Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS000000 General
В XXI в. продолжаются кардинальные изменения в финансово-экономическом положении стран Латинской Америки. На передний план вышли новые влиятельные внерегиональные партнеры помимо США и ЕС, это Китай, Иран Индия, Россия, значительно расширившие диапазон внешних связей латиноамериканских и карибских стран, что существенно повышает роль Латинской Америки на международной арене. В экономическом плане Латинская Америка переживает период повышенной международной динамики, которой свойственны интенсификация внутрирегиональных взаимодействий и поиск новых внерегиональных партнеров и рынков.
Латинская Америка, экономический рост, Китай, США, экономика, финансы, ЭКЛАК
В геополитическом и геоэкономическом смысле Латинская Америка переживает период повышенной международной динамики, которой свойственны интенсификация внутрирегиональных взаимодействий и поиск новых внерегиональных партнеров и рынков. Данную динамику подтверждают многочисленные разнородные факты: участие крупных игроков региона Аргентины, Бразилии и Мексики в работе «большой двадцатки», Бразилии в группе БРИКС; развертывание интеграционных процессов в новых форматах непосредственно в самом регионе; торгово-экономическое сотрудничество целого ряда ведущих стран в с Тихоокеанской Азией и их присоединение к АТЭС; тесные российско-латиноамериканские отношения; латиноамерикано-европейское взаимодействие; отказ Вашингтона от доктрины Монро и их решение восстановить в полном объеме отношения с Кубой; символичное избрание на папский престол аргентинского кардинала-иезуита Франциска (первого в истории представителя «самого католического латиноамериканского континента»); приход на пост генерального директора ВТО бразильского политического деятеля Роберту Азеведу.
Региональная организация Организации Объединенных Наций ЕКЛАК обнародовала свой экономический отчет года «Предварительный обзор экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна за 2018 год», согласно которому, страны Латинской Америки и Карибского бассейна столкнутся со сложным глобальным экономическим сценарием в ближайшие годы, в котором ожидается менее динамичный рост, как для развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой, наряду с возросшей волатильностью международных финансовых операций. Помимо этого, наблюдается структурное ослабление международной торговли, усугубляемое торговой напряженностью между Соединенными Штатами и Китаем.
Прогноз экономического роста для Латинской Америки и Карибского бассейна в 2019 году составляет 1,7%, что немного ниже того, что ЭКЛАК опубликовала в октябре прошлого года (1,8%), тогда как оценка на текущий год (2018 год) также была урезана до 1,2% (с прогноза 1,3%).
В докладе отмечается, что самым большим риском для экономических показателей региона в период до 2019 года по-прежнему является резкое ухудшение финансовых условий в странах с развивающейся экономикой. В течение 2018 года развивающиеся рынки, включая Латинскую Америку, продемонстрировали значительное сокращение потоков внешнего финансирования, в то же время уровни суверенного риска увеличились, а их валюты обесценились по отношению к доллару. В тексте указывается, что новые эпизоды ухудшения финансовых условий в будущем нельзя сбрасывать со счетов, и что последствия для стран будут зависеть от того, насколько они уязвимы с точки зрения их потребностей и профилей во внешнем финансировании.
Как и в предыдущие годы, в своем Предварительном обзоре стран Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКЛАК прогнозирует динамику роста с различной интенсивностью между странами и субрегионами. В этом ключе прогнозируется, что экономика Центральной Америки (исключая Мексику) вырастет на 3,3% в 2019 году, Южной Америки - на 1,4% и Карибского бассейна - на 2,1%. На уровне стран Карибский остров Доминика демонстрирует ведущий региональный рост с расширением на 9,0%, за которым следуют Доминиканская Республика (5,7%), Панама (5,6%), Антигуа и Барбуда (4,7%) и Гайана (4,6%), С другой стороны, Венесуэла пострадает в экономике на 10%, Никарагуа - на 2,0% и Аргентина - на 1,8%. Крупнейшие экономики региона, Бразилия и Мексика, растут на 2,0% и 2,1% соответственно.
В отчете ЭКЛАК о результатах 2018 года указывается, что экономический рост был обусловлен внутренним спросом. Инвестиции в основной капитал демонстрировали динамику восстановления, в то время как частное потребление оставалось основным источником роста, хотя его темпы роста замедлились со второго квартала 2018 года.
