СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАК 08.00.00 Экономика ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм) ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики ВАК 08.00.14 Мировая экономика УДК 33 Экономика. Экономические науки ГРНТИ 06.73 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты ББК 20 Естественные науки в целом
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: Транспортный налог - это один из трех имущественных налогов, уплачиваемый юридическими и физическими лицами с имущества, находящегося у них на праве собственности. В статье рассматривается действующий механизм взимания транспортного налога на территории Российской Федерации, поскольку транспортный налог выступает одним из источников пополнения бюджетов субъектов РФ. Статья рассматривает существующую законодательную базу в части транспортного налога в России. Приведено обобщение накопленного российского и зарубежного опыта в части налогообложения транспортным налогом. В статье рассматриваются проблемы исчисления транспортного налога и возможные пути их решения. Материалы и методы: с целью исследования особенностей механизма исчисления и уплаты транспортного налога в отдельности и в совокупности с другими налогами использовались методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, изучение и обобщение. Результаты: по результатам исследования сделаны выводы о проблемах в области: определения объекта налогообложения; порядка начисления налога; правильности пользования налоговыми льготами; в заполнении налоговой декларации и т.д. Обсуждение: проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что распределение транспортного налога между налогоплательщиками должно учитывать их платежеспособность и различия в доходах, но в то же время обеспечивать достаточное количество средств, поступающих в бюджет, и быть простым для администрирования. Данный налог относится к категории имущественных, а, следовательно, он должен учитывать возможную разницу в стоимости имущества. Заключение: в статье обосновывается идея о том, что стимулирование малого бизнеса, как одно из направлений налоговой политики государства, должно наиболее полно учитывать особенности отдельных категорий налогоплательщиков.

Ключевые слова:
налоги и налогообложение, налогоплательщики, транспортные средства, транспортный налог, налоговая база, налоговые льготы, проблемы налогообложения
Текст

Имущественные налоги – обобщающее понятие для обязательных платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами с имущества, находящегося у них на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. К таким налогам относятся: транспортный налог (гл. 28 НК РФ); налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); земельный налог (гл. 31 НК РФ); налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) [8]. Они являются региональными и местными налогами и поступают в бюджеты субъектов РФ.

Рассмотрим, какую долю составляет транспортный налог в составе имущественных налогов в РФ (таблица 1).

Согласно статистике Федеральной налоговой службы, представленной в таблице 1 видно, что на долю транспортного налога в составе имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ чуть более 11%. Поступления транспортного налога от физлиц выросли на 46,2 %, от юрлиц на 7,4% из - за повышения налоговых ставок, вступивших в силу в 2018 году. Из данных таблицы видно, что объем поступлений от физлиц преобладает над суммой налога с юрлиц. Такое соотношение говорит о значительной роли физических лиц в формировании консолидированного бюджета РФ.

Средняя величина при уплате транспортного налога за 2018 год составила 4513,38 руб., земельного налога - 2685,28 руб., налога на имущество физлиц - 2090,45 руб. Быстрее других растет средний платеж по налогу на имущество, за ним идет земельный налог. Это вызвано переходом на использование кадастровой стоимости в качестве базы для начислений указанных налогов. Транспортный налог при этом практически не меняется.

Автовладельцы России уплачивают налог на автомобили с 2003 года. Средства, полученные от налогоплательщиков, поступают в местный бюджет и расходуются на нужды региона, в том числе на строительство и ремонт дорог. Машины изнашивают дорожное полотно, поэтому вполне логично, что автовладельцы, заинтересованные в качестве дорог, вносят вклад в их ремонт.

Транспортный налог предлагают заменить: экологическим сбором или повышенным акцизом на топливо.

Разговоры об отмене транспортного налога ведутся в правительстве уже около 10 лет, инициативы не находят поддержки.

Проанализируем долю поступления транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации за последние пять лет (табл.2).

Из данных представленных в таблице 3 можно сделать вывод, лидирующее место в консолидированном бюджете РФ по сравнению с другими видами налогов и сборов занимает НДФЛ (25,2 % в 2014 году, 22,3% – 2017 год, 20,5% - в 2018 году), который, как и все остальные виды налогов, является рычагом экономического воздействия. Ведь именно с помощью НДФЛ обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, иными словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование собственного бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют минимальную социальную защищенность.

 

Таблица 1 - Состав и структура поступлений по имущественным налогам в консолидированный бюджет

Российской Федерации (всего по России) [1, 9]

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

Отклонение 2018 от 2014

Млрд.

руб.

%

Млрд.

