ДУХОВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ В ДИАЛОГЕ С НАСЛЕДИЕМ СВ. ФОМЫ АКВИНСКОГО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объект. Система ценностей, этическая система, культурная система, культурные процессы, духовные процессы, социальная политика, культурная политика, духовный образ жизни. Предмет. Этико-теологическая концепция св. Томмазо Аквинского. Классификация добродетелей св. Фомы Аквинского: теологические и кардинальные добродетели. Этическое регулирование экономики. Нормативно-ценностное регулирование через социализацию и культуру. Феномен «альтернативных этик», наборы разных этических кодексов в различных слоях и группах общества. Групповая этика и групповая эстетика. Духовная и душевная жизнь человека. Духовные и душевные смыслы жизни. Роль смысложизненных структур в структуре личности человека. Ценностно-смысловое измерение внутреннего мира и жизненного пути человека. Стилевые уровни в культуре: высокий (духовный), срединный (книжный) и низкий (обыденный). Традиция как ядро культуры и культурная периферия. Традиция как исторический путь культуры. Традиционная культура как иерархия норм и ценностей. Процессы индивидуализации и инсоборной интеграции сознания и формирование индивидуалистической и соборной психологии народа. Постмодернизм как диверсификация ценностей и планомерное разрушение норм. Разрушение культурных стилей и норм, замена ценностной вертикали на бескачественную горизонталь. Процесс омассовления культуры. Глобализация: тотальное смешение и ассимиляция культур. Всемирная унификация политики, экономики, права, культуры, морали, религии. Концепция единых пространств: экономического, правового, образовательного и культурного. Концепция «общих ценностей». «Сходные» ценности не «подобные», не «тождественные», т.е. не общие. К. Манхейм: негативная демократизация, дегуманизация, упрощение механизмов культурного отбора, расширение и ослабление элит. Ф. Ницше о причинах упадка культуры: 1) пышный расцвет промежуточных форм, 2) убыль типов, 3) разрыв с традицией; 4) господство инстинктов, власть бессознательного; 5) ослабление воли. Цель. Формирование систематизированного круга проблем, решение которых требует духовно-нравственного регулирования и опор на духовное наследие православия и общехристианский опыт, в том числе духовное наследие св. Томмазо Аквинского.

Ключевые слова:
добродетель, культура, альтернативные этики, соборность, межценностные отношения, ценность, нормы, традиция, образ жизни, стиль, деформация культуры, постмодернизм, глобализм, омассовление культуры, негативная демократия, механизмы культурного отбора, расширение и ослабление элит, массовая культура, культурное пространство
Текст

1. Этика и социальная политика

Св. Томмазо Аквинского в советскую эпоху рассматривали в основном как теолога. Фактически он был не только теологом, но и ученым-гуманитарием энциклопедического склада, философом и экономистом, историком, социологом и юристом. В Европе в XIX в. на фоне возрождения неотомизма его стали именовать «князем философии» (Doctor Universalis, «princeps philosophorum»).

На нашем симпозиуме мы особо выделим его вклад в выявление и анализ связи экономики и этики, в научное обоснование необходимости этического регулирования рыночной экономики, которая сложилась в городах-государствах Северной и Центральной Италии в ХI–ХII вв.

Этико-теологическая концепция. По учению св. Томмазо Аквинского, Бог является конечной целью всех моральных деяний человека, а все остальные цели человеческого бытия рассматриваются как совместимые или несовместимые с конечной — благой целью. Уклонение от благой цели — зло, природа и корень зла. Греческое слово грех (hamartia) означает промах, ошибку. В византийском богословии «грех» дословно означало «промах мимо цели». Какой цели? Единственной и главной — спасение души. В русском языке обыденное значение слова «грех» изначально также соответствовало понятию ошибки (в словоупотреблении «погрешность», «огрехи»). По мысли Аквината, зло — это прежде всего метафизическое зло, коренящееся в неправильном образе бытия человека, недостаточной природе его благо-бытия. Теологическое толкование зла у св. Томмазо совпадает с общехристианским в том смысле, что зло не имеет собственного бытия, ибо Творец бытия — Бог, а изобретатель зла — диавол, не имеет собственного бытия, ибо вся бытийность во власти Бога. Поэтому и «зло» не имеет самостоятельной сущности, а лишь паразитирует на добро-бытийности человеческой природы. Теодицея (лат. theodicea — богооправдание; греч. θεός, «бог, божество» и δίκη — право, справедливость) в православии связывает происхождение зла с уклонением воли человека от Добра и Истины. Бог дал человеку дар разума и свободы воли и не отнимает его, но ждет от человека доброго произволения, добромыслия и доброделания.

Список литературы

1. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

2. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия по психологии / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.

3. Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб., 2004.

4. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

5. Горелов А.А. Культурология. М., 2002.

6. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.

7. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

8. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М., 1991.

9. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

10. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

11. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

12. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Правда, 1989.

13. Эко У. Имя розы. М., 1989.

14. Культурология / Ред. Г.В. Драч. Ростов-на/Д., 1997.

15. Парамонов Б. Конец стиля. СПб.; М., 1997.

16. Хейзинга И. Игра и поэзия // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

Войти или Создать
* Забыли пароль?