РАЗВИТИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ ПОСЛЕ 2006 Г.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью статьи выступил анализ развития демографической политики России в направлении стимулирования рождаемости в период с 2006 г. по настоящее время. Выделены следующие ее этапы: период активизации (с 2006 по 2012 г.), период «затухания» и оптимизации мер (с 2013 по 2017 г.) и новый период активизации (с 2018 г.). Установлено, что реализуемые во время первого периода мероприятия способствовали повышению интенсивности рождаемости. При этом большую роль сыграли такие меры, как федеральный и региональный материнский (семейный) капитал, введение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет, компенсация затрат на детское дошкольное воспитание. Некоторое ослабление демографической политики с 2013 г. наряду с действием неблагоприятного структурного фактора привело к падению показателей рождаемости в стране. С 2018 г. началась вторая «волна» активизации демографической политики: вводятся дополнительные меры поддержки семей, принимается национальный проект «Демография». Однако ряд проблем остаются нерешенными: смешение демографической политики с политикой социальной (поддержка не всех семей, а семей социально уязвимых, нуждающихся); превалирование экономических механизмов стимулирования рождаемости (влияют на условия реализации рождений, но не на потребность в детях); нехватка мер, воздействующих на репродуктивные установки населения; отсутствие единой системы мониторинга результативности проводимой демографической политики.

Ключевые слова:
демографическая политика, стимулирование рождаемости, семьи с детьми, меры поддержки
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Середину 2000-х гг., а именно 2006 г., когда Президентом РФ во время ежегодного Послания Федеральному собранию [22] был обозначен курс на повышение рождаемости населения, снижение его смертности и укрепление общественного здоровья, можно считать «запуском» активной государственной демографической политики в России. С этого момента в стране начинают разрабатываться и реализовываться важнейшие проекты, такие как приоритетный национальный проект «Здоровье», концептуально-стратегические и программные документы, регламентирующие вопросы преодоления демографического кризиса и улучшения параметров здоровья населения: Концепция демографической политики до 2025 г., Концепции миграционной и семейной политики РФ до 2025 г., госпрограмма «Развитие здравоохранения РФ» до 2020 г. и т.д.

Предпосылки активизации демографической политики были заложены ещё в 2001 г., когда после признания Президентом РФ необходимости преодоления серьезных демографических проблем была разработана Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. [16]. Её целевым ориентиром выступила стабилизация численности населения и формирование условий для её роста посредством укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи, повышения эффективности миграции. Однако, как отмечает Л.Л. Рыбаковский, результативность Концепции демографического развития до середины первого десятилетия ХХI в. оказалась крайне невысокой, что стало следствием неблагоприятной финансово-экономической ситуации в стране [23, c. 64].

В 2007 г. Указом Президента России была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (далее Концепция) [17], ознаменовавшая новый «активный» этап в управлении демографической ситуацией в стране. Ее задачами в части регулирования репродуктивного поведения населения стали повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, а также укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Для решения задачи повышения рождаемости в Концепции был сформулирован ряд специальных мер по усилению государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку в воспитании детей (в том числе предоставление материнского / семейного капитала), созданию условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, особенно для молодых семей (развитие ипотечного кредитования, реализация региональных программ обеспечения жильем молодых и малообеспеченных семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей), содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей (развитие гибких форм занятости, развитие системы переобучения и повышения квалификации).

С 2007 г. началась реализация программы «Дети России», включающая три подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одарённые дети» и «Дети и семья». На решение актуальных проблем населения и семей нацелены и приоритетные национальные проекты «Качественное здравоохранение», «Современное образование», «Доступное и комфортное жильё – жителям России» [19, c. 967].

В 2006–2011 гг. отмечалась активизация государственного стимулирования рождаемости. В этот период вводятся новые формы выплат (родовой и семейный сертификаты, пособия по уходу за ребенком для неработающих женщин), увеличиваются размеры пособий (по беременности и родам, единовременная выплата при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячные пособия на ребенка), растет размер налоговых вычетов на ребенка и т.д. (табл. 1). Остановимся на основных видах помощи семьям с детьми, реализуемых в этот и последующий периоды.

