К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью представленной работы является выявление взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей сотрудника полиции с решаемыми профессиональными задачами. Объектом исследования – личность сотрудника полиции. Предметом исследования являются индивидуально-личностные особенностей сотрудника полиции. Гипотеза исследования стало предположение о том, что индивидуально-личностные особенности сотрудника полиции при решении профессиональных задач влияют в целом на успешность их профессиональной деятельности. Методами исследования выступили анализ и систематизация научно-психологической литературы по тематике исследования; анализ документов (нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и др.); методы эмпирического исследования, а именно: индивидуальные беседы, включенное наблюдение в ходе практической деятельности сотрудников полиции различного профиля деятельности. Новизна работы состоит в расширении, дополнении и уточнении научных взглядов о взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей сотрудника полиции с решаемыми профессиональными задачами. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе имеющихся подходов к изучению индивидуально-личностных особенностей, в анализе особенности мотивационно - потребностной и ценностной сферы сотрудника Госавтоинспекции; выявлении зависимость успешности профессиональной деятельности от индивидуально-личностных особенностей.

Ключевые слова:
юридическая психология, индивидуально-личностные особенности, профессиональная деятельность, сотрудник Госавтоинспекции.
Текст

Актуальность работы. Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В процессе деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира человека: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

В динамично меняющемся мире, предъявляющим к человеку требования выдерживать максимальные и экстремальные нагрузки в различных сферах профессиональной деятельности и жизни, насущной задачей психологии становится исследование индивидуально личностных особенностей человека, позволяющих ему не только эффективно действовать в социуме и профессии, но и сохранять высокий уровень психического здоровья и личного благополучия.

Служба в правоохранительных органах является деятельностью с повышенной потребностью в активности, связанной с реальной опасностью, включающую в себя многообразные сложные как физические, так и умственные действия, обусловленную административным прессингом и враждебностью со стороны лиц, нарушающих закон.

В настоящее время идет реформирования системы Министерства внутренних дел (МВД) России и психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников рассматривается руководством МВД России в качестве одного из приоритетных направлений работы с личным составом. Следовательно, одной из основных задач психологической работы в структуре МВД России является накопление данных об индивидуально-личностных особенностях профессиональной группы сотрудников. Проблема совершенствования деятельности сотрудников МВД посредством изучения индивидуально-личностных особенностей в контексте мотивационно-потребностной и ценностной сферы данной профессиональной группы еще недостаточно изучена. В связи с этим возникает актуальная потребность более глубокого изучения данной проблемы с тем, чтобы расширить систему представлений о взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей сотрудников полиции и их профессиональной деятельности.

Обсуждение проблемы. Проблематику психологии профессиональной деятельности рассматривали в своих работах А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, Е.И. Исаев, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, В.И. Слободчиков, И.В. Сыромятников, А.Н. Яшкова и др.

Индивидуально-личностные особенности и особенности практики индивидуального совершенствования во взаимосвязи с практикой профессионального самопреобразования в своих работах затронули В.Н. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Н.Р. Битянова, Н.Я. Большунова, М.Р. Гинзбург, Н.Г. Григорьева, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, Л.Н. Иванова, А.А. Козлова, Е.Ю. Коржова, Д.А. Леонтьев, В.В. Майков,  В.А. Петровский, Л.М. Попов, В.Э. Чудновский и др.

Особенности психологии деятельности в ОВД, психологическое обеспечение работы с кадрами МВД России, исследовались М.Г. Дебольским, В.В. Вахниной, Т.Ю. Коноваловой, И.О. Котеневым, И.Б. Лебедевым, М.В. Леви, М.И. Марьиным, В.Е. Петровым, Н.Ю. Портнягиной, Е.В. Петуховым, В.А. Урываевым, В.Н. Смирновым, A.M. Столяренко, В.И. Чернениловым и др.

Исследование индивидуально-личностных особенностей явилось предметом пристального внимания и разнообразных теоретических и практических работ. В них оформились ключевые направления практических исследований индивидуальных различий – психологических, психофизиологических и других свойств человека. В качестве ключевых оснований для дифференциации людей по характеру индивидуальных различий были выделены такие психические свойства, как характер, способности, мотивация и особенности интеллектуальной сферы; к основным психофизиологическим особенностям были отнесены свойства нервной системы, психодинамические свойства, билатеральные особенности и др.

