СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО И СТА-РОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обоснована актуальность перехода основного общего образования на стандарт нового поколения. Перечислены основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сделана попытка проанализировать недостатки традиционной системы образования и преимущества стандарта второго поколения. Осуществлена сравнительная характеристика стандартов старого и нового поколения по следующим показателям: роль учителя, учебная задача, структура понятия «образование», содержание образования, передача знаний, отношение родителей к школе, результаты обучения, материально-техническое оснащение образовательных организаций, последний этап занятия, документальное сопровождение урока, дифференциация целей обучения, используемые методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся. Раскрыты определения понятий «личностные результаты», «метапредметные результаты», «предметные результаты», «универсаль- ные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)», «учебная задача», «учебные действия». Изменению подвергается роль учителя в системе образования. Сегодня учитель перестает быть источником информации. Роль учителя расширяется. Современный учитель — исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютор. Главная задача учителя — создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. По результатам изучения данной проблемы сделаны выводы о том, что уже сейчас заметны существенные различия стандартов старого и нового поколения. Однако наибольшее отличие можно будет заметить, сравнивая личности учеников, подготовленных по старым и новым стандартам. Оценить же эффективность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования можно будет только после его повсеместного введения.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель.
Текст

Сегодня Российская Федерация осуществляет поэтапный переход на обучение по стандарту второго поколения — Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).

Однако в процессе введения и реализации ФГОС ООО у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает множество вопросов, например:

  • В чем актуальность данного стандарта?
  • ƒВ чем отличие стандарта нового поколения от старого стандарта?
  • Как работать по новому стандарту?

Ответы на эти и некоторые другие вопросы представлены в настоящей статье.

Актуальность перехода системы образования на новый стандарт обуславливается возникшей необходимостью. Реальность такова, что в настоящее время меняются технологии производства товаров, политическая система, экономическая система, меняются даже границы государства. Кардинально меняется среда, которая становится более мобильной и информационной. Соответственно, меняется и общество. Причем изменения общества наиболее заметны, если сравнить детей 1980–90-х гг. и детей «эпохи нулевых» и позже. Современные дети практически с пеленок отлично ориентируются в информационных технологиях, для них не составляет труда открыть Интернет и найти любую интересующую их информацию, они легко приспосабливаются к внешней среде, легко усваивают новую информацию (с учетом того, что она им интересна) и т.д.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

Войти или Создать
* Забыли пароль?