руб.

%

Млрд.

руб.

%

Млрд.

руб.

%

Млрд.

руб.

%

%

Млрд.

руб.

Имущественные налоги

955,1

100,0

1 068,40

100,0

1 116,90

100,0

1 250,30

100,0

1 396,80

100,0

146,2

441,70

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налог на имущество физических лиц

27,1

2,8

30,3

2,8

36,1

3,2

52,3

4,2

61,3

4,4

226,2

34,20

налог на имущество юридических лиц

634,6

66,4

712,4

66,7

764,5

68,4

856,1

68,5

985,2

70,5

155,2

350,60

транспортный налог с юридических лиц

27,2

2,8

30,2

2,8

29,9

2,7

27,3

2,2

29,2

2,1

107,4

2,00

транспортный налог с физических лиц

90,3

9,5

109,8

10,3

109,1

9,8

127,6

10,2

132

9,5

146,2

41,70

налог на игорный бизнес

0,5

0,1

0,6

0,1

0,8

0,1

1

0,1

2

0,1

400,0

1,50

земельный налог с юридических лиц

159,8

16,7

148,9

13,9

141

12,6

140,7

11,3

142

10,2

88,9

-17,80

земельный налог с физических лиц

16,9

1,8

36,2

3,4

35,5

3,2

45,3

3,6

45,1

3,2

266,9

28,20

Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html

 

Таблица 2 - Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2018 к 2014

2018 к 2017

Млрд.

руб.

%

Млрд.

руб.

%

Млрд.

руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Всего налоговых поступлений

13 117,2

100,0

14 217,2

100,0

13 489,0

100,0

17 696,0

100,0

21 658,6

100,0

8541,4

165,1

3 962,6

122,4

в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налог прибыль

2 381,9

18,2

2 607,8

18,3

2 776,8

20,6

3 297,3

18,6

4 108,4

19,0

1726,5

172,5

811,1

124,6

НДФЛ

3 304,4

25,2

3 423,6

24,1

3 677,8

27,3

3 952,3

22,3

4 433,8

20,5

1129,4

134,2

481,5

112,2

НДС

2 181,4

16,6

2 448,3

17,2

2 657,4

19,7

3070,0

17,3

3 574,6

16,5

1393,2

163,9

504,6

116,4

Акцизы

999

7,6

1 014,4

7,1

0,9

0,0

1 521,4

8,6

1493,2

6,9

494,2

149,5

- 28,2

98,2

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

130,7

1,0

148,3

1,0

154

1,1

168,6

1,0

187,7

0,9

57

143,6

19,1

111,3

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения

0

0,0

2,3

0,0

8

0,1

7,9

0,0

7,7

0,0

7,7

 

-0,2

97,5

Налог на имущество

688,1

5,2

772,3

5,4

833,6

6,2

950,2

5,4

1 096,2

5,1

408,1

159,3

146

115,4

Транспортный налог

121,9

0,9

145

1,0

142,7

1,1

158,9

0,9

165,3

0,8

43,4

135,6

6,4

104,0

Налог на игорный бизнес

0,5

0,0

0,6

0,0

0,8

0,0

1

0,0

2

0,0

1,5

400,0

1,0

200,0

Земельный налог

330,6

2,5

348,9

2,5

332,8

2,5

351,3

2,0

353,8

1,6

23,2

107,0

2,5

100,7

Налог на добычу полезных ископаемых

2 905,5

22,2

3 228,6

22,7

2 830,0

21,0

4 132,4

23,4

6 129,5

28,3

3224

211,0

1 997,1

148,3

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

25,1

0,2

19,1

0,1

17,6

0,1

27,4

0,2

45,5

0,2

20,4

181,3

18,1

166,1

Водный налог

2,2

0,0

2,6

0,0

2,3

0,0

2,4

0,0

2,8

0,0

0,6

127,3

0,4

116,7

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2,3

0,0

2,2

0,0

2,6

0,0

2,8

0,0

2,9

0,0

0,6

126,1

0,1

103,6

Государственная пошлина

43,6

0,3

53,2

0,4

51,7

0,4

52,1

0,3

55,2

0,3

11,6

126,6

3,1

106,0

Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html

 

Обращает на себя внимание один из федеральных налогов – акциз, который также отличается стабильностью и положительной динамикой как в 2018 году (1 493,2 млрд. руб.), так и в 2017 году (1 521,4 млрд. руб.).

Большую роль в формировании налоговых доходов в 2018 году начал играть НДС: удельный вес налога, взимаемый повысился на 16,4 % по сравнению с 2017 годом и на 63,9% по сравнению с 2014 годом.