Из многообразия деятельностей психология выделяет совместную профессиональную деятельность, как позволяющую наиболее полно выявить индивидуально-личностные особенности человека. Среди многообразных видов деятельности профессиональная занимает особое место.

Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Богатство личностной структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть [12].

Модернизация правовых, организационных, психолого-педагогических основ прохождения службы в органах внутренних дел акцентировала внимание на индивидуализации процесса профессионального психологического отбора, расстановки кадров, профессионального обучения, подготовки и сопровождения прохождения службы в органах внутренних дел. Профессия «полицейский» является одной из самых сложных профессий в современном обществе [2]. От ее субъекта требуют способности к эффективному решению профессиональных задач, осознанному риску,  ответственности за свои действия. Деятельность сотрудников полиции непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями [1]. Специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают существенное влияние на индивидуально-личностные свойства её представителей и могут приводить к развитию у сотрудников полиции профессиональной деформации и стрессов. Для преодоления недобросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей, формирования высококвалифицированного кадрового состава и кадрового резерва учеными и психологами органов внутренних исследовались особенности профессиональной деятельности и разрабатывались профили основных видов деятельности в системе МВД России и профессиограммы основных специальностей.

Теоретико-методологические подходы к исследованию профессионализма рассматривались в работах Р. Боуз, Р.Бояциса, В.И. Гинецинскго, А.А. Деркача, С.А. Дружилова, И.А. Зимней, Т.П. Зинченко, Н.В. Кузьминой,  Д. Макклеланда,  Дж. РавенаГ. Робертса,  Т.В. Савиновой, В.А. Сластенина, А. Фарнэма,  К. Флетчера, С. Холлифорда, В.А. Якунина и др. В последние годы профессиографическое исследование  основных видов правоохранительной деятельности проводили ряд исследователей, среди которых представляют большой интерес работы Б.Г. Бовина, В.Л. Васильева, М.Г. Дебольского, А.С. Душкина, А.Т. Иваницкого, И.О. Котенева, М.И. Марьина, Н.И. Мягких, В.Е. Петрова, М.В. Пряхиной,  А.М. Столяренко, Ю.А. Шаранова, А.Г. Шестакова и др.

Квинтэссенцией работ данных ученых, стало выделение ряд особенностей профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов [10].

Рассмотрение психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции невозможно в отрыве от нормативных правовых актов МВД России. Именно на этой нормативной правовой базе строится профессиональная деятельность сотрудников Госавтоинспекции, психологические характеристики которой и детерминируют индивидуально-личностные особенности носителя профессии.

Профессиональная деятельность сотрудников Госавтоинспекции, относиться к разряду сложных и отличается своей спецификой.

Отметим, что наиболее многочисленной категорией являются сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД (далее  ‒ ДПС ГИБДД.), а представители иных подразделений ГИБДД нередко становятся приданными силами в проведении рейдов и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Поэтому рассматриваемые особенности характерны для служебной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД. Рассмотрим их:

1. Деятельность сотрудника Госавтоинспекции относится к типам профессий «человек – человек» и «человек – техника», то есть предметом труда выступают другой человек и технические объекты [7].

Однако, направленность деятельности на другого человека выражена гораздо сильнее, чем на технические устройства. Взаимоотношения инспектора ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения составляют 70‒80 % от всего объема его рабочего времени и часто сопровождаются негативными эмоциями [4].

2. Интенсивность и разнообразие межличностных коммуникаций проявляется в общении сотрудника с разными категориями участников дорожного движения, различающихся по возрасту, социальному положению, профессии, культурному уровню, водительскому стажу и другим признакам, отражающимся в закономерностях межличностного познания.

3. Экстремальный характер деятельности, в том числе наличие ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни сотрудника, а также возможность причинения сотрудником вреда другим людям. Связано это с тем, что дорожное движение само по себе является источником повышенной опасности для его участников и сотрудников подразделений Госавтоинспекции. Наивысшей стрессогенностью и экстремальностью обладают ситуации дорожно-транспортных происшествий. Также экстремальный характер деятельности инспекторов ДПС ГИБДД связан с дефицитом времени для решения профессиональных задач, неопределенностью и непредсказуемостью событий, эмоциональной напряженностью.