  1. Пособия по беременности и родам на период 70 дней до родов и 70 (если роды осложненные – 86) дней после родов. Выплачивается в размере 100% от среднего заработка по месту работы. При усыновлении ребенка выплачивалось такое же пособие.
  2. Родовые сертификаты, впервые введенные в 2006 г., предназначены для оплаты медицинской помощи на период беременности и родов, выдаются при сроке беременности, начиная с 30 недель. В 2006 г. размер составил 7 тыс. руб. В 2007 г. был увеличен до 10 тыс. руб. С 2008 г. и по настоящее время – 11 тыс. руб., при многоплодных родах его размер увеличивается – 13 тыс. в случае рождения двойни, 15 тыс. – тройни.
  3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (родным или усыновленным) до достижения им возраста 1,5 года. С 2007 г. размер пособия увеличен и градирован в зависимости от количества детей: 1500 руб. на 1-го ребенка, 3000 руб. – на второго и последующих детей для неработающих матерей; для работающих матерей – 40% среднего заработка по месту работы за 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению отпуска по уходу за ребенком. В 2008 г. размер пособия был увеличен, а с 2009 г. – помимо минимального указывается и максимально возможный размер («потолок») пособия, рассчитываемый исходя из их среднего заработка в течение последних месяцев непосредственно перед уходом в отпуск. С 2010 г. для женщин в период беременности и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, был назначен более высокий верхний «потолок» пособия – 8 241,64 руб., рассчитываемый исходя из их среднего заработка в течение трех месяцев непосредственно перед увольнением (или перед уходом в отпуск по уходу за ребенком).
  4. Единовременное пособие при рождении (с 2008 г. и при усыновлении) ребенка. В 2007 г. составило 8 000 руб. В последующие годы размер его регулярно индексировался. За раннюю постановку на учет по беременности (до 12 недель) вместе с ним выплачивается дополнительное пособие. С 2013 г. предусматривается повышенное пособие в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
  5. Материнский (семейный) капитал. Выплачивается с 2007 г. женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующих детей. В 2007 г. его сумма составила 250 тыс. руб. Вплоть до 2015 г. размер «капитала» индексировался с учетом инфляции, однако уже с 2016 г. индексация выплаты была приостановлена на период до 2020 г. С первых лет реализации (2007–2008 гг.) распоряжаться средствами материнского капитала было можно для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком, формирования накопительной части трудовой пенсии женщин. С 2009 г. помимо этого разрешено использовать его на полное или частичное погашение ипотечной задолженности (еще до того, как ребенку исполнится 3 года), а также предусмотрено получение единовременной выплаты в размере 12 тыс. руб. сразу после рождения ребенка для приобретения необходимых для новорожденного вещей. В 2010 г. его адресатам предоставляется возможность получения единовременной выплаты (12 тыс. руб.) повторно, но только в том случае, если в 2009 г. женщина уже один раз ее получила. В 2011 и 2012 г. были приняты поправки, согласно которым часть средств материнского капитала можно использовать на оплату дошкольного коммерческого образования ребенка и недостающих до нормы квадратных метров жилья, выдающегося военнослужащим по истечении срока службы. В 2015 г. в рамках антикризисных мер из материнского капитала стало возможным получение единовременной выплаты в размере 20 тыс. руб., в 2016 г. – в размере до 25 тыс. руб. С 2017 г. такая возможность не предоставляется. Кроме того, с 2016 г. маткапитал разрешено использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов.
  6. Ежемесячные пособия на каждого ребенка в возрасте от 1,5 до 16 лет (на учащихся в образовательных учреждениях до 18 лет). Размер и порядок выплаты пособий данного вида устанавливается законами и иными нормативными актами субъекта РФ. При этом адресатами такой помощи выступают семьи, доходы которых не превышают величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
  7. Ограничение размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, согласно которому размер оплаты не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в этом учреждении, а для родителей, имеющих 3-х и более детей, – 10% указанных затрат. Однако с 2013 г. данная мера была отменена.
  8. Компенсации родителям, дети которых посещают государственные и муниципальные образовательные учреждения. Компенсацией покрывается часть родительской платы: на первого ребенка в размере 20%, на второго ребенка – 50%, третьего и последующего детей – 70% указанной родительской платы. Однако процесс получения такой компенсации признается специалистами бюрократически усложненным, поэтому ее оформляют далеко не все семьи [10, c. 160]. С 2014 г. выплачивается компенсация за непредоставление детского сада, ее размер зависит от региона.

