сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
ГРНТИ 76.03 Медико-биологические дисциплины
ГРНТИ 76.33 Гигиена и эпидемиология
ОКСО 14.04.02 Ядерные физика и технологии
ОКСО 31.06.2001 Клиническая медицина
ОКСО 31.08.08 Радиология
ОКСО 32.08.12 Эпидемиология
ББК 51 Социальная гигиена и организация здравоохранения. Гигиена. Эпидемиология
ББК 534 Общая диагностика
ТБК 5708 Гигиена и санитария. Эпидемиология. Медицинская экология
ТБК 5712 Медицинская биология. Гистология
ТБК 5734 Медицинская радиология и рентгенология
ТБК 6212 Радиоактивные элементы и изотопы. Радиохимия
Целью работы является обоснование предложений по внесению изменений в отдельные положения действующих Норм радиационной безопасности и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности. В действующих Нормах радиационной безопасности НРБ-99/2009 (п. 3.1.5), в отличие от Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и положений проекта Международных основных норм безопасности, под годовой эффективной дозой понимается суммарная эффективная доза внешнего и внутреннего облучения, полученная за календарный год. В статье приведена ситуация, когда дозы облучения условного работника не превышают пределов доз в отдельно взятый календарный год, т.е. менее 50 мЗв, но за любой произвольно взятый временнóй интервал, равный одному году, годовой предел дозы 50 мЗв неоднократно превышается. Поэтому предлагается в новой редакции НРБ внести следующее изменение: «Под годовой эффективной дозой понимается сумма эффективной дозы внешнего облучения, полученной за любой произвольно взятый временной интервал, равный одному году, и ожидаемой эффективной дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же период». В действующих Основных санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ 99/2010 (Приложение 3 «Удельные активности техногенных радионуклидов, при которых допускается неограниченное использование материалов») не включены изотопы урана 234U, 235U и 238U, что противоречит п. 5.2.10 ОСПОРБ-99/2010, согласно которому они должны быть отнесены к техногенным источникам излучения. В статье приводится обоснование целесообразности установления верхнего значения удельной активности 1 Бк/г для основных радионуклидов урана в твёрдых материалах при их неограниченном использовании. Предлагается дополнить Приложение 3 к новой редакции ОСПОРБ изотопами урана 234U, 235U, 238U, установив норматив их удельной активности 1 Бк/г в твердых материалах для неограниченного использования.
нормы радиационной безопасности, предел дозы, персонал, гигиеническое нормирование
1. SP 2.6.1.2612-10. Basic Health Ruses for Radiation Safety (OSPORB-99/2010) in ed. Amendment number 1, approved by the Statement of the Chief Medical Officer of the Russian Federation of 16.09.2013 № 43. (in Russian).
2. Federal Law of 09.01.1996 № 3-FZ “On the Public Radiation Protection”. (in Russian).
3. SanPiN 2.6.1.2523-09. Radiation Safety Standards (NRB-99/2009) Moscow. 2009. 100 p. (in Russian).
4. IAEA Safety Standards. Radiological Protection and Safety of Radiation Sources: International Basic Safety Standards. General Safety Requirements, Part 3. IAEA Vienna, 2015. 518 p.
5. SP 2.6.1.799-99. Basic Health Ruses for Radiation Safety (OSPORB-99). Minzdrav of Russia. 2000. 98 p. (in Russian).
6. The Government Statement of the Russian Federation of 19 October 2012 № 1069 “On the Criteria for classifying solid, liquid and gaseous wastes as radioactive wastes, criteria for classifying radioactive wastes as special radioactive wastes and disposed radioactive wastes, and criteria for classifying disposed radioactive wastes”. (in Russian).