студент
В статье рассматриваются два таких понятия, как руководство и лидерство, приводится их сравнительная характеристика, а также представлены качества руководителя и лидера организации, необходимые для эффективного организационного управления и развития организации.
руководство, лидерство, лидерские качества, организационное управление, мотивация
В условиях нестабильности социально-экономической системы в современном обществе особенно остро встает необходимость в совершенствовании системы организационного управления. Значительную роль в организации эффективного управления играет руководитель и его профессиональные и лидерские качества.
Управление в организации связано с потребностью целенаправленного влияния, как на весь трудовой коллектив, так и на его отдельных представителей. Этот процесс определяется взаимодействиями между подчиненными, руководителем и соответствующими звеньями, в качестве которых могут выступать вышестоящие организации. При переходе руководителя на более высокие уровни организационного управления требования к качеству и профессионализму его работы пропорционально растут в соответствии с его положением в управленческой иерархии. Более совершенное руководство позволяет улучшать качество управления и, в результате, увеличивать показатели эффективности функционирования организации.
Наряду с этим, в практике подготовки современных управленцев существует ряд определенных социальных противоречий, требующих разрешения. Среди них противоречия между:
– потребностями организации в определенных социально-управленческих качествах руководителя и сложность выявления лидеров;
– потребностью использования современных методов и подходов к обучению руководителей и большой консервативностью образовательной системы России;
– попытками использования западных моделей управления без их адаптации к условиям российской социально-экономической системы и национального менталитета;
– требованиями к руководителям и наличие у них реальных профессионально-необходимых качеств [1, с. 135].
Значимое место в разрешении данных противоречий занимают руководители, которые имеют различные качества.
Так, на эффективность работы руководителя оказывает влияние совокупность его профессиональных, деловых и личностных качеств, с помощью которых формируется дружеская морально-психологическая обстановка, необходимая для сотрудничества и позволяющая добиваться поставленных результатов.
К профессиональным качествам руководителя относятся те качества, которыми обладают грамотные специалисты в своей сфере деятельности. Среди них выделяются:
– компетентность в своей специализации и профессии, формируемая на основании образования и производственного опыта;
– широта взглядов, основывающаяся на общей эрудиции и глубоких познаниях в собственной сфере деятельности и смежных к ней областях;
– стремление к получению новых знаний, постоянному саморазвитию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей реальности;
– поиск новых методов и форм работы, поддержка членов трудового коллектива, их обучение;
– умение планировать свою работу и работу подчиненных [2, с. 70].
В свою очередь, основными деловыми качествами, которыми должен обладать успешный руководитель являются:
– умение создавать организацию, ставить и распределять среди исполнителей организационные задачи, обеспечивать деятельность подчиненных всеми необходимыми ресурсами, координировать и контролировать процесс достижения поставленных задач;
– доминантная позиция в отношении подчиненных, стремление к власти, независимости, лидерству в любых обстоятельствах, решительность и воля;
– контактность, умение располагать к себе людей, коммуникабельность [3].
Важными личностными чертами руководителя является его упорство и настойчивость при достижении организационных целей. Кроме этого, эффективному руководителю присуща сдержанность и уравновешенность. При возникновении трудных ситуаций успешный руководитель сохраняет бодрость духа и эмоциональную стабильность. Самым главным личностным качеством успешного руководителя является его лидерская позиция.
В данном случае, лидерство подразумевает под собой управленческое взаимодействие на основании сочетания различных источников власти, которые мотивируют людей к достижению общих целей. Оно влияет на всех членов трудового коллектива таким образом, что заставляет им показывать свои сильные стороны и скрывать слабые [4, с. 277].
В качестве наиболее распространенных лидерских качеств можно выделить:
– врожденные стремления к управлению людьми, причем это не зависит от наличия вознаграждения;
– полная уверенность в собственных силах и действиях;
– умение ценить собственное время и время членов коллектива;
– требовательность и строгость;
– умение награждать и наказывать при необходимости;
– приветливость и вежливость;
– умеренное чувство юмора;
– умение выражать и четко доносить свои мысли;
– интерес к членам коллектива [5, с. 29].
Любой лидер должен обладать особыми характеристиками, которые будут позволять ему успешнее и эффективнее справляться и организовывать рабочий процесс – увеличивать интерес к работе и поддерживать трудовую мотивацию на основании необходимых организаторских умений и навыков. В данном случае, под организаторскими умениями и навыками понимаются:
– умение находить пути разрешения проблем;
– способности к подбору и организации персонала;
– способности отдавать конкретные и четкие распоряжения;
– способность вовлекать других в трудовой процесс;
– способность воздействовать на чувства и действия людей [6, с. 201].
Лидер по своей сущности является менее стабильным, чем руководитель. Лидер в первой функции осуществляет определенную деятельность и исполнение, а во второй – ставит задачи с учетом групповых норм и стратегических целей.
