сотрудник
ВАК 05.17.00 Химическая технология
ВАК 05.23.00 Строительство и архитектура
УДК 33 Экономика. Экономические науки
С введением западных санкций, вызванных событиями на Украине, резким падением цен на нефть и другие сырьевые товары, Россия оказалась в сложной экономической ситуации, остро стал вопрос о замещении технологий и товаров, импортируемых из-за рубежа. В статье рассматриваются не только условия, при которых в России начался новый этап государственной политики импортозамещения, но и важнейшие факторы ее реализации. Руководство Российской Федерации неоднократно поднимало проблемы импортозамещения, но их решение не всегда было позитивным и системным, и только события последних лет вселяют надежду на положительные результаты. Автор утверждают, что, несмотря на многофакторные проблемы, экономическая политика импортозамещения имеет реальные перспективы успешной реализации намеченных программ. В реализации утвержденных программ импортозамещения первостепенное значение приобретают инвестиции. В статье анализируются условия создания благоприятного инвестиционного климата в современной России.
западные санкции, технологическое отставание, импортозамещение, инвестиционный климат
Введение. По данным Минпромторга РФ, собственное производство в таких важнейших отраслях, как тяжелое машиностроение, станкостроение, радиоэлектронная промышленность составляет всего 20–30 процентов от потребности [1], а доля импорта превышает допустимые пределы для обеспечения экономической безопасности страны. По количеству выпускаемой продукции многие наши отрасли находятся еще в прошлом веке. Это относится и к судостроению, и приборостроению, и авиастроению, некоторым другим отраслям экономики. «К сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия», – признавал В.В. Путин еще в первый свой президентский период [2]. Вследствие этого происходит сильнейшая экономическая зависимость России от других стран, в частности от Евросоюза и США. Более того, при масштабном импорте производство собственной продукции резко снижается, о чем красноречиво свидетельствуют приведенные выше факты, а также возросшие объемы импорта. За последнее десятилетие импортозависимость России в долларовом эквиваленте возросла почти в 10 раз: если в
В условиях экономических санкций, затрудняющих доступ к западным товарам и технологиям, резкого снижения экспортной выручки стало сложнее закупать за границей недостающую технику, оборудование, запасные части к ввезенным ранее машинам и агрегатам, поэтому так остро стал вопрос об импортозамещении, создании отечественного современного технологического оборудования для производства собственных товаров. Замещение товаров, оборудования и технологий, ввозимых в Россию, невозможно без большого объема капиталовложений, инвестиций в инновационное производство, что в свою очередь напрямую зависит от инвестиционного климата в стране.
Основная часть. Основная причина такого состояния ведущих отраслей российской экономики заключается в неблагоприятных условиях для ведения бизнеса, в том числе в состоянии инвестиционного климата в стране. Анализ показывает, что инновационно-инвестиционная компонента импортозамещения сегодня оставляет желать лучшего. Это объясняется тем обстоятельством, что в
Промышленным предприятиям, опытно-конструкторским и научным учреждениям сегодня не хватает инвестиций для разработки и внедрения научных достижений в производство. Государственное финансирование инновационных процессов явно недостаточно для обеспечения прорыва в импортозамещении.
Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему страны.
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике более широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: экономические факторы: характеристика экономического потенциала (обеспеченность страны или региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы: степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений; социальные и социокультурные факторы: уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов; организационно-правовые: отношение власти к отечественным и иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей; финансовые факторы: доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества и др. [4].