Среди мер демографической политики, оказавших заметное влияние на рост интенсивности рождений, многими исследователями отмечаются: выплаты федерального и регионального материнского (семейного) капитала, пересмотр схемы начисления пособий на детей (введение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет), компенсация затрат на детское дошкольное воспитание [1–5; 19; 21]. Расчеты российских ученых-демографов Н.В. Зверевой и В.Н. Архангельского, произведенные индексным методом, свидетельствуют о том, что повышение рождаемости населения России в 2006–2009 гг. на 78% обусловлено ростом ее интенсивности при активизации демографической политики и на 22% – за счет улучшения демографической структуры [3]. Аналогичные оценки, осуществленные А.А. Шабуновой и О.Н. Калачиковой посредством индексного метода на материалах Вологодской области, показали, что увеличение общего коэффициента рождаемости в регионе в период активизации демографической политики с 2006 по 2011 г. (на 19,3% – с 10,9 до 13,0%) в основном (на 74%) объясняется увеличением интенсивности рождений [4, c. 86].

Таблица 1

Экономические меры стимулирования рождаемости, введенные в период с начала активизации демографической политики (2006–2012 гг.) и в последующий период

Год

Меры

2006 г.

– разработка нормативно-правовой базы (пакета федеральных законов), регламентирующей введение мер;

– введение «родового сертификата» в размере 7 тыс. руб.

2007 г.

– введение материнского капитала в размере 250 тыс. руб.;

– увеличение размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 700 руб. до 1500–6000 руб.);

– введены пособия по уходу за ребенком для неработающих женщин (1500 руб. при рождении 1-го ребенка, 3000 руб. при рождении 2-го и следующего);

– установление размера пособия работающим женщинам в долях к зарплате – 40% зарплаты на момент ухода в отпуск по беременности и родам, но не менее, чем неработающим матерям;

– установлена максимальная величина пособия – не более 6000 руб.;

– увеличение размера «родового сертификата» до 10 тыс. руб.;

– введение стимулирования послеродового наблюдения за здоровьем ребенка в детской поликлинике (1 тыс. руб.);

– введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание (20% от платы на 1-го ребенка, 50% на 2-го и 70% на 3-го и следующих)

2008 г.

– все основные пособия и материнский капитал были увеличены (проиндексированы) на 10,5%;

– размер «родового сертификата» вырос до 11 тыс. руб.;

– увеличена в 2 раза стоимость талона, предназначенного для стимулирования послеродового наблюдения за здоровьем ребенка в детской поликлинике, стоимость выплат по талону – в первую и во вторую половину первого года жизни ребенка – выросла с 500 руб. до 1 тыс. руб.

2009 г.

– все основные пособия и материнский капитал были увеличены (проиндексированы) на 13%;

– разрешено использовать материнский капитал в 2009 г., не дожидаясь 2010 г., на погашение ипотечных кредитов и взятых ссуд на строительство или приобретение жилья, разрешено однократно использовать 12 тыс. руб. из средств материнского (семейного) капитала на текущие нужды;

– размер стандартного налогового вычета на каждого ребенка был увеличен до 1000 руб.;

– увеличена предельная сумма, с достижением которой право на вычет пропадает (с 40 до 280 тыс. руб.)

2010 г.

– все основные пособия и материнский капитал были проиндексированы на 10%;

– увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам – с 25 390 руб. до 34 583 руб. в месяц (на 36,2%);

– изменен порядок определения максимального размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, в результате чего максимально допустимая величина пособия по уходу за ребенком существенно выросла и составила 13 833 руб. (в 2009 г. – 7492,4 руб. за полный календарный месяц);

– продление права на использование части материнского капитала (12 тыс. руб.) на весь 2010 г., а также на 2011 г.

2011 г.