Что касается фискальной политики, консолидация углубилась в 2018 году, а процесс фискальной корректировки привел к сокращению первичного дефицита (с 0,7% ВВП в 2017 году до 0,6% ВВП в 2018 году), хотя это сопровождалось небольшим увеличением государственного долга.
По прогнозам ВТО, объем экспорта региона вырастет менее чем на половину темпа роста экспорта в целом по развивающимся странам, что составляет 4,6%. Импорт на региональном уровне также вырос в 2018 году с прогнозируемым расширением в 9,5% в стоимостном выражении. В отличие от экспорта, импорт получился больше по объему (4,9% по сравнению с 4,6%). В Южной Америке расширение экспорта полностью связано с ростом цен, особенно на нефть, металлы и минералы. На самом деле, объемы экспорта могут упасть незначительно из-за сокращения экспорта нефти из Боливарианской Республики Венесуэла, Колумбии и Эквадора - в основном из-за ограничений производственных мощностей – и сои и других сельскохозяйственных продуктов из Аргентины и Уругвая, в связи с засухой. В странах Карибского бассейна более высокие цены также составляют значительную часть прогнозируемой прибыли в стоимостном выражении, в основном за счет экспорта нефти и газа из Тринидада и Тобаго. В случае Мексики, увеличение объема и цен будет в той же мере способствовать расширению экспорта. Наконец, в Центральной Америке прогнозируется расширение экспорта, значения основаны исключительно на более высоких объемах, поскольку ценовая корзина на экспорт в субрегион немного упадет (-0,8%) из-за падений, наблюдаемых в таких продуктах, как сахар и кофе. Экспорт продукции из Мексики и Центральной Америки получит выгоду от высокого спроса в США.
Обращаясь к основным торговым партнерам региона Латинской Америки и Карибского бассейна, более сильный рост экспорта в 2018 году отражает торговлю с Китаем, которая почти полностью состоит из сырьевого и природно-ресурсного производства, что и далее будет укреплять первичную экспортную специализацию региона, особенно юга Америки.
Что касается импорта, то объемы из Китая также самые быстрорастущие. Китайский импорт состоит почти полностью из производств, которые конкурируют с региональными продуктами в нескольких отраслях. Китай сейчас занимает второе место по импорту в регионе, после Соединенных Штатов.
В течение почти двух десятилетий Латинская Америка и Китай установили прочные торговые связи. После десятилетий сотрудничества Китай стал главным торговым партнером региона. Китайское информационное агентство Синьхуа сообщило, что в 2017 году общий объем торговли между Китаем и странами Латинской Америки вырос на 18,8 процента и составил почти 260 миллиардов долларов США (для сравнения, торговля Китая с США и странами Европейского союза выросла, в два и три раза, соответственно).
Президент Китая Си Цзиньпин в 2015 году пообещал вложить 250 миллиардов долларов США прямых инвестиций в регион к 2019 году. К концу 2017 года прямые инвестиции Китая составили около 225 миллиардов долларов, что позволит достичь заявленных целей.
Рисунок 1 Прямые инвестиции Китая в Латинскую Америку (в млрд.долл.США). (Составлено по материалам Latin America – China Trade and Investment Amid Global Tensions).
На сегодняшний день Китай является главным торговым партнером Бразилии, Перу и Чили. Китай также стал источником финансирования региона через прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и кредитование - в основном в инфраструктуру и энергетику. С 2010 г. Китай предоставил Латинской Америке кредитов на сумму в 123 млрд долл. США, что сопоставимо с кредитами, выданными Латинской Америке тремя банками развития сразу: Всемирным банком, Межамериканским банком развития и Андской корпорацией развития. Кроме того, рост китайских кредитов, предоставляемых латиноамериканским странам, совпал с замедлением темпов экономического роста и спадом производства в регионе, в частности, в Бразилии и Эквадоре. Увеличение торговли и инвестиционные связи хорошо послужили обоим партнерам, предоставляя Китаю доступ к энергии, металлам и продуктам для роста топлива, и позволяя Латинской Америке, Южной Америке в частности, открыть новый драйвер роста и сокращения бедности. Другими словами, в экономически непростые для континента времена Китай играет стабилизирующую роль. Тем не менее, тот факт, что экспорт региона в Китай сильно сконцентрирован в сырьевых товарах, представляет проблемы и имеет свои недостатки, в то время как потенциальные возможности остаются неиспользованными. Настало время исследовать новые бизнесобласти. Восстановление баланса Китая в направлении новой модели роста, основанной на потреблении и услугах, значительно снизило цены на сырье, но и открывает новые экспортные возможности для Латинской Америки, начиная от продуктов питания с добавленной стоимостью и заканчивая такими услугами как туризм. Передовые технологии и цифровые платформы также трансформируют торговую среду.