Значение инвестиционного климата для социально – экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов трудно переоценить. Достаточно сказать, что при благоприятном инвестиционном климате в регион поступают всё новые и новые финансовые ресурсы как отечественного, так и иностранного происхождения. И чем больше денег приходит в регион, тем больше возможностей у местных властей для комплексного социально-экономического развития на основе модернизации и инновации. Учитывая тот факт, что без инвестиций невозможно произвести импортозамещение, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках, то инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций. «И если мы хотим не говорить и рассуждать о модернизации, а к ней приступить, отмечал экс-президент Д.А.Медведев, – то центральное звено успешной модернизации – это кардинальное улучшение инвестиционного климата (выделено авт.). Модернизация практически требует сотен миллиардов долларов прямых инвестиций. И чтобы эти миллиарды долларов пришли, нужен не такой инвестиционный климат, который у нас есть» [5]. В его Послании Федеральному Собранию РФ от 22 декабря
На съезде «Деловой России» В.В. Путин заявил: «Совершенно очевидно, что нам необходимо запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор, поддержать именно производственный бизнес, создать такие условия, чтобы вкладываться в отечественную экономику и промышленность было выгодно». Однако, несмотря на многочисленные публичные заявления руководителей страны последних пяти лет, существенного улучшения инвестиционного климата в России не произошло. «Инвестиционный климат в России и раньше не отличался мягкостью, а сейчас его можно назвать откровенно суровым. Главная причина – повышение, вопреки всем декларациям, административного давления на бизнес. Одно из проявлений этого процесса – борьба с офшорами путём запретов и ужесточения санкций без улучшения условий ведения бизнеса внутри страны», – утверждает аналитик АКГ «Градиент Альфа» Егор Двинянин [7]. Неоднократно по этому поводу высказывался и В.В. Путин: «Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах», – заявил глава государства, выступая с очередным посланием политической элите в декабре 2014 г. [8]. Размещение нового производства в России пока не только менее выгодно, чем в цивилизованных государствах, но и сопряжена с коррупцией чиновников, вымогающих крупные взятки, рейдерством, боязнью потерять капитал из-за отсутствия гарантий неприкосновенности частной собственности. Примеров тому много, достаточно упомянуть дело ЮКОСа, рейдерский захват сети салонов сотовой связи «Евросеть», с нуля созданной талантливым предпринимателем Е.Чичваркиным, и др. После того, как была разрушена одна из самых преуспевающих нефтяных компаний с годовым доходом в десятки миллиардов долларов, а ее владельцы были отправлены за решетку, подавляющее большинство крупных российских предпринимателей стали регистрировать свои компании не на родине, а за рубежом – на Кипре, Багамах, Мальдивах, в Швейцарии.
В результате значительная часть отечественного бизнеса стремится избежать российской юрисдикции и регистрирует свои компании за границей, в том числе в офшорах. Регистрация компаний в офшорных зонах выгодна предпринимателям по многим причинам. В соответствии с действующим законодательством все офшорные компании, регистрируемые, например, на Сейшельских островах, почти полностью освобождены от налогов; разрешены акции на предъявителя; доступ к информации об акционерах и директорах для третьих лиц закрыт; ведение бухгалтерского учета и составление годовых отчетов не обязательны; валютный контроль отсутствует. По утверждению С.М. Миронова, бывшего главы Совета Федерации, из офшоров сегодня управляется 70 % российской экономики, что подтверждается многими фактами. Так, контрольный пакет акций (85,51 %) крупнейшей отечественной сталелитейной компании «Новолипецкий металлургический комбинат» стоимостью 13,3 млрд. долл. принадлежит компании «Fletcher Group Holdings Limited», базирующейся на Кипре. Основной владелец НЛМК В.Лисин, которому принадлежит свыше 80 % акций комбината, возглавляет список самых богатых бизнесменов России. Другой известный российский бизнесмен О. Дерипаска также держит свои активы вдалеке от России. Его Объединенная компания «Российский алюминий», являющаяся вторым в мире производителем алюминия и глинозема, зарегистрирована на британском острове Джерси. И активы миллиардера Р. Абрамовича также размещены за рубежом, в основном в офшорах [9].
В Послании президента В.В. Путина от 4 декабря
Таблица 1
Вывоз капитала из России в 2008-2015 гг.
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итого: |
Млрд долл. |
133,7 |
56,1 |
33,6 |
84,2 |
53,9 |
59,7 |
151,5 |
128 прогноз |
700,7 |
Как следует из таблицы, отток капитала из России в
На вопрос, как можно изменить к лучшему создавшуюся ситуацию, ответ однозначный: улучшением условий для ведения бизнеса, изменением инвестиционного климата. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса наша страна отстоит от передовых государств на 100 с лишним пунктов. С целью улучшения инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса В.В.Путин в мае
Более того, в апреле
Нельзя сказать, что в сфере условий для бизнеса и привлечения инвестиций в России ничего не делается. Так, произошло сокращение количества разрешений, необходимых для реализации строительных проектов, и времени, необходимого для регистрации нового здания. На получение разрешения в строительной отрасли теперь нужно потратить 297 дней, а не 344 дня, как годом ранее, и пройти при этом предстоит 36 процедур, а не 42. Также Россия облегчила процедуру доступа к электроэнергии для предприятий, сделав получение электроэнергии более простым и менее затратным. Количество процедур сократилось вдвое – до пяти, а количество дней на их прохождение – с 281 до 162. Как видим, барьеров на пути предпринимателей стало немного меньше, но, тем не менее, они сильно усложняют ведение бизнеса в нашей стране.