Роль транспортного налога при формировании доходной части консолидированного бюджета РФ не определяющая, поскольку его удельный вес в составе всех доходов незначителен. Объем поступлений по транспортному налогу в основном связан с изменением показателей количества налогоплательщиков и зарегистрированных транспортных средств, тарифов налоговых ставок, а также зависит от эффективного администрирования, и в целом оптимального налогообложения в части транспортного налога.

В Российской Федерации немаловажной проблемой является организация налоговыми органами эффективного налогового контроля в рамках системы урегулирования налоговой задолженности. На сегодняшний день сложилась устойчивая тенденция неуплаты налоговых платежей в бюджет, которая приводит к неполным поступлениям сумм, подлежащим уплате в государственный бюджет, и соответственно образуется недоимка. В связи с этим государству необходимо выявлять причины возникновения налоговой задолженности и разрабатывать более современные методы по ее устранению.

Физическое лицо и организации, имеющие в своем распоряжении транспортные средства, должны знать, какие санкции могут быть назначены за не поступившие в установленные сроки суммы транспортного налога.

Среди основных мер наказаний, которые назначаются по причине неоплаты налога, можно отметить следующее наказание: назначение штрафа; начисление и удержание пени; наложение ареста на имущество; изъятие наличных средств в счет погашения задолженности; запрет на выезд на границу; удержание определенной суммы из ежемесячной заработной платы, которая начисляется на банковскую карту.

Если налоговый орган подала в суд и требует взыскать все неоплаченные суммы, а также штрафы и пени через региональные судебные инстанции, стоит знать, что она имеет на это полное право.

Размер такой суммы может быть разным, она варьируется в прямой зависимости от времени просрочки, от перечисленных выше моментов. При начислении используются правила – штраф за неуплату транспортного налога начисляется только за последние три года, не более.

Относительно размера штрафа, то можно отметить, что он рассчитывается в размере 20% от суммы начисленной задолженности.

Проанализируем совокупность задолженности по транспортному налогу (таблица 3).

 

Таблица 3 - Анализ структуры совокупной задолженности по транспортному налогу РФ, млрд. руб. [9]

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Абсолютное

отклонение

Темпы роста, %

Сумма, млрд. руб.

%

Сумма, млрд. руб.

%

Сумма, млрд. руб.

%

Сумма, млрд. руб.

%

Сумма, млрд. руб.

%

2018 г.

от 2014г.

2018 г.

от 2017г.

2018 г. к

2014г.

2018 г.

к 2017г.

Недоимка

59,40

56,55

108,42

66,69

101,91

82,00

127,20

95,61

58,21

94,22

- 1,19

- 68,99

98,00

45,76

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства

10,11

9,62

12,63

7,77

1,49

1,20

0,48

0,36

1,74

2,82

- 8,37

1,26

17,21

362,5

Урегулированная задолженность

10,55

10,04

13,00

8,00

1,87

1,50

0,80

0,60

0,87

1,41

- 9,68

0,07

8,25

1,09

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реструктурированная задолженность

0,33

0,31

0,28

0,17

0,20

0,16

0

0

0

0

- 0,33

0

0

0

Отсроченные (рассроченные) платежи

0,11

0,10

0,19

0,12

0,28

0,23

0

0

0

0

0,11

0

0

0

Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства

7,55

7,19

8,53

5,25

9,49

7,64

3,48

2,62

0,60

0,97

- 6,95

- 2,88

7,95

17,24

Задолженность, взыскиваемая судебными приставами

15,35

14,61

17,32

10,65

6,70

5,39

0

0

0

0

-15,35

0

0

0

Приостановленные к взысканию платежи

0,39

0,37

0,44

0,27

0,33

0,27

0

0

0

0

- 0,39

0

0

0

Задолженность, невозможная к взысканию налоговым органом

1,25

1,19

1,76

1,08

2,01

1,62

1,08

0,81

0,36

0,58

- 0,86

- 0,72

28,8

33,33

Задолженность - всего

105,04

100

162,57

100

124,28

100

133,04

100

61,78

100

- 43,26

- 71,26

58,82

46,44

Источник: Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.nalog.ru

 

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что совокупная задолженность к 2018 году по сравнению с 2014 годом снизилась на 58,8%, а с 2017 годом – снизилась на 46,4%. В 2018 году в основном все виды задолженности имеют тенденцию к снижению сравнению с 2014 и 2017 годами: неурегулированная задолженность на 98,00% по сравнению с 2014 годом и на 45,8% с 2017 годом, отсроченная и реструктурированная задолженность, взыскиваемая судебными приставами, приостановленная к взысканию по решению суда и приостановленная к взысканию равны нулю, что говорит о том, что к 2018 году налогоплательщики стали добросовестно выполнять налоговое обязательство по уплате транспортного налога.