– все основные пособия и материнский капитал были проиндексированы на 6,5%;

– увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам – с 34 583,3 руб. до 38 583,3 руб. в месяц (на 11,6%);

– увеличен размер налогового вычета на третьего и каждого последующего ребенка до 3000 руб.;

– изменен порядок определения максимального размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, в результате максимально допустимая величина пособия по уходу за ребенком существенно выросла и составила 15 433,3 руб.;

– начинается принятие законов о региональном материнском (семейном) капитале в субъектах РФ;

– часть средств материнского капитала разрешается использовать на оплату дошкольного коммерческого образования ребенка и недостающих до нормы квадратных метров жилья, выдающегося военнослужащим по истечении срока службы

2012 г.

– все основные пособия и материнский капитал были проиндексированы на 6%;

– увеличен размер налогового вычета на 1-го и 2-го ребенка до 1400 руб.;

– часть средств материнского капитала разрешается использовать на оплату дошкольного коммерческого образования ребенка и недостающих до нормы квадратных метров жилья, выдающегося военнослужащим по истечении срока службы;

– предоставление бесплатных земельных участков под строительство жилья при рождении 3-го и последующего ребёнка

2013 г.

– все основные пособия и материнский капитал были проиндексированы на 5,5%;

– введено повышенное пособие в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами в размере 100 тыс. руб.

2014 г.

– все основные пособия и материнский капитал были проиндексированы на 5%;

– введена компенсация за непредоставление детского сада, ее размер зависит от региона

2015 г.

– все основные пособия и материнский капитал были проиндексированы на 5%;

– разрешено получение единовременной выплаты в размере 20 тыс. руб. из средств материнского капитала

2016 г.

– все основные пособия проиндексированы;

– маткапитал не был проиндексирован, но предоставлена возможность его использования на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов;

– разрешено получение единовременной выплаты в размере 25 тыс. руб. из средств материнского капитала

2017 г.

– все основные пособия проиндексированы

2018 г.

– все основные пособия проиндексированы;

– введение ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка до достижения им 1,5 лет;

– вступление в силу правил предоставления гражданам с детьми льготной ипотеки под 6% годовых

2019 г.

– все основные пособия проиндексированы;

– внесение изменений в правила предоставления льготной ипотеки.

Источник: составлено автором по [2; 5; 6–13].

 

С 1 января 2018 г. по инициативе Президента РФ вводится новая мера поддержки – ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребенка до достижения им 1,5 лет. Ее адресатами выступают семьи, среднедушевой доход которых составляет менее 1,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения (величина пособия устанавливается субъектами РФ). Сама ежемесячная выплата равняется прожиточному минимуму детей за второй квартал предыдущего года.

В декабре 2017 г. Постановлением Правительства РФ №1711 [18] утверждена дополнительная мера поддержки семей – предоставление гражданам, имеющим детей, льготных жилищных кредитов под 6% годовых. Программа льготной ипотеки вступила в силу с 1 января 2018 г. и была рассчитана на период до 31 декабря 2022 г. Действие процентной ставки распространено на 3 года (в случае рождения у гражданина второго ребенка в указанный период действия правил) и на 5 лет (в случае рождения третьего ребенка). С 2019 г. в условия семейной ипотеки внесены некоторые изменения: действие процентной ставки в 6% распространено на весь срок действия ипотеки, разрешено рефинансировать по программе семейной ипотеки под 6% уже ранее рефинансированные займы по другим программам, введены дополнительные льготы для жителей Дальневосточного федерального округа (семейная ипотека под 5% годовых, возможность приобретения недвижимости в сельских районах своего региона по льготной ставке и др.) [15].

Однако многие отечественные ученые-экономисты, социологи и демографы отмечают ряд недостатков в системе реализуемых мер. Во-первых, уклон на материальное (экономическое) стимулирование рождаемости и невысокая эффективность подобных мер [4, c. 27]. Так, в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. для решения задачи по повышению уровня рождаемости отсутствуют пропагандистские механизмы, 80% предполагаемых мероприятий относятся к экономическим (в 62% – с закреплением в нормативно-правовой базе), 20% – исключительно административно-правовые [4, c. 27]. Как отмечает В.В. Елизаров, той помощи, которая сегодня предоставляется семьям с детьми, явно недостаточно как для более полной реализации сложившихся установок на рождение второго и последующих детей, так и для стимулирования рождаемости, изменения системы ценностей, повышения престижа семьи с несколькими детьми [2, c. 86]. Во-вторых, отсутствие специализированного органа власти и лиц, ответственных за демографическое развитие страны [4, c. 27; 19, c. 971]. В-третьих, смешение демографической и социальной политики. Как отмечает заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ С.И. Рыбальченко, оно выражается, прежде всего, в том, что предоставление многих мер материальной помощи семьям с детьми определяется исходя из критериев нуждаемости (т.е. предоставляется адресно) [24]. Эта задача входит в функционал социальной политики, но не демографической. Последняя, по мнению эксперта, должна распространяться на все семьи вне зависимости от уровня их доходов [24]. Так, например, единовременная выплата семьям при рождении третьего ребенка назначается тем семьям, чьи доходы ниже средних по региону, а ежемесячная денежная выплата при рождении первенца – семьям, доходы которых ниже 1,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения.