В помощь бизнесменам в рамках федерального правительства стал действовать институт омбудсмена по инвестициям. В Минэкономразвития РФ был создан департамент инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства, куда стекаются обращения инвесторов, столкнувшихся с административными барьерами. Курирует эту работу первый вице-премьер И.И. Шувалов. Он обеспечивает координацию деятельности федеральных исполнительных органов власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов. Инвесторы получили право также обращаться к заместителям полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, за которыми закреплен статус инвестиционных уполномоченных. Однако институт омбудсмена по инвестициям больше подходит для крупных инвесторов, отсюда возникает необходимость создания института омбудсмена на региональном уровне для малого и среднего бизнеса. В регионах должны быть свои региональные омбудсмены по правам предпринимателей.
Региональные власти понимают значение инвестиционного климата. Так, в Рязанской области разработана и реализуется концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс». В Курской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», в которой вопросы улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций получили всестороннее освещение. В Липецкой области для организации работы по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципальных образований подготовлен перечень из 100 объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства. В Тульском регионе действует закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». Региональный закон устанавливает налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области. В целях реализации инвестиционных проектов в бюджете Тульской области предусматриваются инвестиции в форме капитальных вложений с объемом в 300 млн рублей ежегодно Действенным средством привлечения инвестиций в регионы, как показала практика, стали региональные экономические и инвестиционные форумы. Благодаря им только Тульская область смогла подписать соглашений о привлечении в регион свыше 500 млрд. рублей инвестиций [13]. Следует заметить, что наибольший приток инвестиций происходил до введения антироссийских санкций, а с осложнением обстановки инвестиционная деятельность отечественных и зарубежных бизнесменов резко снизилась. При этом вместо притока денег в экономику усилился отток капитала из России. В
Таким образом, чтобы успешно решать проблемы импортозамещения в условиях западных санкций, необходимо, в первую очередь, существенным образом улучшить инвестиционный климат в стране.
1. Глаголев, С.Н., Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. С.276.
2. Послание президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ// Российская газета. - 2006. - 11 мая.
3. Причины кризиса 2014 г. в России. - URL: http://voprosik.net/prichiny-krizisa-2014-v-rossii/(дата обращения: 09.11.2015).
4. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Проблемы иностранных инвестиций в России в условиях экономических санкций. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. С. 26-27.
5. Инициативы Дмитрия Медведева по модернизации и инвестклимату//Российская газета, 2011, 31 марта.
6. Послание Президента Федеральному собранию 22 декабря 2011 г.//Официальный сайт президента РФ Д.А. Медведева. - URL: http://kremlin.ru/news/14088 (дата обращения: 02.11.2015).
7. Инвестиционный климат: есть куда расти. - URL: http://businessofrussia.com/june-2014/item/702-invest-climate.html (дата обращения - 21.10.2015).
8. Послание президента В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 29.10.2015).
9. Моисеев В.В. Офшорная экономика//Человек и труд. 2012. № 8. С. 22.
10. Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы// Молодой ученый. 2014. №12. С. 169-174.
11. Инвестиционный климат: есть куда расти. - URL: http://businessofrussia.com/june-2014/ item/702-invest-climate.html (дата обращения - 21.10.2015).
12. Инвестиционный климат: есть куда расти. - URL: http://businessofrussia.com/june-2014/ item/702-invest-climate.html (дата обращения - 21.10.2015).
13. Сайт «Региональное законодательство». - URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 911964 (дата обращения - 21.10.2015).
14. ЦБ: Отток капитала из России в 2014 г. вырос в 2,5 раза. - URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/01/16/cb-ottok-kapitala-iz-rossii-v-2014-g-vyros-v-2,5-raza (дата обращения -10.11.2015).