Показатель урегулирование задолженности к 2018 году снизился на 8,25% по сравнению с 2014 годом, что говорит о том, что в 2018 году сумма задолженности была меньше.

В целом можно сделать вывод, как все современные государством назначенные налоги, транспортный обязательно должен быть своевременно оплачен, при этом желательно без каких-либо дополнительных начислений.

Стоит помнить, что просрочка может возникнуть не только по причине нежелания платить, но также на основании того, что не пришло по какой-то причине уведомление из налоговых органов.

Любому государству необходимы деньги на строительство трасс и развитие инфраструктуры, поэтому вполне логично, когда бремя дорожных строек ложится отчасти на плечи автомобилистов в виде транспортного налога. Но в каждой стране свой подход к его расчету. Где-то этот сбор включен в стоимость горючего, а где-то собственник машины при покупке сразу перечисляет в казну определенную сумму. Многие государства уже перешли к системе расчета налога исходя из экологических показателей автомобиля.

Устанавливая налоговую базу по транспортному налогу на основании выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы технического прогресса в области автомобилестроения, стимулируя автовладельцев к приобретению более экономичных и экологически чистых автомобилей, а автопроизводителей – к внедрению новейших разработок, позволяющих снизить негативное воздействие транспортного средства на окружающую среду [14].

Рассмотри механизм исчисления транспортного налога в зарубежных странах (таблица 4).

Как видно из таблицы 4 зарубежный опыт в транспортном налогообложении сильно отличается от российского, в мире осталось мало стран, где, как и в России, налог исчисляется исходя из мощности автомобиля. Анализ практики исчисления транспортного налога в ряде зарубежных стран свидетельствует о зависимости налога не только от технических характеристик, но и от экологической безопасности.

 

 

Таблица 4 – Механизм исчисления транспортного налога в зарубежных странах

Страна

Налогоплательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Ставка

Целевое использование

1

2

3

4

5

6

7

Германия

владельцы всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории страны

транспортные средства с поршневым двигателем

объем двигателя и экологический класс

Календарный год

автомобили с бензиновыми двигателями каждые 100 см3 стоят 2 евро;

автомобили с дизельными двигателями – 9 евро за каждые 100 см3.

более 120 грамм СО2 на километр пробега – 2 евро за грамм

Электромобили не облагаются налогом в течение пяти лет с момента их покупки

Франция

владельцы всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории страны

Новые транспортные средства с поршневым двигателем

мощность двигателя и экологический класс

При регистрации нового автомобиля владелец платит единовременный налог; ежегодный налог за экологический класс

Мощностью двигателя около 100 л.с.- 200-250 евро; 300 л.с. – около 1 100 евро.

налогом не облагаются автомобили, выделяющие менее 200 грамм СО2 на километр пути. Сборы идут на финансирование программ по сохранению чистоты воздуха и почвы

США

владельцы всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории данного штата (минимальные местные налоговые сборы устанавливают штаты самостоятельно)

транспортные средства с поршневым двигателем

включен в стоимость топлива

-

средняя ставка, включающего в себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 45 центов

владельцы электромобилей не платят налога.

Деньги расходуются исключительно на строительство и ремонт автомагистралей

Японии

владельцы всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории страны

Новые транспортные средства с поршневым двигателем

Включен в стоимость нового автомобиля; масса автомобиля и объема двигателя

Календарный год

при покупке автомобиля – около 5% от стоимости; объема двигателя (примерно 50 – 500 долларов).

Собственникам электромобилей и гибридных моделей налог начисляется со скидкой 20%. Средства направляются на развитие перспективных разработок в автопроме.

Китай

владельцы всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории страны

Новые транспортные средства с поршневым двигателем

включен в стоимость топлива, стоимость нового автомобиля

-

стоимость топлива - около 20% от цены; при покупке нового автомобиля, выпущенного в КНР, владелец платит 10% от его стоимости. Для моделей иностранного производства ставка 40%.