Решить часть обозначенных проблем был призван национальный проект «Демография», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [20] В качестве его ключевых целей обозначены: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличение суммарного коэффициента рождаемости, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Проект включает в себя пять федеральных подчиненных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» и «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва». Остановимся подробнее на первых двух проектах, затрагивающих вопросы рождения и воспитания детей, совмещения женщинами репродуктивной и профессиональной ролей.

Первый проект финансовой поддержки семей с детьми имеет выраженный социально ориентированный характер, заключающийся в преодолении семейной бедности посредством расширения спектра семей, получающих материальную помощь, повышения доступности экстракорпорального оплодотворения для бездетных семей, пропаганды семейных ценностей, поддержки материнства и детства. Вместе с тем проект имеет определенные проблемы и риски реализации. Известно, что материальное стимулирование рождаемости воздействует лишь на условия реализации потребности в детях, но не влияет на саму потребность в детях (на ценностную составляющую репродуктивного поведения). Кроме того, предлагаемые меры финансовой поддержки семей с детьми недостаточны для получения устойчивого позитивного эффекта, а именно для повышения главного целевого ориентира – суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ребенка на 1 женщину к 2024 г. Помимо всего прочего незначительный объём средств отводится на поддержку рождения третьего и последующих детей в семьях [14, c. 18].

Что касается проекта содействия занятости женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет, то его основными направлениями служат: переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, создание дополнительных мест в организациях дошкольного образования, групп присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, повышение квалификации специалистов системы дошкольного образования. Тем не менее, данный проект имеет ряд «прорех». Основные его мероприятия по созданию дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования, лишь частично решают проблему занятости женщин. Большое значение помимо этого имеет организация гибких форм трудоустройства для данной категории населения, однако названная мера не отражена в направлениях нацпроекта [14, c. 18]. В нём предусмотрено лишь переобучение и повышение квалификации женщин в декретном отпуске.

Помимо этого, возникают вопросы к системе целевых показателей проектов. Существует проблема несоответствия индикаторов задачам проекта. Так, например, не понятно, каким образом показатели, посвященные пропаганде семейных ценностей, поддержку материнства и детства на телевидении, в Интернете и печатных изданиях, связаны с вопросами финансовой поддержки семей с детьми (табл. 2). Или количество специалистов дошкольного образования, повысивших квалификацию, с созданием условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Целевые значения некоторых показателей обозначены не до конца периода реализации проектов. Такая ситуация прослеживается в случае индикаторов «количество семей, имеющих 2-х и более детей, получивших сертификаты на материнский капитал» и «количество созданных дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях дошкольного образования, для детей в возрасте до 3-х лет». Кроме того, не понятна динамика целевых ориентиров для показателей: «количество нуждающихся семей, получивших ежемесячные выплаты в связи с рождением ребенка (усыновлением) ребенка», «количество семей, распорядившихся средствами материнского капитала», «количество ипотечных кредитов (займов) по ставке 6% годовых, предоставленных семьям, имеющим 2-х и более детей».

Как отмечают эксперты, система финансирования мероприятий нацпроекта не позволит простимулировать рождаемость, т.е. 90% инвестиций направляется на поддержку семей с первым и вторым ребенком и лишь 10% – на поддержку многодетных семей (с третьим и последующими детьми) [24].

