 113-123.

28. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 194 с.

29. Попова Н. В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 246 с.

30. Попова Н. В. Типология лингвокомпьютерных заданий в профессионально-ориентированном учебнике по иностранному языку нового поколения // Профессиональное образование: модернизационные аспекты / под науч. ред. О. П. Чигишевой. Ростов н/Д: Научное сотрудничество, 2014. Т. 4. С. 180-203.

31. Алмазова Н. И., Баранова Т. А., Халяпина Л. П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/39/8

32. Vdovina E. K., Popova N. V., Kogan M. S. Questioning as a cognitive instrument and a language issue in content and language integrated learning // ICERI 2019: Proc. 12 Intern. Conf. of Education, Research and Innovation (Seville, November 11-13, 2019). Seville, 2019. P. 8431-8440. DOI:https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2013

33. Коган М. С., Альгина М. С., Богач Н. В. Практический курс обучения английскому языку в многопрофильном вузе. Компьютерные науки и технологии. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 188 с.

34. Попова Н. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. DOI:https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42


Войти или Создать
* Забыли пароль?