По последним отчётам ЭКЛАК прогнозируется рост внутрирегионального экспорта Латиноамериканского континента на 12%, во главе с производителями природных ресурсов (нефть, медь, бумага и картон), а также низкими - и среднетехнологичными производствами (особенно продукция автомобильной и железной промышленности и металлургическая промышленность). Примечательно, что 54% внутрирегионального экспорта (в стоимостном выражении) - это высоко-, средне- и низкотехнологичные производства. Эта цифра превышает только экспорт в Соединенные Штаты. Экспортные показатели региона в 2018 году показывают четкую преемственность с его историческими образцами. Более высокая стоимость экспорта в основном является результатом роста цен на товары, добавленные - в случае Мексики и Центральной Америки - к усилению спроса в Соединенных Штатах. Большой вес сырья в экспортной корзине региона оставляет регион уязвимым к колебаниям цен на эти товары и, таким образом, к внешним ограничениям, особенно в такие времена, как сегодня, когда международное финансирование стоит дорого. Экспортная специализация региона, основанная на статистических сравнительных преимуществах (изобилие сырья и низкой заработной платы), привело к плохому росту экспорта в течение этого столетия. Объем регионального экспорта удвоился с 2000 года, по сравнению с группой развивающихся стран Азии, объем экспорта которых увеличился в 3,5 раза.
Региональная интеграция необходима для преодоления инерции, диверсификации экспорта и развития более наукоемкой экспортной корзины. Необходимость наращивать усилия по продвижению к интегрированному региональному рынку тем более актуальны в условиях замедления роста, чистого оттока капитала и растущего протекционизма региона, который, скорее всего, ухудшится в 2019 году.
Регион Латинской Америки и Карибского бассейна является одним из самых богатых в мире минералами и металлами и является чистым экспортером этих продуктов. Доля региона мирового экспорта в этом секторе (8%) превышает его долю в мировом экспорте всех товаров (5,6%). Тем не менее, эта большая глобальная доля приходится лишь на несколько стран: 85% металлопродукции региона экспортируется из Бразилии, Чили, Мексики и Перу. Только две страны в регионе, Бразилия (17-е место) и Чили (19-е место), входят в топ-20 мировых экспортеров минералов и металлов. Эти страны имеют большой торговый профицит в этом секторе (как и Перу). По сравнению, Мексика является одним из основных мировых импортеров этих товаров (16-е место) и имеет самый большой торговый дефицит среди стран региона.
Экспорт минералов и металлов из Латинской Америки и Карибского бассейна, которые составляют чуть менее 20% от общего экспорта товаров в регионе - характеризуются низкой степенью обработки. Фактически доля сырья в региональном экспорте минералов и металлов почти удвоилась за последние 20 лет. Другая сторона – снижение доли готовой продукции и, в меньшей степени, полуфабрикатов. Это во многом связано с растущей ориентацией экспорта региона на Китай и остальную часть Азии, где спрос сосредоточен в сырье, таком как железо и медные руды. В то же время Китай стал ведущим мировым производителем стали, алюминия, литая, меди и других продуктов.
Растущая специализация региона как поставщика минерального сырья и металлов отражается в его участии в глобальных цепочках создания стоимости и в физической торговле полезными ископаемыми баланс (рассчитывается путем вычитания экспорта из импорта, измеряется в тоннах). Во-первых, в этом случае регион присутствует на ранних этапах создания цепочки стоимости (особенно его связи с Азией и Европейским Союзом), теряя при этом долю в связях с более высоким уровнем обработки дальше по этим цепям.
Повышенная специализация региона в области экспорта сырьевых товаров вызывает обеспокоенность из-за проблем, связанных с зависимостью от экспорта добычи полезных ископаемых, сырьевых товаров, в том числе уязвимость экспорта, роста и бюджетных доходов от колебания цен, ограниченной добавленная стоимость и слабой диверсификации в новые продукты и услуги, а также ущерба окружающей среды различной степени.
