Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье обоснована возможность формирования универсальных учебных действий, характеризующих информационную грамотность младшего школьника. Рассматриваются следующие действия: поиск данных в математическом задании, представление информации в заданной или самостоятельно выбранной форме, интерпретация полученных в ходе решения сведений в виде ответа, вывода или объяснения. Описаны педагогические условия успешного развития у младшего школьника умения работать с информацией средствами предмета «Математика»: выделение общих для математической и информационной грамотности умений и действий, использование групповой работы для мотивации детей к учебной деятельности, максимального включения в нее и др.
младший школьник; математика; работа с информацией; учебное действие; групповая форма организации обучения.
1. Блонский П.П. Трудовая школа. - М.: Литературно-издательский отдел Наркомата по просвещению, 1919. - 114 с.
2. Блонский П.П. Трудовая школа. Владивосток: Изд-во Дальневосточного краевого союза земств и городов, 1921. - 299 с.
3. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2017. - 64 c.
4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира // Начальное образование. - 2019. - № 3. - С. 43-47.
5. Ковалёва Г.С., Краснянская К.А., Рыдзе О.А. Результаты выполнения диагностических работ по математике, русскому языку и читательской грамотности в пятых классах. - M.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2018. - С. 4-30.
6. Котельников А.В. Сенченков Н.П. П.П. Блонский о детском лидерстве // Педагогика. - 2019. - № 7. - С. 103-109.
7. Международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm (дата обращения: 18.11.2019).
8. Рыдзе О.А., Краснянская К.А. Математика. 4 класс. Подготовка к ВПР. Разноуровневые проверочные работы: учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 96 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 / Сайт информационно-правового обеспечения «Гарант». - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:0 (дата обращения: 17.11.2019).
10. Lompscher J. Motivation and activity // European Journal of Psychology of Education. - 1999. - № 1. - Pp. 11-21.
11. Mullis I.V.S., Martin M.O., Ruddock G.J. (Eds.). TIMSS. G4_Booklet 1,5. Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College. - 2014. - 36 р.
12. Mullis I.V.S., Martin M.O., Foy P. & Hooper M. TIMSS-2015: International Results in Mathematics. Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College. - 2016. - 288 р.
13. Sahlberg P. Finish Lessons: What Can the World Learn from Educational Change in Finland? - New York: Teacher College Press, 2015. - 230 p.