ОЦЕНКА ЭКСПОРТНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Возможность реализации стратегических приоритетов в региональном развитии, и активизация экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП) являются необходимыми условиями успешного решения экономических задач в рамках, принятых в конце декабря 2018 года Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Цель исследования заключается в оценке экспортной специализации субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе для дальнейшей разработки единого подхода к содействию развития экспорта МСП в направлении стимулирования несырьевого сегмента. В статье представлены результаты исследования специализации экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Изучены и отражены аспекты теории предпринимательства в контексте экспорта. Проанализированы ключевые характеристики составляющая направленности экспорта в реализации продукции на международном рынке. Представлен подход к характеристике специализации экспорта продукции в общероссийском сравнении, который позволить более объективно оценивать данную специализацию региона с возможностью дальнейшего потенциал и расстановки приоритетов в конкретном сегменте отраслей обрабатывающей промышленности. Показана экспортная специализации сектора МСП в российских регионах с разбивкой по сегментным группам. Проведён анализ структурных особенностей экспорта малого и среднего предпринимательства в региональном разрезе. В заключении делаются выводы и предложены направления развития экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Научная новизна исследования состоит в разработке сегментной структуры экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства позволяющая отразить оценку экспортной специализации в регионе. На дальнейших этапах исследования планируется разработать инструментарий, позволяющий оценить специфику экспорта МСП в несырьевом секторе не только страны, но и конкретного региона.

Ключевые слова:
экспорт, специализация, предпринимательство, товарная структура, международный рынок, развитие, регион
Список литературы

1. Полисюк Г.Б., Коноваленко И.Е. Особенности аудита внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта // Международный бухгалтерский учет. 2010. №13. C. 52-58

2. Чернова Т.В., Васютченко И.Н. Об оценке региональной диверсификации экспорта // Вестник ТИУиЭ. 2009. №1. С. 3-7

3. Татаркин А.И. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона // Экономика региона. 2009. № 1. С.125-135.

4. Raymond L., Croteau A. M. Enabling the strategic development of SMEs through advanced manufacturing systems: a configurational perspective //Industrial Management & Data Systems, 2006, vol. 106, no. 7, pp. 1012-1032.

5. Owens J.D. Why do some UK SMEs still find the implementation of a new product development process problematical? An exploratory investigation // Management Decision, 2007, vol. 45, no. 2, pp. 235-251.

6. Knight G.A. Entrepreneurship and strategy in the international SME //Journal of international management, 2001, vol. 7, no. 3, pp. 155-171.

7. Cassell C., Nadin S., Older Gray M. The use and effectiveness of benchmarking in SMEs //Benchmarking: An International Journal, 2001, vol. 8, no. 3, pp. 212-222

8. Aidis R., Sauka A. Entrepreneurship in a changing environment: Analyzing the impact of transition stages on SME development //Challenges in entrepreneurship and SME research, 2005, pp. 5-35.

9. Moini H., Tesar G. The internet and internationalization of smaller manufacturing enterprises //Journal of Global Marketing, 2005, vol. 18, no. 3-4, pp. 79-94.

10. Tetteh E., Burn J. Global strategies for SME-business: applying the SMALL framework //Logistics Information Management, 2001, vol. 14, no. 1/2, pp. 171-180.

11. Elvey L.A. Export promotion and assistance: a comparative analysis // International perspectives on trade promotion and assistance, 1990, pp. 133-148.

12. Parker R. Small is not necessarily beautiful: An evaluation of policy support for small and medium-sized enterprises in Australia //Australian journal of political science, 2000, vol. 35, no. 2, pp. 239-253.

13. Dalitso K., Peter Q. The policy environment for promoting small and medium-sized enterprises in Ghana and Malawi // University of Manchester, 2000, 29 p.

14. Czinkota M.R., Johnston W.J. Exporting: does sales volume make a difference? //Journal of International Business Studies, 1983, vol. 14, no. 1, pp. 147-153.

15. Acs Z.J. [et al.]. The internationalization of small and medium-sized enterprises: A policy perspective //Small business economics, 1997, vol. 9, no. 1, pp. 7-20.

16. Harrison А. [et al.]. Industrial policy and competition. American Economic Journal: Macroeconomics, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 1-32.

17. Goodnow J., Goodnow E.W. Self-assessment by state export promotion agencies: A status report //International Marketing Review, 1990, vol. 7, no. 3, pp. 18-30

18. Williamson N., Kshetri N.B., Wilkinson T. Recent trends in export promotion in the United States //Marketing Management Journal, 2011, vol. 21, no. 2, pp. 153-166.

19. Timothy J., Wilkinson T.J. Entrepreneurial climate and US state foreign trade offices as predictors of export success //Journal of Small Business Management, 2006, vol. 44, no.1, pp. 99-113.

