Россия
Пpофилактика пpавонаpушeний нeсoвepшeннолeтних являeтся пpeдмeтом внимания и достаточно oстpым вопpосом. Сpавнитeльный анализ национального законодатeльства по пpофилактикe пpавонаpушeний нeсовepшeннолeтних и мeждунаpодных cтандаpтов и пpaвил в данной сфepe в цeлях выpаботки peкомeндаций. Дaльнeйшee изучeниe мeждунаpодных cтандаpтов и заpубeжного пpавового oпыта, а тaкжe возможность пpaктичeского пpимeнeния в cовpeмeнных и наиболee пepeдовых инстpумeнтов для cовepшeнствования oтeчeствeнной cистeмы пpoфилактики пpавонаpушeний нeсовepшeннолeтних.
пpофилактика, пpавонаpушeниe, нeсовepшeннолeтний, законодатeльство, закон, мeждунаpодныe ноpмы
Исходя из Закона Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» [1] нужно отметить, что контролем данного Закона кроме органов прокуратуры занимается так же Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссия). Но, в отличие
от органов прокуратуры, Комиссия имеет более узкую направленность,
а именно осуществляет контроль за воспитательными, профилактическими
и общественными организациями.
Следует добавить, что органы прокуратуры [2], в свою очередь, осуществляют надзор над деятельностью правоохранительных органов, куда и входит Комиссия. Опираясь на вышесказанное, следующей задачей целесообразно будет сделать выявление межведомственного взаимодействия органов прокуратуры и Комиссии путем анализа их деятельности. Реализация надзора органами прокуратуры и контроля Комиссии по профилактике отождествляется с борьбой за снижением правонарушений, совершенными лицами, не достигшими 18-ти лет [3], и требует активного взаимодействия уполномоченных органов между собой.
Как ранее было отмечено, и органы прокуратуры и Комиссии осуществляют надзор и контроль над органами профилактики. Для понимания мы разграничили сферы их деятельности по двум параметрам:
1) координация по кругу координируемых органов;
2) координация по содержанию координационной деятельности.
Органы прокуратуры исполняют надзор над деятельностью правоохранительных органов. Цель данного рода деятельности состоит
в профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также преступлений отношении самих несовершеннолетних. Комиссия, в силу данных ей законом функций, координирует все воспитательные, профилактические и общественные организации. Целью работы Комиссии является борьба с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Обобщая сказанное, можно сказать, что ведение координационной деятельности органов прокуратуры и Комиссии предполагает наличие комплекса совместных мер в сфере профилактики
за правонарушениями несовершеннолетних.
Основываясь на процессуальную форму, координируемые прокуратурой органы (включая Комиссии и все остальные в соответствии с Законом) должны направлять свои ведомственные планы и являются роли соисполнителя мероприятий, входящих в комплекс мер по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних.
Участие органов прокуратуры в формировании комплексных мер
по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних заключается в направлении в Комиссию своих предложений по профилактике и борьбе с правонарушениями несовершеннолетних плана мероприятий, направленных на профилактику.
Основами данных мер [4] являются анализ и статистические данные
о состоянии правонарушений, а также результаты координационных мер
о других органах. Данный обмен информацией способствует укреплению связей между органами, что является важным фактором в согласованности межведомственных действий. Данная совокупность совместных мероприятий отличается своей автономностью относительно всего комплексного плана
по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Связь прослеживается через общие цели, задачи и средства.
Отличительным характером деятельности правоохранительных органов будет являться использование отличных методов и мер, регламентирующийся своими компетенциями. Предупредительные меры, являющиеся задачей ранней профилактики, усиливаются совместной работой между органами и ведомствами. Данный перечень мер предполагает улучшение условий воспитания и обучения, условий жизни, физическое и психологическое состояние, а также защиту прав и свобод детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: совместное участие ведомств по профилактике правонарушений несовершеннолетних улучшает результат и реализацию поставленных задач. Стоит отметить, что главную роль играет общий координационный фактор. Помимо всего сказанного, нужно отметить, что исполнение предупредительных мер предполагает также взаимодействие всей системы органов профилактики.
К данному ряду мероприятий следует отнести следующие элементы:
1) учебно-методическая работа. К ней относятся: проведение исследований, семинары, воспитательные беседы, лекции и т.д.;
2) выявление групп лиц, не достигших 18-ти лет, нуждающихся
в профилактической работе;
3) определение факторов, влияющих на формирование девиантного поведения у детей;
4) меры по формированию правосознания;
5) ведение статистики и контроля профилактической работы.
В данной области под учебно-методической работой понимается изучение нормативной базы [4], ознакомление с методами воспитательной
и профилактической работы, а также её эффективное внедрение, внедрение рекомендательной информации [3]. Использование учебно-методической деятельности проходит в рамках координационных мер по профилактике правонарушений.
Важность проведения прокуратурой координационных мер присуща
и при проведении органами правоохраны также и в сфере уголовных дел. Данный факт обусловлен необходимостью выявления и изучения конкретных причин и обстоятельств, связанных с детской преступностью.
На данном этапе прокуратурой внедряется принцип распределения обязанностей исходя их направленности и функционала участников. Данные обобщаются, анализируются и уже исходя из них, делаются выводы
и необходимые рекомендации для осуществления деятельности. При необходимых случаях прокуратура также контактирует с Комиссией
по вопросам осуществления контроля над условиями содержания, воспитания несовершеннолетних на территории специализированных учреждений. По данному факту проводится комплекс проверок совместно с Комиссией. Данные меры проводятся с целью оценки состояния законности
в специализированном учреждении. Результаты проведенной проверки подлежат обсуждению на координационном совещании со всеми участниками процесса. Выявленная информация протоколируется и направляется в органы территориальной администрации.
Так же стоит выделить совместную координационную работу при проведении воспитательного процесса среди несовершеннолетних,
их родителей и законных представителей, а также педагогами. По стандарту, работники, осуществляющие данные меры, обязаны иметь юридическое образование.
Проведя анализ по данному вопросу, можно сделать несколько заключений и выводов:
1) прокурорский надзор в сфере профилактики обладает широким кругом органов и организаций, представители которых задействованы
на организуемых прокуратурой совещаниях;
2) направление и обмен данными о состоянии правонарушений
и их анализа являются основной формой взаимодействия правоохранительных органов и органов прокурорского надзора. Основными аспектами данного взаимодействия являются вопросы по выявлению и устранению причин, формирующих правонарушения несовершеннолетних, а также методы их решения;
3) при формировании и утверждении комплексных мер
по межведомственному взаимодействию, прокуратура исполняет главный координационный функционал. Процессуально данный процесс проходит
в совещательном плане;
4) результаты проверок, совместно выработанные рекомендации
и решения совещательных комиссий направляются в другие уполномоченные органы и организации как сферы профилактики правонарушений несовершеннолетними, так и в органы власти.
1. Закон Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2010. - № 39. - Ст. 341.
2. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» от 9 декабря 1992 года «О прокуратуре» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. - 1993. - № 1. - Ст. 29.
3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года // URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml (дата обращения 30.07.2019)
4. Закон Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2010. - № 39. - Ст. 341.
5. Закон Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2010. - № 39. - Ст. 341.