В процессе управления руководитель оказывает управляющее воздействие, которое формируется им на основании имеющихся у него полномочий. Воздействие руководителя направлено на побуждение подчиненных такому поведению, которое будет способствовать достижению целей организации и соответствовать организационным нормам.
Управленческое воздействие руководителя может осуществляться двумя способами. Первый направлен на оказание прямого влияния и выдачу конкретных указаний, а второй основывается на опосредованной деятельности и реализуется через мотивирующее воздействие с помощью различных систем стимулирования.
Роль лидерства в организационном управлении связана с тем, что оно выступает особой управленческой функцией, связанной с запуском и проведением организационных изменений. Кроме этого, лидерство распространяется на всю организацию и воспринимается большинством членов трудового коллектива. Для любой организации необходимо иметь во главе сильного руководителя для обеспечения эффективности ее деятельности, наличие у которого лидерских качеств позволяет мотивировать персонал к работе и успешно достигать поставленных целей [7].
Успешный руководитель, имеющий набор лидерских качеств, не должен доминировать над другими людьми. Он должен направлять своих подчиненных для достижения поставленных задач и целей. Руководитель должен быть чутким и должен понимать потребности и интересы сотрудников.
Таким образом, лидер в организации – это, чаще всего, тот человек, в котором гармонично сочетаются лидерские и управленческие качества. Как руководитель, лидер может реализовывать свои официальные полномочия и статусную власть для эффективного разрешения ситуационных задач, а как лидер он может использовать силу личностного влияния на сотрудников. Следовательно, лидер организации имеет больше возможностей для эффективного управления организацией, чем просто руководитель или неформальный лидер, не имеющий статусной власти в трудовом коллективе.
Ключевая роль лидерства для осуществления эффективного руководства – это возможность воздействия на управление персоналом. Лидер должен определять индивидуальные цели развития организации и цели для трудового коллектива. Изучая особенности сотрудников как социальной группы, лидер может выявлять различные аспекты ее заинтересованности и мотивации в трудовой деятельности. Также лидер выступает как источник достоверной информации, в связи с чем является регулятором внутригрупповых отношений. Он выступает в качестве основного представителя группы, так как обладает функциями установления целей и задач, и осуществляет контроль за их исполнением.
Мотивация, реализуемая лидером, существенно отличается от мотивации руководителя. Лидер здесь может использовать взгляды, интересы, жесты, слова. К нему, как правило, присоединяются добровольно, но не всегда осознанно. В свою очередь, приказы, выговоры, беседы руководителя могут иметь гораздо меньшее влияние.
Таким образом, лидеры и руководители играют важную роль в организационном управлении. Так, если лидерство основывается на отношениях доминирования и подчинения, которые образуются в результате межличностных контактов лидера с членами трудового коллектива, то руководство направлено на формальное регулирование трудовой деятельности подчиненных.
В случае, когда сотрудники организации начинают воспринимать руководителя как лидера, он может оказывать воздействие не только через официальные механизмы, но и с помощью неформального влияния. При этом, если руководитель не обладает лидерскими качествами, необходимо обеспечивать связь с неформальным лидером для организации наиболее эффективной системы управления.
Необходимо понимать, что на эффективность организационного управления влияет также и выбранная стратегия руководства и лидерства. В целом, выбор той или иной стратегии руководства и лидерства зависит от умения руководителя правильно определить, на какой стадии своего жизненного цикла находится организация, выявить ее потребности и особенности этапа. Такой подход к управлению позволит избежать многих управленческих ошибок и приведет компанию к динамичному развитию, активному внедрению инноваций [8, с. 33].
В заключение необходимо отметить, что для успешного управления организацией руководителю необходимо использовать различные стили руководства и лидерства. Важно подбирать такой стиль, который будет соответствовать стадии жизненного цикла организации, мотивировать сотрудников к достижению общих целей и поддерживать развитие компании.
1. Астафьева О. Проблемы подготовки управленческих кадров в условиях цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 5. - С. 134-141.
2. Локтева В.С. Личностные и деловые качества руководителя в банковской сфере // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2019. - № 3. - С. 69-71.
3. Козлов А.А. Функции и качества руководителя [Электронный ресурс] // Интеграция образования. - 2000. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-kachestva-rukovoditelya (дата обращения 03.12.2019).
4. Шакиров И.М. Роль лидерства в управлении организацией // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. - 2016. - № 10. - С. 275-279.
5. Ташбаева К.Б. Качества успешного лидера // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза : «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 29-31.
6. Станина М.В., Женгурова Ю.А. Руководство и лидерство: содержание, подходы, оценка // Научно-практические исследования. - 2017. - № 7. - С. 199-202.
7. Хуажева З.Б. Психологический портрет эффективного руководителя [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2015. - № 5 (44). URL: https://nauchforum.ru/archive/ MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения 03.12.2019).
8. Онучкина А.М., Муха В.Н. Инновации и их влияние на организационное поведение // Сборник лучших научных работ молодых ученых Кубанского государственного технологического университета, отмеченных наградами на конкурсах в 3-х частях. Краснодар. - 2016. - С. 32-34.