Россия
сотрудник
Статья отражает проблемы, возникающие в учебном процессе при подготовке художников и дизайнеров при выполнении ими этюдов. Эмпирическим путем авторы статьи пришли к заключению о возможности обобщения возникающих проблем студентов при отображении световоздушной среды в этюде. На основе многолетней практики выделены наиболее значимые проблемы обучающихся, такие как: • трудность осознания ограниченности тонального диапазона живописи и графики по сравнению с натурой; • ошибки в определении соотношений максимально светлых и максимально темных частей натуры; • трудность подачи глубины пространства и др. Опыт преподавания позволил авторам статьи сформировать комплексный подход к решению вышеозначенных проблем, совмещающий педагогический и технологический аспекты и обеспечивающий: • формирование целостности восприятия объекта натуры; • выработку умения находить отношения больших основных цветовых пятен; • формирование понимания механизма изменения тона и цвета объектов натуры; • выявление зависимости видимого тона и цвета от расстояния до объекта. Осуществить внедрение данного комплексного подхода авторы предлагают путем проведения различного вида упражнений и тренингов. В статье приводятся два альтернативных варианта тренинга. Один формирует понимание восприятия световоздушной среды с помощью такого приёма, как «выкраски», затем полученный навык закрепляется при выполнении этюдов несложных учебных постановок. Второй тренинг – акварельный этюд гризайль не требует предварительной подготовки к восприятию влияния световоздушной среды. В этом случае, следуя методике тренинга, студент автоматически получает ранжирование тона на всем формате работы. По мнению авторов статьи, в дополнение к этим упражнениям студентам следует предложить менее сложные задания с целью закрепления навыка и выработки динамического стереотипа выявления влияния световоздушной среды в этюде.
этюд, световоздушная среда, светотональные пятна, выкраски основных цветов, тональная организация пространства
1. Генрих Вельфлин Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2009. - 344 с.
2. Соняк В.М. Проектно-ознакомительная практика. Рисунок: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Архитектон, 2015. - 40 с. ил.
3. Могилевцев В. А. Основы рисунка: Учеб. пособие. - СПб.: АРТИНДЕКС, 2007. - 72 с, ил.
4. Иттен Й. Искусство цвета. - М. Издатель Д. Аронов. 2004
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). - Москва, “Прогресс”, 1974.
6. Арасс. Д. Деталь в живописи. СПб.: Азбука-классика. 2010.