Совершенствование системы менеджмента образовательной организации на основе внедрения методов менеджмента качества
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Высокая конкурентность на рынке образовательных услуг и многие другие факторы заставляют образовательные организации постоянно развиваться, непрерывно совершенствовать образовательный процесс. Одним из способов оптимизации деятельности образовательной организации может служить внедрение методов менеджмента качества.

Ключевые слова:
система менеджмента качества, образовательная организация, методы бережливого производства, методология совершенствования системы менеджмента вуза
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Методы управления качеством базируются на следующих подходах:

– научный подход – разрабатываются понятия, научно обоснованные критерии и методические рекомендации для всех подразделений в организации;

– процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие. Процессный подход концептуализирован в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015;

– системный подход позволяет рассматривать образовательную организацию в качестве системы;

– ситуационный подход подразумевает различные варианты управления в зависимости от определенных ситуаций и условий.

Процессный подход обладает рядом преимуществ:

– повышение способности сосредотачивать усилия на ключевых процессах и возможностях для улучшения;

– последовательные и прогнозируемые выходы в системе согласованных процессов;

– оптимизация деятельности посредством результативного менеджмента процессов, эффективного использования ресурсов и снижения межфункциональных барьеров;

– возможности для организации обеспечивать уверенность заинтересованных сторон в отношении согласованности, результативности и эффективности ее деятельности.

Методология совершенствования системы менеджмента вуза базируется на универсальном алгоритме менеджмента процессов с учетом методов качества на каждом этапе (рис. 1).

Рассмотрим каждый этап более подробно.

  1. Планирование процессов.

Суть планирования заключается в детализации целей развития вуза и структурных подразделений отдельно на определенный промежуток времени, постановке задач, способов, сроков и последовательности их выполнения, а также в определении критериев результативности и эффективности процессов.

Основными шагами планирования являются:

  1. Проведение анализа внутренней и внешней среды образовательной организации.

При стратегическом планировании для комплексного исследования состояния вуза обычно используют метод SWOT-анализа, являющийся универсальным аналитическим инструментом анализа состояния организаций.

  1. Определение стратеги развития организации.

При разработке стратегического плана ВУЗ рассматривается как совокупность стратегий, объединяющих взаимосвязанные направления его деятельности (образовательную, научную, финансовую, управленческую и хозяйственную). По каждому из этих направлений разрабатывается бизнес-стратегия, представляющая собой относительно обособленный, но вместе с тем системный элемент деятельности организации. Совокупность всех бизнес-стратегий должна составлять общую целостную систему, называемую стратегией организации.

  1. Разработка политики и установление целей в области качества.

На основании сформированной стратегии необходимо разработать политику в области качества. При разработке политики в области качества необходимо учитывать:

– необходимость выделения в отдельный документ целей (задач) в области качества и определение ряда конкретных требований, соответствующих этим целям (достижение этих целей в дальнейшем и будет служить критерием соответствия политики принятой стратегии и подтверждением надлежащего функционирования всей системы менеджмента организации в целом и системы менеджмента качества в частности);

– принцип непрерывного улучшения как важное требование к политике в области качества и к системе менеджмента качества в целом (всей направленностью политики организация должна демонстрировать намерение руководства постоянно и систематически улучшать всю деятельность организации, превосходя требования и ожидания клиента);

регулярный анализ пригодности (соответствия существующим условиям) как обязательное требование к реализации политики (руководители высшего уровня обязаны постоянно соотносить всю деятельность организации, в том числе и в области качества, с политикой, используя, при необходимости, вносимые в политику в области качества изменения как инструмент стратегического планирования).

  1. Определение процессов и последовательности их взаимодействия.

На этом этапе необходимо провести анализ целей для выявления процессов, необходимых для эффективного менеджмента качества, а также для достижения целей в области качества; определить последовательность и взаимодействие этих процессов. При идентификации процессов необходимо выявить главные атрибуты процессов – входы, выходы, цели каждого процесса, ресурсы, а также критерии результативности. В дальнейшем без этого невозможно оценивание и улучшение процессов.

Устанавливать критерии результативности следует по 3 индикаторам, представленным на рис. 2.

  1. Управление процессами.

Управление процессом заключается в поддержании его в таком состоянии, чтобы выполнялись все установленные требования к процессу и его результатам, т.е. значения характеристик процесса и его продукции не должны выходить за допустимые границы.

На этом этапе необходимо провести мониторинг процесса (по показателям его результативности и собственным характеристикам процесса).

Главной задачей мониторинга является постоянная интерпретация данных и информирование о выходе любых параметров за допустимые границы.

  1. Оценивание процессов.

На данном этапе необходимо провести оценивание выполнения критериев результативности процесса. Оценка результативности проводится на основании данных о функционировании процессов, полученных при проведении мониторинга.

Результативность отдельных процессов определяется одним или несколькими показателями, установленными на этапе идентификации процессов, например, в соответствии с картами процессов.

Для оценивания достижения целей в области качества необходимо провести их анализ с целью выявления причин, повлиявших на достижение / недостижение целей.

На этапе анализа причин недостижения целей в области качества следует учитывать результаты процессов, причем может оказаться так, что процесс, признанный результативным на этапе оценивания процессов, не оказывает положительного влияния на достижение целей в области качества. Это говорит о том, что критерии процесса не в полной мере отражают его суть и их необходимо пересмотреть.

  1. Улучшение процессов.

Этап улучшения процессов тесно связан с этапом оценивания, поскольку именно на этапе оценивания можно выявить результативность (нерезультативность) процессов, достижение (недостижение) целей в области качества.

Главный ожидаемый результат улучшения должен быть спланирован на этапе целеполагания через цель улучшения процесса. Цели улучшения базируются на постоянном повышении результативности и эффективности процесса.

Постоянное улучшение процессов должно обеспечивать совершенствование деятельности вуза и обеспечение выгоды ее заинтересованным сторонам.

Для оптимизации процессов был проведен анализ методов менеджмента качества, после чего были выделены методы, применимые к образовательной организации (рис. 3).

Качество высшего образования является проблемой, актуальной во все времена. В условиях рыночных отношений решение этой проблемы возможно на комплексной основе, предполагающей формирование и развитие системы управления качеством, позволяющей воздействовать на все составляющие качества образования на основе применения разнообразных методов.

Список литературы

1. Пузанков Д.В., Степанов С.А., Соболев В.С. Менеджмент качества в образовательных учреждениях. // Материалы курса повышения квалификации, Часть 1– СПб.

2. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М., 2004. – С. 236.

3. Рязанцева Ю.А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.

Войти или Создать
* Забыли пароль?