4. Властные полномочия и детальная правовая регламентация, к которым относятся возможность изъятия вещей и документов, доставление и административное задержание, обоснованное применение силы, реализация норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее ‒ КоАП РФ.) и т.д., а также необходимость руководствоваться предписанными нормами, содержащимися в нормативных правовых актах (служебных инструкциях, приказах и др.). Причем отступление от служебных обязанностей и нарушение должностных полномочий может рассматриваться как нарушение сотрудником закона, в результате чего он нередко становится участником следственных действий и судебных процессов.

5. Повышенная социальная ответственность сотрудников подразделений Госавтоинспекции за результаты профессиональной деятельности, связанную с осознанием важности принимаемых решений и пониманием возможных отрицательных последствий этих решений.

Например, после правомерного применения огнестрельного оружия сотрудник становится объектом служебной проверки с возможным последующим судебным разбирательством, таким образом законность его действий ставится под сомнение.

Реализация властных полномочий сотрудниками ГИБДД по своей сути является одним из видов правоприменительной деятельности, требующей высокого уровня профессиональной подготовленности и развитых личностных качеств.

6. Высокий уровень психической напряженности труда вытекает из указанных выше особенностей. Данная напряженность характеризуется наличием стрессогенных факторов, которые пагубно влияют на здоровье и работоспособность сотрудников. Здесь можно перечислить такие факторы как: интенсивность работы, дефицит времени, физические и психические перегрузки, коммуникативная агрессия, различные внешние воздействия (природно-климатические условия, низкие и высокие температуры, загрязнение атмосферного воздуха, шумы) и другие. Каждый из них в отдельности или в сочетании, при длительном воздействии приводит к стрессовым состояниям, признаками которых являются изменения в деятельности, отношениях с коллегами и личности самого сотрудника.

7. Высокая степень вероятности развития профессиональной деформации личности.

Профессиональная деформация личности – это изменение психических и социально-психологических особенностей личности в нежелательную сторону, происходящее в первую очередь под влиянием специфики профессиональной деятельности и профессиональной роли.

Интересным представляется мнение самих сотрудников Госавтоинспекции [3]: 31% из них указывают на изменение личности, морально-деловых качеств, профессиональных возможностей в худшую сторону; 25% ‒ на изменение отношения к другим людям при исполнении властных полномочий, к окружающему миру, гражданскому населению и выполнению своих служебных обязанностей.

Определяя профессиональную деформацию личности инспектора, 19% респондентов отметили изменения его характера, поведения и общения, «появление раздражительности в отношении нарушителей требований, предписанных деятельностью сотрудника»; 13% указали на изменение психоэмоционального состояния инспектора, возникающее с момента поступления на службу. Среди предложенного перечня факторов, вызывающих профессиональную деформацию личности, доминирующими оказались влияние отрицательных качеств граждан, несовершенство законодательства, большой объем работы, а также психические и физические перегрузки и недостаточная правовая защищенность сотрудников Госавтоинспекции.

8. Многообразие и сложность профессиональных задач в ходе профессиональной деятельности выражается в необходимости во-первых, применения знаний из разных отраслей права, во-вторых, выполнении не предусмотренных должностным регламентом обязанностей. Данная особенность профессии предполагает наличие у сотрудника Госавтоинспекции комплексной компетентности, выражающейся в правовой осведомленности, знаниях в области функционирования технических устройств и транспортных средств, навыках применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, способности соблюдать личную профессиональную безопасность, умении оказывать первую (доврачебную) помощь, понимании психологических закономерностей собственной профессиональной деятельности.

9. Открытый и публичный характер профессиональной деятельности сотрудников подразделений Госавтоинспекции, который наглядно и ежедневно формирует общественное мнение о профессиональном сообществе. Процесс выполнения функциональных обязанностей инспекторами ДПС ГИБДД во многом носит открытый характер, доступен визуальному наблюдению со стороны участников дорожного движения, привлекает их пристальное внимание, а порой и нездоровый интерес и стремление выставить инспектора в неприглядном свете.

Таким образом, профессиональную деятельность сотрудников подразделений Госавтоинспекции можно охарактеризовать как весьма сложную, эмоционально насыщенную и отличающуюся стрессогенными воздействиями. Данная деятельность, несомненно, предъявляет высокие требования к индивидуально-личностным особенностям сотрудника ГИБДД, его профессиональным навыкам, образованию и юридической грамотности.