Интересы США в Латинской Америке и Карибском бассейне особо разнообразны и включают в себя экономические, политические, безопасность и гуманитарные проблемы. Географическая близость обеспечила прочные экономические связи между Соединенными Штатами и регионом, США является основным торговым партнером и источником иностранных инвестиций для многих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. Соглашения о свободной торговле укрепили экономические отношения США с 11 странами в регионе.
При администрации Трампа перспективы для США в отношениях с Латинской Америкой и Карибским бассейном изменились. В феврале 2018 года Государственный департамент учредил рамки политики США в отношении региона, ориентированные на три столпа взаимодействия - экономический рост и процветание, безопасность и демократическое управление. Хотя структура отражает преемственность с давними политическими приоритетами США для региона, но, все же, она расходится с действиями администрации, иногда сопровождаемыми жесткой риторикой об иностранной помощи, торговле и иммиграции.
Предлагаемые администрацией бюджеты на иностранную помощь для 2018 и 2019 гг. значительно сократили бы помощь региону более чем на треть; предлагаемый бюджетный на 2020 г. также сократит финансирование области примерно на 30%. Отрицательные взгляды руководства США на регион заметно выросли с 2017 года под влиянием уничижительной политической риторики и некоторых действий по иммиграции и сделкам. Такие взгляды могут повлиять на готовность некоторых стран сотрудничать с США на региональном уровне по глобальным проблемам, хотя некоторые наблюдатели считают, что выборы консервативных правительств в нескольких латинских странах могут привести к расширению сотрудничества.
Что касается торговли, в 2017 году президент Трамп приказал США выйти из предложенного Транстихоокеанского партнерства (TPP), соглашение о свободной торговле, которое было заключено в 2015 г., и которое позволило бы увеличить экономику США благодаря связям с тремя странами Латинской Америки: Чили, Мексикой и Перу.
Президент подверг резкой критике Североамериканскую свободную торговлю, Соглашение (НАФТА) с Мексикой и Канадой, предупредив, что Соединенные Штаты могут выйти из него, и инициировал повторные переговоры в 2017 году; в конечном итоге три страны согласились в сентябре 2018 года на новое США-Мексика-Канада Соглашение (USMCA), которое оставляет НАФТА практически без изменений, но включает в себя некоторые модернизированные обновления и изменения, особенно в отношении молочной и автомобильной промышленности.
По оценкам аналитиков, Латинская Америка, население которой составляет около 650 миллионов человек из 33 стран, обладает огромным потенциалом для экономического роста в ближайшие десятилетия, обусловленного ее огромными природными ресурсами.
Кроме того, поскольку Бразилия представляет интересы региона в рамках БРИКС, в Латинской Америке в последнее время наблюдается феноменальный рост взаимодействия с другими членами блока, объединяющими ведущие страны с развивающейся экономикой, включая Россию, Индию, Китай и Южную Африку.
Согласно данным Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), экспорт из Латинской Америки, направленный в БРИКС, с 2001 года увеличился более чем в два раза, и каждый член БРИКС стремится увеличить свое экономическое присутствие во многих странах региона. Индия, Россия и Южная Африка не сильно отстают от Китая, когда речь идет о Латинской Америке. Эти страны агрессивно подписывают коммерческие соглашения и стратегические альянсы, чтобы обеспечить долгосрочное присутствие в регионе».
В 2016 году товарооборот между Латинской Америкой и Индией достиг 30 миллиардов долларов США, что говорит о том, что существует большой потенциал для диверсификации и продолжения роста экономических связей в среднесрочной перспективе, согласно отчету Межамериканского банка развития (ИБР), крупнейший источник финансирования развития в регионе.
Индия была признана седьмым по величине торговым партнером Латинской Америки в 2015 году, поднявшись на одно место по сравнению с ее уровнем в 2013 году. Согласно отчету ИБР, примерно 50 000 местных работников работают примерно в 200 индийских компаниях, функционирующих в регионе.
Хотя совершенно очевидно, что БРИКС имеет сильное присутствие в регионе, важно также подчеркнуть, что большинство соглашений, займов и партнерских отношений между БРИКС и Латинской Америкой были разработаны на двусторонней основе.