Таблица 2

Задачи в направлении стимулирования рождаемости в рамках федеральных проектов нацпроекта «Демография» и их целевые ориентиры

Задачи и показатели реализации

Целевые ориентиры

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Главный целевой показатель проекта

Суммарный коэффициент рождаемости

1,63

1,65

1,66

1,68

1,69

1,70

Проект 1. Внедрение механизма финансовой поддержки семей с детьми

Количество нуждающихся семей, получивших ежемесячные выплаты в связи с рождением ребенка (усыновлением) ребенка (тыс. семей)

не менее 237,7

не менее 222,5

не менее 196,8

не менее 180,9

не менее 149,0

не менее 133,2

Количество семей, имеющих 2-х и более детей, получивших сертификаты на материнский капитал (тыс. семей)

не менее 580

520

1,6 млн.

н/д

н/д

н/д

Количество семей, распорядившихся средствами материнского капитала (тыс. семей)

не мене 800

не мене 800

не мене 820

750

600

500

Количество ипотечных кредитов (займов) по ставке 6% годовых, предоставленных семьям, имеющим 2-х и более детей (тыс. кредитов)

20

45

60

57

3

н/д

Количество семей, имеющих 3-х и более детей, получивших ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения 3-го и последующих детей до достижения 3-х лет (тыс. семей)

не менее 68

68,9

69,0

69,5

70

70,5

Количество циклов ЭКО, выполненных в семьях, страдающих бесплодием, за счет средств базовой программы ОМС (тыс. циклов)

не менее 70

не менее 72

не менее 74

не менее 76

не менее 78

не менее 78

Количество просмотров телевизионных и радиопрограмм, телевизионных документальных фильмов и Интернет-сайтов, направленных на сохранение семейных ценностей, поддержку материнства и детства (млн просмотров)

не менее 2,5

не менее 2,5

не менее 2,5

не менее 2,5

не менее 2,5

не менее 2,5

Тираж периодических печатных изданий, реализовавших проекты, направленные на сохранение семейных ценностей, поддержку материнства и детства (тыс. экз.)

не менее 500

не менее 500

не менее 500

не менее 500

не менее 500

не менее 500

Проект 2. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет

Количество женщин, прошедших переобучение и повышение квалификации в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (тыс. женщин)

-

не менее 40

не менее 40

не менее 50

не менее 50

не менее 50

Количество созданных дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях дошкольного образования, для детей в возрасте до 3-х лет (тыс. мест)

не менее 90

не менее 100

не менее 65

н/д

н/д

н/д

Количество специалистов управления в сфере образования, специалистов и руководителей частных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих дошкольное образование, уход и присмотр за детьми, прошедших повышение квалификации (тыс. чел.)

-

не менее 1

не менее 1

не менее 1

не менее 1

не менее 1

Количество созданных групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста (число групп)

-

не менее 1400

не менее 1500

не менее 1900

не менее 1900

не менее 1900

Источник: составлено по [20].

 

Таким образом, в государственной демографической политике России периода с середины 2000-х гг. по настоящее время можно выделить следующие этапы: период активизации (с 2006 по 2012 г.), период «затухания» и оптимизации мер, в том числе в связи с антикризисными мероприятиями (с 2013 по 2017 г.) и новый период активизации (с 2018 г.). Реализуемые во время первого периода мероприятия способствовали повышению интенсивности рождаемости. При этом большую роль сыграли такие меры, как федеральный и региональный материнский (семейный) капитал, введение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет, компенсация затрат на детское дошкольное воспитание. Однако некоторое ослабление демографической политики с 2013 г. наряду с действием неблагоприятного структурного фактора привело к падению показателей рождаемости. С 2018 г. началась вторая «волна» активизации демографической политики: вводятся дополнительные меры поддержки семей, принимается национальный проект «Демография». Однако ряд проблем остаются нерешенными:

  •  смешение демографической политики с политикой социальной (поддержка не всех семей, а семей социально уязвимых, нуждающихся);
  •  превалирование экономических механизмов стимулирования рождаемости (влияют на условия реализации рождений, но не на потребность в детях);
  •  непроработанность мер, воздействующих на репродуктивные установки населения (направленных на повышение уровня потребности в детях);
  •  отсутствие единой системы мониторинга результативности проводимой демографической политики для всех субъектов РФ (предложенные в нацпроекте «Демография» целевые показатели не в полной мере отражают ситуацию с рождаемостью, например, не позволяют оценить влияние мер на очередность рождений, их возрастной профиль и т.д.). Кроме того, среди существующих целевых показателей нет социологических индикаторов, отражающих репродуктивные установки и планы населения, причины ограничения детности и откладывания рождений, условия, необходимые для реализации потребности в детях и т.д.