Несмотря на принимаемые МВД России организационные меры, направленные на совершенствование работы с личным составом через нормотворческую деятельность, число правонарушений и преступлений среди сотрудников Госавтоинспекции не снижается. Очевидно, для психологического понимания данной проблемы необходимо обратиться к личности сотрудника, ее ценностям, установкам, уровню правосознания, психологическим качествам.

В основе поведения личности лежат индивидуально-личностные особенности ее активности, обусловливающие направленность личности (мотивационно-потребностную сферу) и особенности саморегуляции (эмоционально-волевой, когнитивной, ценностно-смысловой аспекты).

Противоправное поведение может зависеть от различных факторов. В процессе любой деятельности важно уделять внимание реализации индивидуально-личностных аспектов взаимодействия человека: «Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для реализации личностного подхода требуется исследование каждого отдельного свойства в структуре личности» [5].

Ценностные ориентации сотрудников полиции специально исследовались И.А. Светиковым [11]. Он отмечает противоречивость и даже некоторый конфликт ценностей в представлениях полицейских. В частности, имеющиеся установки на счастливую семейную жизнь, материальное благополучие, продвижение по работе «конфликтуют» с несоразмерно выбираемыми подчас средствами их достижения. Это может вызывать в будущем духовный кризис исследуемой совокупности респондентов, так как «сбои» в реализации жизненных планов и устремлений с неизбежностью повлияют и на внутрисемейную атмосферу. Исследование продемонстрировало нарастающий конфликт между семейными ценностями, с одной стороны, и установками работы, карьеры, достижения жизненного успеха – с другой.

Специально мотивационно-потребностную и ценностную сферу сотрудников Госавтоинспекции не изучали. Однако имеются исследования связанные с их коррупционной направленностью [8, 9], в которых затрагивался данный аспект. Так, по полученным данным для коррупционных преступников самыми значимыми являются следующие ценности: свобода, семья, любовь, дети, здоровье, образование, новые знания, расширение кругозора. Аналогичные ценностные предпочтения характерны и для законопослушных сотрудников полиции, однако немного в другой последовательности и с добавлением в него «хобби (любительские занятия и увлечения)».

Выводы. В соответствии с парадигмой юридической психологии, принцип профессионализма является обязательным и необходимым условием эффективности деятельности, как отдельного специалиста, так и всей системы в целом. Современные условия деятельности нуждаются в специалистах, обладающих разносторонними знаниями и умениями, готовностью и способностью учиться на опережение, большей автономностью и самоуправляемостью, высоким уровнем профессиональной культуры. Реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации обусловило высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам сотрудников органов внутренних дел.

Если перенести вышесказанное на сферу правоохранительной деятельности, то темперамент не подлежит оценке, он не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его мировоззрением, убеждениями, правосознанием. «Никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Генетически детерминированные свойства темперамента – это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических способностей» [6]. Темперамент следует рассматривать как основу к эффективному выполнению той или иной деятельности. Как и любая другая, правоохранительная деятельность имеет особенности, предъявляющие определенные требования к психике, нервной системе и темпераменту. Данные особенности, воздействуя на психику, при определенных свойствах темперамента, могут приводить к неоправданно повышенной нервно-психической напряженности, к разнообразным психосоматическим расстройствам, нервному истощению. Свойства темперамента оказывают существенное влияние на успешность деятельности, особенно в профессиях, предъявляющих повышенные требования к нервной системе. Для успешного выполнения правоохранительной деятельности слабая нервная система может рассматриваться как осложняющая служебную деятельность.

Руководители правоохранительных органов должны уметь правильно оценивать свойства темперамента подчиненных, в соответствии с ними распределять между сотрудниками функциональные обязанности, организовывать их взаимодействие.

Профессионально важными свойствами темперамента для правоохранительной деятельности можно назвать такие свойства, как активность, динамичность, уравновешенность, сенситивность, эмоциональная подвижность, пластичность, мобильность.

Следует помнить, что быстрота реакции, подвижность нервных процессов имеют одинаковое отношение как к плохим, так и к хорошим поступкам человека. Свойства темперамента при неблагоприятных условиях формирования личности и неправильном воспитании нередко бывают связаны с нежелательными формами поведения, с затрудненной социальной адаптацией, противоправным поведением.