Налоговые сборы с автомобилистов перечисляются на развитие дорожной инфраструктуры

 

Таким образом, различные государства преследуют различные цели, вводя транспортный налог на своей территории. В одной стране владельцы авто платят за вредные выбросы, в другой – за возможность ездить на самом автомобиле. Отличительной особенность транспортного налогообложения в зарубежной практике является включение налога в стоимость топлива, тогда как в России налог взымается с мощности двигателя легкового автомобиля, зависимость налога от технических характеристик и от экологической безопасности действуют льготы по транспортному налогу – снижения ставки налога для экологичного транспорта.

Из выше сказанного, можно сделать вывод по субъекту транспортный налог является общим налогом. По форме обложения является прямым налогом – взимается с имущества, по форме уплаты – регулярным, так как уплачивается с периодичностью один раз в год.

Транспортный налог в РФ регулируется главой 28 Налогового кодекса. Транспортный налог - это постоянный увеличивающийся источник пополнения бюджета и постоянно несет изменения в нормативно правовых актах и Налоговом Кодексе РФ [8].

Рассмотрим более подробно каждый уровень и нормативно правовые документы, регулирующие взимание с владельцев автомобильного транспорта, а также владельцев водного и авиационного транспорта транспортного налога в России и Московской области.

Таблица 5 - Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок

исчисления и уплаты транспортного налога в РФ и МО [4, 5, 7, 8, 10, 11, 12]

Уровень

Нормативно-правовой акт

Дата документа

Содержание в данном разделе раскрывается содержание нормативных актов, где упоминается про транспортный налог

1

2

3

4

1 Законодательный

Конституция Российской Федерации

12.12.1993

(ред. от 21.07.2014)

Ст. 57 Конституции Российской Федерации регламентирована правовая основа, в которой прописано, что любая российская организация обязана платить законом установленные налоги и сборы [7].

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

05.08.2000 (ред. от 29.09.2019)

Глава 28 НК РФ Транспортный налог.

Ст. 357 Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства;

Ст. 358 Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 359 Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

Ст. 360 Налоговый период. Отчетный период.

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Ст. 361 Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

2. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Ст. 361.1 Налоговые льготы устанавливаются законами субъектов РФ.

Ст. 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Ст. 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 363.1. Налоговая декларация. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом [8].

 

Приказ МВД России

№399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России»

от 26.06.2018

Порядок регистрации транспортных средств: Регистрация транспортного средства производится только за одним юридическим или физическим лицом либо индивидуальным предпринимателем.

Регистрация транспортного средства, принадлежащего двум и более собственникам, осуществляется за одним из них при наличии письменного согласия на это остальных собственников, поданного ими в регистрационное подразделение Госавтоинспекции при производстве регистрационного действия.

Проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции вне зависимости от места регистрации физического или юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства [1].

2

Нормативно-правовой

Закон № 129/2002-ОЗ

«О транспортном налоге в Московской области»

от 16.11.2002 (с соответствующими изменениями и дополнениями, действующими в 2019 г.).

Настоящим Законом в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах вводится в действие транспортный налог, определяются ставки, порядок и сроки уплаты налога на территории Московской области [4].

Закон № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»

От 24.11.2004

(ред. от 27.11.2015)

Настоящим Законом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на территории Московской области устанавливаются налоговые льготы по региональным налогам, а также основания, условия и порядок их использования налогоплательщиками [5].

3

Методический

Приказ ФНС России

№ММВ-7-21/668@"Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения"

от 05.12.2016 (ред. от 26.11.2018)

Приложение №1. Налоговая декларация по транспортному налогу (Форма по КНД 1152004);

Приложение №2. Формат представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме;

Приложение №3. Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу;

Приложение №4. Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по транспортному налогу в налоговый орган;

Приложение №5. Коды видов транспортных средств;

Приложение №6. Коды единиц измерения налоговой базы на основании ОКЕИ (выписка);

Приложение №7. Коды налоговых льгот и вычетов [12].

Письмо ФНС России №БС-4-21/4119 «О Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов руб. для налогового периода 2019 года»

от 07.03.2019

В целях реализации положений пп. 2, 2.1 ст. 362 гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) информируем о том, что на официальном интернет-сайте Минпромторга России 28.02.2019 размещен Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде (2019 год) [10]

4

Организационный

Документы, содержащие перечень объектов налогообложения на правах собственности

 

перечисляются все транспортные средства налогоплательщика с указанием вида, года приобретения, выбытия, мощности

первичные документы бухгалтерского и налогового учета

 

о движении транспортных средств, регистры

Налоговые декларации по транспортному налогу

 

Данные об автомобиле - идентификационный номер (VIN), марка, регистрационный номер, дата регистрации, год выпуска берутся из ПТС или свидетельства о регистрации. Налоговая база. Экологический класс и т.д.

