Магнитогорск, Челябинская область, Россия
Магнитогорск, Челябинская область, Россия
В настоящее время объекты проектирования представляют в виде трехмерных моделей и чертежей. Соответственно, при подготовке студентов в техническом университете необходимо уделять внимание проектно-графическим дисциплинам. С первого курса обучения показывать студентам связь изучаемых графических дисциплин с их будущей профессиональной деятельностью, стимулировать их познавательный интерес и мотивацию к учебе и творчеству с помощью олимпиад, что поможет достичь высокого уровня сформированности профессиональной компетентности студентов. Так, одной из главных задач высшего образования в условиях реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов является формирование необходимых профессиональных компетенций и повышение качества инженерной подготовки студентов технических вузов [16; 25]. Использование в учебном процессе разноуровневых творческих графических задач, выполняемых средствами трехмерной компьютерной графики, помогает студентам совершенствоваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Творческие олимпиадные задания, способствуют развитию творческого потенциала студентов через творческую самореализацию. Олимпиадные задания – это творческие задачи по инженерной графике с элементами проектной деятельности. Для творческой самореализации в графической деятельности важно не только осознавать графические задачи, но и находить в них личностно-значимый смысл. Личностно-значимый смысл в задачах проявляется, когда студент реализует собственные идеи в значимых для него ситуациях и знакомой, значимой для него среде. Для этого студентам предлагаются олимпиадные задания разного типа: пропедевтические (развивающие общую готовность студентов к графической деятельности) и творческие задачи с элементами проектной деятельности, т.е. творческие проектные задания. Также разрабатывать олимпиадные задания необходимо с учетом направления подготовки студентов.
инженерная графика, компьютерная графика, олимпиада, проектирование, творческий потенциал, творческая самореализация, творческие проектные задания
1. Абросимов С. Н. Геометро-графические студенческие олимпиады в Санкт-Петербурге [Текст] / С. Н. Абросимов, Д. Е.Тихонов-Бугров, К. О. Глазунов // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7 - № 2. - С. 76-86. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5d2c350baf0b28.40160405.
2. Андреев Б.Г. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] / Б.Г. Андреев. - Казань: изд-во Казанского университета, 1994. - 135 с.
3. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе [Текст] / Р.С. Вайсман // Вопросы педагогики. - 1973. - № 5. - С. 30-40.
4. Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук / В.И. Вышнепольский. - Москва, 2000. - 19 c.
5. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
6. Грошева Т.В. К вопросу об эффективности мониторинга качества графической подготовки студентов [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 52-67. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5a1800312afad8.68723389.
7. Дерябин А.А. Проектирование промышленных изделий в рамках проектно-процессного подхода [Текст] / А.А. Дерябин, Л.В. Дерябина, Е.С. Решетникова // Механическое оборудование металлургических заводов. - 2017. - № 1 (8). - С. 29-33.
8. Дерябина Л.В. Основы геометрического моделирования при проектировании художественных изделий [Электронный ресурс]: практикум / Л.В. Дерябина, А.Г. Корчунов, Т.В. Усатая, Д.Ю. Усатый. - Электрон. текстовые дан. - М.: ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer; Acrobat Reader 3.0 или старше. - Загл. с экрана.
9. Ерцкина Е Б. Геометрическое моделирование в автоматизированном проектировании архитектурных объектов [Текст] / Е.Б. Ерцкина, Н.Н. Королькова // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 48-54. - DOI:https://doi.org/10.12737/19833.
10. Ерцкина Е.Б. О формировании графической культуры будущих инженеров в области гидротехнического строительства [Текст] / Е.Б. Ерцкина, Н.Н. Королькова // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 1. - С. 57-66. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5ad07ccbdad527.74729640.
11. Игнатьев С.А. Технологии тестирования в оценке предметной готовности студентов к изучению геометро-графических дисциплин вуза [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, А.И.Фоломкин // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 65-75. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-65-75.
12. Методика художественного конструирования [Текст] / под ред. Ю.Б. Соловьева. - М.: ВНИИТЭ, 1978. - 336 с.
13. Мишуковская Ю.И. Подготовка старшеклассников к творческой самореализации в графической деятельности [Текст]: дис. …канд. пед. наук / Ю.И. Мишуковская. - Магнитогорск, 2002. - 173 с.