20. Chen J. Development of Chinese small and medium-sized enterprises //Journal of small business and enterprise development, 2006, vol. 13, no. 2, pp. 140-147.

21. Keillor B.D., d'Amico M. The relationship between export promotion spending and state exports in the US //Journal of Global Marketing, 2005, vol. 18, no. 3-4, pp. 95-114.

22. Haahti A. [et al.]. Cooperative strategy, knowledge intensity and export performance of small and medium sized enterprises //Journal of world business, 2005, vol. 40, no. 2, pp. 124-138.

23. Gankema H.G. J., Snuif H.R., Zwart P.S. The internationalization process of small and medium-sized enterprises: an evaluation of stage theory //Journal of Small Business Management, 2000, vol. 38, no. 4, pp. 15-27

24. Susman, G.I. (ed.), Small and medium-sized enterprises and the global economy. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. pp. 280-304.

25. Gimede V. Export propensities and intensities of small and medium manufacturing enterprises in South Africa //Small Business Economics. 2004. Т. 22. №. 5. С. 379-389.

26. Sentsho, J [et al.]. . Performance and Competitiveness of Small and Medium-Sized Manufacturing Enterprises in Botswana //Botswana Institute for Development Policy Analysis (BIDPA) and CEDA, 2007, 127 p.

27. Kotabe M., Czinkota M.R. State government promotion of manufacturing exports: a gap analysis //Journal of international business studies? 1992, vol. 23, no. 4, pp. 637-658.

28. Boşcor D. Barriers faced by Romanian SMEs in exporting //Bulletin of the Transilvania University of Brasov. Economic Sciences. Series V., 2017, vol. 10, no. 1, pp. 203-208.

29. Narayanan V. [et al.]. Export barriers for small and medium-sized enterprises: A literature review based on Leonidou’s Model //Entrepreneurial Business and Economics Review, 2015, vol. 3, no. 2, pp. 105-123

30. Francioni B., Pagano A., Castellani D. Drivers of SMEs’ exporting activity: a review and a research agenda //Multinational Business Review, 2016, vol. 24, no. 3, pp. 194-215.

31. Paul J., Parthasarathy S., Gupta P. Exporting challenges of SMEs: A review and future research agenda //Journal of world business, 2017, vol. 52, no. 3, pp. 327-342.

32. Rashid A., Waqar S.M. Exchange rate fluctuations, firm size, and export behavior: An empirical investigation //Small Business Economics, 2017, vol. 49, no. 3, pp. 609-625.

33. Love J.H., Roper S. SME innovation, exporting and growth: A review of existing evidence // International small business journal, 2015, vol. 33, no. 1, pp. 28-48

34. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М.: ФГБОУ ВО ВАВТ, 2015. 384 с.

35. Приходько С.В. Стимулирование экспортной деятельности в зарубежных странах и практика поддержки экспорта в России / Под общей ред. С.В. Приходько. М., 2007. 159 с

36. Школяр Н.А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №2. С. 79-86.

37. Никитин А.С. и др. GR для малого и среднего бизнеса. М.: Проспект, 2015. 104 с.

38. Никонова А.А. Модели технологичного роста российской экономики: проблемы и решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №3 (360). C. 427-451.

39. Думная Н.Н. Колодная Г.В. Средний бизнес и проблемы российского несырьевого экспорта // Мир новой экономики. 2015. № 4. C. 82-86.

40. Ковалева Е.Н. Оганова А.А. Несырьевой неэнергетический экспорт России Макро и Мезо уровня // Научный журнал НИУ ИТМО. 2018. № 2. C. 34-39.

41. Кузакова О.А., Лукашевич М.Л., Рекорд С.И. Концептуальные и методологические подходы к анализу процессов интернационализации российских инновационных малых и средних предприятий: опыт создания кейсов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. №6 (114). С. 41-47.

42. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. №2. С. 25-39.

43. Якушев Н.О. Проблемы оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе // Вопросы территориального развития. 2019. № 4 (49). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28298 DOI:https://doi.org/10.15838/tdi.2019.4.49.2

44. Balassa B., Bauwens L. Intra-industry specialisation in a multi-country and multi-industry framework // The Economic Journal, 1987, vol. 97, no. 388, pp. 923-939.

45. Balassa B. Exports and economic growth: further evidence //Journal of development Economics, 1978, vol. 5, no. 2, pp. 181-189.

46. Гулин К.А., Якушев Н.О., Мазилов Е.А. Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 57-70. DOI:https://doi.org/10.15838/esc.2018.3.57.4

47. Малое предпринимательство в экономике территорий: монография / К.А. Гулин [и др.]. Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. 128 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?