Особенности характера человека, так же как и его темперамент, проявляются в профессионально значимых ситуациях. Свойства темперамента лежат в основе формирования черт характера, последние могут стать серьезной преградой для успешного выполнения своих должностных обязанностей (например, отсутствие такой черты, как коммуникабельность, в основе которой лежит такое свойство темперамента, как подвижность нервной системы).

Нередко в успешности профессиональной деятельности играют возникающие отрицательные эмоции, несмотря на адекватные представления у носителей профессии о том, как они должны поступать и какими индивидуально-личностными особенностями обладать. Отрицательный эмоциональный настрой влияет на возникновение коммуникативных барьеров и конфликтов в ходе взаимоотношений инспекторов ДПС ГИБДД и участников дорожного движения. Акцентируя внимание на роли «человеческого фактора», отметим, что сильно выраженное эмпатическое переживание с отрицательным знаком эмоционального состояния способно помешать выполнению профессиональных обязанностей.

Кроме того, каждому сотруднику Госавтоинспекции известно об опасности профессии инспектора ДПС ГИБДД и высокую степень его личного риска, в частности, отражающие вероятность совершения неосторожного или даже умышленного наезда водителя на инспектора ДПС ГИБДД. Данное обстоятельство требует обеспечения правильного соблюдения мер личной безопасности сотрудниками Госавтоинспекции. Отсутствие мотивации к соблюдению мер личной безопасности приводит к несчастным случаям и травматизму.

Психические и физические перегрузки, которым систематически подвержен сотрудник Госавтоинспекции, неизбежно влияют на возникновение отрицательных состояний, деструкций личности и поведения профессионала, вызывая нежелательные и негативные изменения, которые могут проявляться в том, что у сотрудника увеличивается число ошибок по невнимательности, снижаются количественные и качественные показатели деятельности, ему трудно принимать решение. Он чувствует себя уставшим, он не способен расслабиться, безразличен к жизни, часто чувствует недомогание.

Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между успешностью профессиональной деятельности и индивидуально-личностными особенностями носителя профессии.

На основе проведенного теоретического анализа научной литературы, сделаем выводы:

  1. Исследование индивидуально-личностных особенностей явилось предметом пристального внимания и разнообразных теоретических и практических работ. В качестве ключевых оснований для дифференциации людей по характеру индивидуальных различий были выделены такие психические свойства: характер, способности, мотивация и особенности интеллектуальной сферы; к основным психофизиологическим особенностям были отнесены свойства нервной системы, психодинамические свойства, билатеральные особенности и др.
  2. Профессиональную деятельность сотрудников подразделений Госавтоинспекции можно охарактеризовать как весьма сложную, эмоционально насыщенную и отличающуюся стрессогенными воздействиями, которая предъявляет высокие требования к индивидуально-личностным особенностям сотрудника ГИБДД, его профессиональным навыкам, образованию и юридической грамотности.
  3. В основе поведения личности профессионала лежат индивидуально-личностные особенности ее активности, обусловливающие направленность личности (мотивационно-потребностную сферу) и особенности саморегуляции (эмоционально-волевой, когнитивной, ценностно-смысловой аспекты).
  4. Между индивидуально-личностных особенностей сотрудника полиции и решаемыми профессиональными задачами наблюдается взаимосвязь, влияющая в целом на успешность их профессиональной деятельности.
Список литературы

1. Федеральный закон от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

2. Директива МВД России №1 дсп от 27.02.2015 «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудников Госавтоинспекции // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. Ч. 2. С. 352-356.

4. Борисова С.Е. Психологические особенности деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное (практическое) пособие. М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011. С. 6-7.

5. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. С.15.

6. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения) - М., 1982. С. 21.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 262.

8. Петров В. Е. Методика исследования склонности сотрудников Госавтоинспекции к коррупционно опасному поведению // Прикладная психология и педагогика. 2017. №. 2. С. 1-13. DOI: https://doi.org/10.12737/21969;

9. Петров В.Е., Караваев А.Ф. Психологическая диагностика склонности сотрудников Госавтоинспеции к коррупционно опасному поведению // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 94-102.

10. Пряхина М. В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. C. 531-536.

11. Светиков И.А. Ценности сотрудников полиции на современном этапе (на материалах эмпирического анализа) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sotrudnikov-politsii-na-sovremennom-etape-na-materialah-empiricheskogo-analiza (дата обращения: 26.02.2019).

12. Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990.


Войти или Создать
* Забыли пароль?