Источник: Консультант плюс – Законодательство РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

 

Основными элементами транспортного налога являются: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка.

Рассмотрим и проанализируем каждый элемент.

Налогоплательщиками данного налога согласно статье 357 Налогового Кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения [8].

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исчислении транспортного налога налоговая база определяется:

1.   как мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатели;

2.   как тяга реактивного двигателя (суммарная тяга всех реактивных двигателей) в килограммах силы в отношении воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели;

3.   как валовая вместимость в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;

4.   как единица транспортного средства в отношении прочих водных и воздушных транспортных средств.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Для физических и юридических лиц ставки по налогам на транспорт не отличаются, так как во внимание берутся характеристики их ТС. Однако, физические лица и индивидуальные предприниматели получают из налоговой уже рассчитанный транспортный налог в квитанции, а организации должны выполнять подобный расчет своими силами.

Есть несколько категорий людей, для которых уплата полной суммы налога является непосильной ношей, поэтому была разработана система льгот по транспортному налогу.

Каждый регион может самостоятельно вводить налоговые льготы как для физических лиц, так и для организаций. В основном они имеют социальную направленность, и к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды и т. п. Льготы могут быть предоставлены как в виде полного освобождения от налога, так и в виде снижения ставки. Стоит отметить, что Льготы пенсионерам действуют не по всей России. В некоторых регионах субсидия существенно урезана, а в других – полностью отменена.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

Повышающий коэффициент транспортного налога был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2019-2020 годов):

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет [8].

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом.

Марки машин, которые попадают под транспортный налог с повышающим коэффициентом: Audi; BMW; Cadillac; Chevrolet; Ford; Infiniti; Jaguar; Land Rover; Lexus; Maserati; Mercedes-Benz; Porsche.

Физические лица и субъекты предпринимательской деятельности могут воспользоваться онлайн-калькуляторами для исчисления точной суммы транспортного сбора. Те владельцы автомобильного транспорта, которые не доверяют интернету, либо не имеют возможность получить доступ к тематическим ресурсам, могут в процессе проведения расчетов использовать простую формулу.

При расчете налоговых обязательств по налогу на транспорт субъекты предпринимательской деятельности должны задействовать такую формулу (для физических лиц расчет делают налоговики):

ТН = А*В*С*Д                                                         (1)

А – мощность силового агрегата машины (измеряется в лошадиных силах);

В – действующая в настоящий момент ставка транспортного сбора;

С – доля в стоимости автомобильного транспорта, которая находится в личной собственности плательщика;

Д – временной промежуток, в течение которого физическое лицо или субъект предпринимательской деятельности владеет машиной.

В том случае, когда автотранспортное средство попадает под определение «предмет роскоши», то владельцам при проведении исчислений налоговых обязательств следует задействовать немного измененную формулу:

ТН = А * В * С * Д * К                                                  (2)

К базовым показателям добавляется К, обозначающий ставку повышающего коэффициента по конкретному региону. При проведении расчетов изначально перемножаются все величины, после чего полученная сумма умножается на процент. Итоговая сумма юридическим лицом должна будет уплачена в бюджет, за минусом авансовых взносов.

Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается, для всех без исключения налогоплательщиков, календарный год [8].

Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ оплаты налога не определен в региональном законодательстве. Авансовые платежи платят ежеквартально по окончании очередного квартала. В этом случае окончательная сумма транспортного налога, которую надлежит оплатить после 1 февраля года, следующего за отчетным, определяется как разность рассчитанного за год налога и сумм авансов, уплаченных за этот налоговый период. Для физических лиц срок уплаты транспортного налога установлен до 1 декабря.

Рассмотрев особенности применения, исчисления транспортного налога в РФ можно сделать вывод, что транспортный налог является простым для налогообложения, так как ставки налога фиксированы, объекты конкретны, а налоговая база четко определена.

В целом можно сказать, в сегодняшней сложной экономической ситуации администрирование транспортного налога имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время поступления по транспортному налогу, являются основой бюджетов региона. Величина транспортного налога напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование такого регионального налога приобретает в настоящее время особую актуальность.

С момента введения транспортного налога, он претерпел много изменений – его повышали, понижали, пытались отменить и перевести в «другой формат». Разговоры о реформировании транспортного налога не прекращаются и в настоящее время.[15]

При введении любого обязательного платежа необходимо найти баланс между его эффективностью и социальной справедливостью. Это значит, что распределение транспортного налога между налогоплательщиками должно учитывать их платежеспособность и различия в доходах, но в то же время обеспечивать достаточное количество средств, поступающих в бюджет, и быть простым для администрирования.