Однако другие аналитики считали, что создание СЕЛАК в 2011 году предоставило региону единый и более структурированный голос. «Поскольку Бразилия является членом БРИКС, а также СЕЛАК, участие БРИКС в регионе будет взаимовыгодным и будет иметь более серьезные последствия для всего мира», - пишет геополитический аналитик Дебидатта Ауробинда Махапатра в комментарии для Russia Beyond, публикации о российском государстве. СЕЛАК также инициировал формальный механизм диалога с тремя основными странами БРИКС - Китаем, Индией и Россией - в знак явных политических и экономических приоритетов. Индия стала первым партнером СЕЛАК по диалогу в 2012 году; форум Китай-СЕЛАК был создан в 2014 году; Региональная группа также подписала соглашение с Россией в 2015 году о расширении политического диалога и сотрудничества.
Взаимодействие БРИКС с СЕЛАК является не только фактором, способствующим многосторонности и созданию многополярной структуры мира, но также дает экономические преимущества обеим группам. Несмотря на то, что члены БРИКС являются быстро растущей экономикой с огромными финансовыми ресурсами, страны СЕЛАК также продемонстрировали рост, несмотря на замедление мировой экономики.
Важно отметить, что на сегодняшний день также происходит процесс налаживания сотрудничества отдельных латиноамериканских интеграционных группировок с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), последний саммит которого состоялся в Брюсселе в июне 2015 года, и в нем приняли участие 62 лидера из стран ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна, в том числе более 40 глав государств и правительств. На этом саммите лидеры обоих регионов приняли две декларации и пересмотренный План действий ЕС-СЕЛАК. Они определили десять приоритетных областей межрегионального сотрудничества - от науки и исследований, устойчивого развития или энергетики до инвестиций и предпринимательства. В целом, ЕС заключил соглашения о свободной торговле с 26 странами Латинской Америки и Карибского бассейна из 33.
Кроме того, лидеры поручили министрам иностранных дел проводить встречи в период между встречами на высшем уровне в целях укрепления политического диалога. В этом духе первая самостоятельная встреча министров иностранных дел ЕС-СЕЛАК состоялась 25-26 октября 2016 г. в Санто-Доминго.
Переговоры с целью заключения соглашения об ассоциации с МЕРКОСУР были возобновлены в 2016 году и в настоящее время вступают в завершающую стадию. С Мексикой переговоры по модернизированному соглашению, заменяющему предыдущее, близки к завершению. Обе стороны привержены быстрому решению остающихся технических проблем торговли и нерешенных заключительных и институциональных положений. В случае Чили достигнут прогресс в переговорах по обновленному Соглашению об ассоциации.
В течение последних десяти лет общая доля ЕС в торговле ЛАК оставалась в целом стабильной (14,4%). Общий объем торговли товарами между ЕС и ЛАК более чем удвоился за последнее десятилетие, достигнув 221,6 млрд евро в 2017 году, и ЕС является третьим торговым партнером ЛАК и первым инвестором в регионе. В 2016 году объем прямых иностранных инвестиций в странах ЛАК составил 825,7 млрд евро, что превышает совокупные объемы прямых иностранных инвестиций в Китае, Индии и России. Инвестиции ЕС являются высококачественными, диверсифицированными (охватывают первичный, вторичный и третичный секторы) и способствуют устойчивому развитию с помощью передачи технологий и инноваций. Акции ЛАК в ЕС также значительно выросли с 128,5 млрд евро в 2009 году до 250,3 млрд евро в 2016 году, при этом Бразилия остается крупнейшим инвестором.
За последние два десятка лет в регионе произошли (и продолжаются) кардинальные изменения в геополитическом и геоэкономическом положении стран Латинской Америки. Во-первых, на более высоком уровне развертываются очередные этапа интеграционных процессов, в различных форматах, включающие в себя в разной степени абсолютно все государства этого континента. Во-вторых, значительное внимание получают новые влиятельные внерегиональные партнеры, которые существенно расширили диапазон внешних связей латиноамериканских и карибских стран. Данный факт объективно повышает роль Латинской Америки на международной арене.