Без решения перечисленных проблем невозможно достижение целей, обозначенных в ведущих концептуально-стратегических и программных документах, регламентирующих демографическое развитие России.

 

Работа выполнена в рамках темы государственного задания № 0168-2019-0011 «Демографическое развитие территорий».

Список литературы

1. Архангельский В.Н. Результативность демографической политики России [Текст]/ В.Н. Архангельский, А.Е. Иванова, Л.Л. Рыбаковский; под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - 307 с.

2. Елизаров В.В. Демографическая политика в области поддержки семей с детьми: новые меры и предложения по их развитию [Текст] / В.В. Елизаров // Демографическая и семейная политика. - 2011. -№8 (162). - С. 82-86.

3. Зверева Н.В. Предварительные итоги и перспективы современной политики в области рождаемости в России [Текст]/ Н.В. Зверева, В.Н. Архангельский // Федерализм. - 2010. - № 2 (58). - С. 69-84.

4. Калачикова О.Н. Репродуктивное поведение как фактор воспроизводства населения: тенденции и перспективы[Текст]: монография / О.Н.Калачикова, А.А. Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 172 с.

5. Народонаселение современной России: риски и возможности [Текст]/ Отв. ред. проф. В.В. Локосов. - М.: Экономическое образование, 2013. - 278 с.

6. Население России 2008[Текст]: шестнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 352 с.

7. Население России 2009 [Текст]: семнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 334 с.

8. Население России 2010-2011[Текст]: восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 530 с.

9. Население России 2012[Текст]: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 412 с.

10. Население России 2013[Текст]: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 428 с.

11. Население России 2014[Текст]: двадцать второй ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 357 с.

12. Население России 2015[Текст]: двадцать третий ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 360 с.

13. Население России 2016[Текст]: двадцать четвертый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 448 с.

14. Национальные проекты 2019-2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Социальная сфера [Текст]: науч.-аналит. издание / коллектив авторов под науч. рук. чл.-корр. РАН В.А. Ильина. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2019. - 68 с.

15. О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей [Электронный ресурс]: Пост. Правительства РФ №339 от 28.03.2019 // Министерство финансов России. - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127316 (дата обращения: 8.10.2019)

16. Об утверждении Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: утв. Расп. Правительства РФ от 24 сентября 2001 года N 1270-р // Консорциум Кодекс: электронный портал правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901797442 (дата обращения: 8.10.2019)

17. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - URL: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 8.10.2019)

18. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей [Электронный ресурс]: Пост. Правительство РФ №1711 от 30 декабря 2017 г. // Министерство финансов России. - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121717 (дата обращения: 8.10.2019)

19. Осипов Г.В. Демографическая политика в России: трансформация, результаты, перспективы[Текст]/ Г.В.Осипов, С.В. Рязанцев // Вестник Российской академии наук. - 2014. -Т. 84. -№11. -С. 963-972.

20. Паспорт национального проекта «Демография»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол №16 от 24 декабря 2018 г.) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - URL: http://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 8.10.2019)

21. Попова Л.А. Вклад демографической политики в повышение рождаемости в России и ее северных регионах [Текст]/ Л.А. Попова, М.А. Зырянова (Шишкина) // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - 2018. -№2 (10). -С. 35-42.

22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 10.05.2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 8.10.2019)

23. Рыбаковский Л.Л. Концепция демографической политики России: опыт разработки и пути совершенствования [Текст] / Л.Л. Рыбаковский// Социологические исследования. - 2015. - №9. -С. 62-70.

24. Сысоев Т. Остаться в живых. Интервью с С.И. Рыбальченко [Электронный ресурс] // Эксперт ONLINE. - 8.07.2019. - №28 (1127). - URL: https://expert.ru/expert/2019/28/ostatsya-v-zhivyih/ (дата обращения: 11.10.2019)

Войти или Создать
* Забыли пароль?