Данный налог относится к категории имущественных, следовательно, он должен учитывать возможную разницу в стоимости имущества.

Существующая в РФ на законодательном уровне система обложения транспорта налогом в зависимости от мощности двигателя имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, искажается суть «возмездности» платежа. Транспортные средства оказывают влияние на дорожную сеть и представляют повышенную угрозу для экологии в целом. Поэтому «возмездность» налога должна выражаться в том, что платежи должны использоваться на поддержку дорог в хорошем состоянии и на защиту окружающей среды. По факту же средства, полученные от взимания транспортного налога, могут быть расходованы региональными властями на любые цели в рамках действующего законодательства, так как транспортный налог в России не имеет целевого характера.

Во-вторых, мощность двигателя напрямую не связана ни с объемом вредных выбросов в атмосферу, ни с размерами автомобиля. Мощные автомобили – это зачастую современные иномарки, которые работают на экологически чистом топливе и соответствуют самым строгим экологическим нормам. Поэтому такие автомобили производят не самое большое количество вредных выбросов.

За время существования транспортного налога автомобилестроение продолжает развиваться, а потребители РФ отчасти от данного налогообложения вынуждены приобретать менее прогрессивные автомобили, либо не приобретать их вообще. От покупки нового автомобиля очень сильно ограждает зависимость коэффициента от года выпуска автомобиля. Отчасти от этого потребители покупают либо поддержанные автомобили, либо вынуждены приобретать машины более бедной комплектации.

Так же действующий транспортный налог не в состоянии решить и проблему пробок и дефицита парковочных мест в крупных городах.

Из-за отсутствия четкой связи размера уплачиваемого налога с вредным воздействием объектом налогообложения на окружающую среду и дорожное покрытие, действующий транспортный налог не может склонить автовладельцев на покупку более компактных автомобилей. А ведь широкое распространение небольших, компактных автомобилей могло бы решить данную проблему.

Рассмотрим варианты реформирования транспортного налога, следуя принципам справедливости и эффективности налогообложения (таблица 6).

 

Таблица 6 – Варианты мероприятий преобразования транспортного налога в РФ

Мероприятия по совершенствованию

Содержание мероприятия

Срок реализации мероприятия

1

2

3

Первым вариантом преобразования транспортного налогообложения можно предложить установление налоговых ставок исходя из массы транспортных средств.

Зарубежный опыт показывает, что некоторые государства (Австрия, Нидерланды и Япония) применяют данный метод, поскольку понимают, что в связи с расширением парка автомобилей, нагрузка на дороги увеличивается. Вместе с тем, следует заметить, что на данный момент в Российской Федерации действует система «Платон», которая дополнительно обременяет собственников грузовых автомобилей платежом за проезд по федеральным дорогам. Несмотря на это, несправедливым является применение критерия массы только для грузовых автомобилей, когда легковые автомобили также наносят ущерб дорожному полотну. Кроме этого, следует заметить, что критерий массы не является актуальным для налогообложения водных и воздушных транспортных средств, которые не наносят ущерб дорожному полотну. В связи с этим, для введения налоговых ставок исходя из массы транспортных средств, необходимо, во-первых, сравнить потенциальную выгоду и затраты, которые будут нести налоговые органы по исчислению налога при новых условиях, а, во-вторых, решить вопрос с процедурой налогообложения транспортных средств отличных от автомобилей.

Реализация в период с 2020 по 2025 гг.

Второй способ реформирования можно связать с установлением ставок транспортного налога исходя из экологического критерия.

преобразование транспортного налога в данном случае должно быть связано именно с тем, что его исчисление будет происходить не исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости или количества транспортных средств, а исходя из уровня выбросов углекислого газа в окружающую среду.

Министерство Финансов РФ уже рассматривает вариант замены платы за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. В соответствии с пояснительной запиской к опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроекту, плата за негативное воздействие на окружающую среду, являясь в настоящий момент неналоговым платежом, имеет признаки налога, в результате чего может быть перенесена в НК РФ [13]

Реформирования транспортного налогообложения в налог на топливо

Анализ зарубежного опыта показывает, что данная система успешно реализуется в США. Такое нововведение в РФ может привести к увеличению объема налоговых поступлений и к уменьшению затрат налоговых органов на администрирование налога, а также свести к минимуму возникновения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Данное мероприятие имеет достоинства и недостатки. Преимущества замены транспортного налога на налог на топливо. Во-первых, администрирование налога сильно упростится ввиду того, что налоговым органам больше не нужно будет исчислять сумму транспортного налога к уплате и направлять уведомления физическим лицам. Во-вторых, можно будет исключить ошибки и проблемы, которые возникали ввиду несовершенства базы данных ГИБДД и обмена информацией между регистрирующими и налоговыми органами, поскольку их взаимодействие сведется к минимуму. В-третьих, собираемость налога повысится, потому что обязанность по перечислению налога в бюджет будет лежать на продавцах бензина и будет исключена отсрочка уплаты транспортного налога, что является положительным фактором для бюджетов субъектов РФ.