14. Мишуковская Ю.И. Развитие личности старшеклассников через самореализацию в творческой деятельности [Текст] / Ю.И. Мишуковская // Мир детям через культуру и искусство: сб. материалов Всероссийской научно - практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - С. 12-33.
15. Пожидаев Ю.А. Компьютерное моделирование и создание проектно-конструкторской документации в машиностроении средствами САПР. Инженерная и компьютерная графика в Autodesk Inventor, AutoCAD [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю.А. Пожидаев, Е.А. Свистунова, О.М. Веремей. - Электрон. текстовые дан. - М.: ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer; Acrobat Reader 3.0 или старше. - Загл. с экрана.
16. Портал государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru.
17. Саблина. Н.А. Особенности организации учебно-познавательной среды, способствующей развитию художественно - творческой активности студентов - дизайнеров [Текст] / Н.А. Саблина. // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 13. - С. 64-66.
18. Савочкина Л.В. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств [Текст] / Л.В. Савочкина // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. - 2006. - № 1. - С. 25-27.
19. Савочкина Л.В. Основы графической подготовки: электронно-дидактический комплекс для студ. техн. вузов [Электронный ресурс] / Л.В. Савочкина. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010.
20. Савочкина Л.В. Формирование готовности студентов университета к графической деятельности на основе проектно-процессного подхода [Текст]: автотреферат дис. ...канд. пед. наук / Л.В. Савочкина. - Магнитогорск, 2010 - 24 с.
21. Сальков Н.А. Место начертательной геометрии в системе геометрического образования технических вузов [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 3. - С. 53-61. - DOI:https://doi.org/10.12737/21534.
22. Сальков Н.А. Начертательная геометрия - база для компьютерной графики [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 37-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/19832.
23. Свистунова Е.А. Инженерная геометрия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.А., Свистунова Е.Б., Скурихина Е.С., Решетникова. - Электрон. текстовые дан. - М.: ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer; Acrobat Reader 3.0 или старше. - Загл. с экрана.
24. Свистунова Е.А. Современные САПР в процессе изучения инженерной и компьютерной графики в профессиональной подготовке студентов технического университета [Текст] / Е.А. Свистунова // Механическое оборудование металлургических заводов. - 2014. - № 3. - С. 190-198.
25. Стегний В.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) [Текст] / В.Н. Стегний, Л.Н. Курбатова // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 42-45.
26. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 30-41. - DOI:https://doi.org/10.12737/3846.
27. Тен М.Г. Применение мультимедиа технологий при формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза [Текст] / М.Г. Тен Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 55-63. - DOI:https://doi.org/10.12737/17854.
28. Усатая Т.В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета [Текст]: - автореф. дисс. … канд. пед. наук / Т.В. Усатая. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.
29. Усатая Т.В. Современные подходы к проектированию изделий в процессе обучения студентов компьютерной графике [Текст] / Т.В. Усатая, Л.В., Дерябина, Е.С. Решетникова // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7 - №. 1. - С. 74-82. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fd2bde0ff7.07282102.
30. Усатая Т.В. Трехмерное компьютерное моделирование в проектно-технологической деятельности Автоматизированные технологии и производства [Текст] / Т.В. Усатая, Д.Ю. Усатый, Е.А. Свистунова // Научно-производственный журнал. - Магнитогорск, 2015. - № 4 (10). - С. 28-31.
31. Федосеева М. А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам [Текст] / М. А. Федосеева // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 68-73. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969.
32. Shentsova O.M., Modelling students' creativity development in practice of higher education in russia [Текст] / Shentsova O.M., Kayumova N.A., Krasnova T.V., Usataya T.V., Usatiy D.U., Deryabina L.V. // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9. - № 29. - С. 95393. - URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/95393.
33. Zhdanova N.S. Comprehensive integration as an effective way of training future designers at technical universities (integration as a way of training a designer) [Текст] / Zhdanova N.S., Gavritskov S.A., Ekaterinushkina A.V., Mishukovskaya Yu.I., Antonenko Yu.S. // Journal of Applied Engineering Science. - 2018. - Т. 16 - № 3. - С. 374-382. - URL: http://scindeks.ceon.rs/article.