Гостиничный бизнес имеет большой потенциал развития в России. Конкурентоспособность этого бизнеса в значительной мере зависит от организации управления. В статье представлен анализ основных форм организации управления гостиницей, рассмотрены преимущества и недостатки каждой формы. Представлен основной алгоритм действий по организации взаимодействия с гостиничным оператором на стадии проектирования и строительства.
гостиничный бизнес, управляющая компания, гостиничный оператор, франшиза, гостиница.
Гостиничный бизнес продолжает развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей в мире. Он непрерывно совершенствуется, на рынке действуют тысячи отелей, реконструируются старые и строятся новые. В этой связи вопросы организации управления приобретают особую значимость.
Современный гостиничный комплекс представляет собой сложный механизм, имеющий свои специфические особенности, позволяющие обеспечивать его конкурентоспособность. Именно организация управления играет ключевую роль в этом вопросе.
На рынке гостиничных услуг сложились следующие формы управления.
Собственная управляющая компания (УК )
Создание собственной УК потребует значительных дополнительных затрат, особенно на начальном этапе:
- подбор и обучение персонала, особенно топменеджеров;
- организация управления гостиницей;
- контроль уровня профессионализма и результативности работы персонала;
- подключение гостиницы к различным системам бронирования и резервирования;
- разработка и организация стратегии продаж и продвижения отеля.
Практика показывает, что эффективность этих дополнительных затрат в рамках одной отдельной гостиницы низка, особенно расположенной в курортном районе, где спрос подвержен сезонным колебаниям.
В России гостиницы с собственным управлением представлены в основном в сегменте 3 и менее звезд. Их эффективность достигается в основном за счет дефицита гостиничных мест на рынке, однако их рентабельность невысока.
К гостиницам с собственным управлением относятся также ведомственные гостиничные комплексы, системы управления которыми находятся в ведении корпоративных структур (государственных и муниципальных учреждений). Однако основным назначением таких гостиниц является обслуживание нужд тех структур, в ведении (подчинении) которых они находятся. Такой принцип работы не позволяет им ориентироваться на получение максимального дохода.
1. Арбузова И.Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. - М.: Альфа-М, 2011. 561 с.
2. Барчуков И.С., Баумгартен Л.В., Башин Ю.Б., Зайцев А.В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов. - М.: КноРус, 2013. - 168 c.
3. Барчуков И.С., Баумгартен Л.В., Башин Ю.Б., Зайцев А.В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: Учеб. пособие. - М.: КноРус, 2014. - 176 c.
4. Европейский гостиничный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 224 c.
5. Комов А., Веденеев В. Гостиничный роман. - М.: Вече, 2012. - 288 c.
6. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 224 c.
7. Пивоваров К.В. Теоретические и методологические основы организации и управления гостинично-ресторанными комплексами: Монография / К.В. Пивоваров; Информ.-внедрен. центр «Маркетинг». - М.: Маркетинг, 2005. - 214 с.
8. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М., 2008.
9. Обзор международных гостиничных операторов в России. - http://www.frontdesk.ru.
10. Крупнейшие гостиничные сети мира // www.rbc.ru. - 24.12.2007.
11. http://all-hotels.ru/tournews.ru.html?msg=147788.
12. «Финансовые известия» - Информационно-справочное издание от 16.07.2002 года.