1. Безработица в странах Латинской Америки сократилась впервые с 2014 года // Режим доступа: https://finance.rambler.ru/markets/41455675/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 01.05.2019)
2. Estudio Económico de América Latina y el Caribe 2018. Evolución de la inversión en América Latina y el Caribe: hechos estilizados, determinantes y desafíos de política // Режим доступа: https://www.cepal.org/es/publicaciones/43964-estudio-economico-america-latina-caribe-2018-evolucion-la-inversion-america (дата обращения: 01.05.2019)
3. Estudio Económico de América Latina y el Caribe 2018. Evolución de la inversión en América Latina y el Caribe: hechos estilizados, determinantes y desafíos de política // Режим доступа: https://www.cepal.org/es/publicaciones/43964-estudio-economico-america-latina-caribe-2018-evolucion-la-inversion-america (дата обращения: 01.05.2019)
4. Economies of Latin America and the Caribbean Will Grow 1.7% in 2019, in an International Scenario Marked by Greater Uncertainty // Режим доступа: https://www.cepal.org/en/pressreleases/economies-latin-america-and-caribbean-will-grow-17-2019-international-scenario-marked (дата обращения: 01.05.2019)
5. International Trade Outlook for Latin America and the Caribbean // Режим доступа: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/42316/4/S1701117_en.pdf (дата обращения: 01.05.2019)
6. Анхель Мельгисо Эстесо (Ángel Melguizo Esteso). Китай и Латинская Америка: если посмотреть вблизи // Режим доступа: https://inosmi.ru/economic/20170215/238733407.html (дата обращения: 01.05.2019)
7. Latin America - China Trade and Investment Amid Global Tensions // Режим доступа: https://www.atlanticcouncil.org/images/publications/Latin-America-China-Trade-and-Investment-Amid-Global-Tensions.pdf (дата обращения: 01.05.2019)
8. Latin America - China Trade and Investment Amid Global Tensions // Режим доступа: https://www.atlanticcouncil.org/images/publications/Latin-America-China-Trade-and-Investment-Amid-Global-Tensions.pdf (дата обращения: 01.05.2019)
9. Кадочников П.А. Интеграционные процессы в Латинской Америке и перспективы участия в них России (Таможенного союза) // Режим доступа: https://ww w.iep.ru/files/text/nauchnie_jurnali/kadochnikov_RVV_12-2014.pdf С.11-13(дата обращения: 01.05.2019)
10. International Trade Outlook for Latin America and the Caribbean // Режим доступа: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/44197/5/S1801069_en.pdf, С.23 (дата обращения: 01.05.2019)
11. United States- Latin America and the Caribbean trade developments 2018 // Режим доступа: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/44392/1/S1900015_en.pdf (дата обращения: 01.05.2019)
12. Latin America and the Caribbean: U.S. Policy Overview // Режим доступа: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10460.pdf (дата обращения: 01.05.2019)
13. BRICS 2018: Latin America paramount to South-South cooperation // Режим доступа: https://news.cgtn.com/news/3d3d514d7a67544f78457a6333566d54/share_p.html (дата обращения: 01.05.2019)
14. What Does U.S. Trade Policy Mean for LatAm? // Режим доступа: https://www.brinknews.com/in-u-s-trade-policy-an-opportunity-for-latam/ (дата обращения: 01.05.2019)
15. EU-CELAC relations // Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_en/13042/EU-CELAC%20relations (дата обращения: 01.05.2019)
16. Шангараев Р.Н. Влияние "центров силы" на региональную безопасность на примере консолидации интеграционных группировок Латиноамериканского Региона // Дипломатическая служба. 2017. № 2. С. 50-57.
17. Красных О.В. Перспективы российско-боливийского сотрудничества в энергетической сфере // «Социально-гуманитарные знания», 3, 2019, С. 357-362
18. Карпович О.Г. Глобальные проблемы международных отношений в контексте формирующегося многополярного мира // Право и политика. 2014. № 5. С. 620-629
19. Карпович О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения. Москва, Издательство "Юнити-Дана", 2014, 504 c.
20. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Перспективы сотрудничества России со странами Латинской Америки // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 2. С. 26-30.
21. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Анализ зарубежного опыта бюджетного выравнивания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Т. 5. № 3 (36). С. 68-75.
22. Суглобов А.Е., Древинг С.Р. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Т. 5. № 10 (43). С. 66-74.
23. Suglobov A.E., Karpovich O.G., Kletskova E.V., Timofeeva L.Y., Kolmykova T.S. Personal tax management: voluntary initiative or forced measure / Studies in Systems, Decision and Control. 2019. T.182. p.109-115.