Недостаток введения налога на топливо вместо налога на транспорт, что одним из препятствий некоторые исследователи считают ограничение льгот для таких налогоплательщиков, как инвалидов, ветеранов и других категорий лиц . Решить данную проблему возможно, например, путем представления лицом при покупке топлива документа, удостоверяющего право на льготу, или же компенсационные выплаты.

Самый весомый отрицательный момент является факт того, что некоторые виды транспортных средств функционируют не на топливе. В связи с этим, возможным решением проблемы можно рассмотреть разделение транспортного налога на несколько составляющих. Для тех транспортных средств, которые функционируют на топливе, налог будет уплачиваться с размера потребляемого топлива, а для тех, которые работают от электричества или с помощью других способов, налог будет уплачиваться исходя из тех характеристик, которые закреплены на данный момент (исходя из мощности транспорта или исходя из количества единиц транспортного средства).

Возможная реализация к 2024 году

 

5 июня 2018 года депутатами Государственной Думы был внесен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога, который был впоследствии отклонен на стадии предварительного рассмотрения. Данный законопроект состоял в отмене главы 28 НК РФ, посвященной транспортному налогу, и включению сбора в стоимость топлива [6].

Так что можно заметить, что попытки преобразования транспортного налогообложения в наши дни осуществляются. Противники реформы считают, что если отменят транспортный налог государству будет возмещать потери бюджета увеличением акцизов на бензин, что приведет к росту цен. Следует отметить, что в данной ситуации не учитывается факт того, что акцизы на топливо растут каждый год и без отмены транспортного налога.

Заключение

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что система налогообложения транспортных средств нуждается в реформировании. Целью государства должно быть установление справедливой и эффективной системы налогообложения. При налогообложении необходимо брать во внимание платежеспособность граждан, кроме этого также важно гарантировать достаточный объем налоговых поступлений в бюджет и простоту администрирования. Проблемы транспортного налога осложнены тем, что при его установлении следует учитывать множество факторов: стоимость транспортных средств, их мощность, степень влияния на загрязнение окружающей среды и разрушение дорог общего пользования.

Список литературы

1. Аношина Ю.Ф. Сущность земельного налога, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 180-188.

2. Аношина Ю.Ф., Фролова Ю.Т. Аудит налогообложения // В сборнике: Организационно-экономические проблемы стабилизации и развития аграрного сектора экономики сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 35-летию экономического факультета МичГАУ. 2005. С. 259-263.

3. Аношина Ю.Ф., Шепелева А.И. Особенности налоговой оптимизации как способ снижения налоговой нагрузки предприятия // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2010. № 9 (14). С. 288-292.

4. Закон «О транспортном налоге в Московской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo (дата обращения 30.10.2019)

5. Закон «О льготном налогообложении в Московской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo (дата обращения 30.10.2019)

6. Законопроект № 480908-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/bill/480908-7 — Государственная автоматизированная система «Законотворчество» (дата обращения 30.10.2019)

7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.10.2019)

8. Налоговый кодекс РФ (часть 2) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 30.10.2019)

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru. (дата обращения 21 июля 2019 г.)

10. Письмо ФНС России от 07.03.2019 N БС-4-21/4119 «О Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов руб. для налогового периода 2019 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320807 (дата обращения 30.10.2019)

11. Приказ МВД России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.10.2019)

12. Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ (ред. от 26.11.2018) "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44966) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209926 (дата обращения 30.10.2019)

13. Проект Федерального закона №02/04/08-18/00083016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#departments=3&npa=83016 — Федеральный портал проектов нормативных правовых актов (дата обращения 30.10.2019)

14. Рамазанова Б.К. Новации транспортного налогообложения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Downloads/novatsii-transportnogo-nalogooblojeniya.pdf (Дата обращения 30.10.2019)

15. Сидорова А.В., Цельникер Г.Ф. Реформирование транспортного налога: история и современность // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2017. – Т. 1, № 3. – С. 62-67 (дата обращения 30.10.2019)


Войти или Создать
* Забыли пароль?