К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены существующие подходы к формированию состава и содержания учебного плана и содержания программ подготовки бакалавров экономических специальностей по направлению «Управление инновациями». С учетом существующих тенденций мирового инновационного развития, в том числе, в рамках модели «Индустрия 4.0» предложен актуализированный вариант состава и содержания учебного плана и содержания программ подготовки бакалавров экономических специальностей по направлению «Управление инновациями» в вышей школе.

Ключевые слова:
структура, содержание, программы подготовки, управление инновациями
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В условиях ускорения научно-технического прогресса, все возрастающее значение приобретает образовательная специальность «Управление инновациями».

Содержание образовательной программы «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») нашло отражение в работах многих авторов, в том числе Акмаевой Р.И. [1], Алексеева А.А. [2], Балабанова В.С., Дудина М.Н. [3], Барышевой А.В., Балдина К.В., Ищенко М.М. [4], Беляева Ю.М. [5], Вишнякова Я.Д., Кирсанова К.А., Киселевой С.П. [6], Голубкова Е.П. [7], Горфинкеля В.Я., Базилевич А.И., Бобкова Л.В. [8], Грибова В.Д., Никитиной Л.П. [9], Дармиловой Ж.Д. [10], Ильенковой С.Д. [11], Кожухара В.М. [12], Кузнецова Б.Т., Кузнецова А.Б. [13], Медынского В.Г. [14], Мухамедьярова А.М. [15], Тебекина А.В. [16], Уколова В.Ф. [17], Фатхутдинова Р.А. [18], Якобсона А.Я. [19] и др.

Однако высокая динамичность процессов социально-экономического развития с упором на непрерывное обновление в условиях перехода от пятого технологического уклада к шестому [20] требует по-новому взглянуть на процессы подготовки кадров в вузе по специальности «Управление инновациями».

Рассмотрим этот вопрос с позиций ретроспективного анализа преподавания «Управление инновациями» в вузе.

Необходимо отметить, что первым полноценным шагом к развитию «Управление инновациями» как образовательной специальности применительно к экономическим специальностям можно считать содержание дисциплины «Инновационный менеджмент» в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 061100 «Менеджмент организации» [21].

Состав специальных дисциплин по специальности 061100 «Менеджмент организации» [21] и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент» представлены на рис.1 и рис. 2, соответственно.

Следующим шагом в развитии процессов изучения инновационного менеджмента можно считать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями», утвержденный Министерством образования и науки в 2005 г. [22].

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22] областью профессиональной деятельности выпускника является инновационное развитие страны, региона, территории, отрасли и отдельных организаций по следующим направлениям.

Во-первых, это реализация процессов инновационных преобразований. При этом крайне важно отделять процессы инновационных преобразований от любых преобразований в социально-экономических системах любых масштабов, нередко интерпретируемых как инновационные.

Во-вторых, это вопросы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Эта проблематика имеет достаточно сложный характер. Необходимо отметить, что, несмотря на внесение изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [23], Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» [24], к сожалению, до настоящего времени не принят.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» освящен лишь узкий спектр вопросов, касающийся государственной поддержки инновационной деятельности (гл. IV ФЗ №254 от 21.07.2011) [23], в том числе:

– определение основных целей гос. поддержки инновационной деятельности (ст. 16.1);

– установление принципов государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.1);

– определение субъектов и форм государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.2);

– определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.3);

– установление условия и правила финансирования государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.4);

– определение правил оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной
деятельности (ст. 16.5).

И этого явно недостаточно для полноценного нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации.

В-третьих, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22] в качестве направления профессиональной деятельности определена инфраструктура инновационной деятельности. И это закономерно, поскольку именно инфраструктура определяет возможности и ограничения любой структуры, в том числе инновационной.

В-четвертых, в Государственном образовательном стандарте «Управление инновациями» [22] затрагиваются вопросы инновационного предпринимательства. Именно инновации являются движущей силой предпринимательства. И наоборот – предпринимательство является основой развития инновационной деятельности.

В-пятых, в стандарте «Управление инновациями» [22] в качестве направления профессиональной деятельности выделяется инвестиционно-финансовое обеспечение инновационной деятельности. Инвестиционное обеспечение является неотъемлемой частью инновационной деятельности, поскольку возврат вложений в инновационные решения происходят всегда позднее, чем для традиционных решений. Не случайно специализация, связанная с инновационной деятельностью в паспорте научных специальностей ВАК по специальности 08.00.05, в предыдущей версии, действующей до принятия в 2009 г. действующего паспорта [27], имела название «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью».

В-шестых, в качестве направления профессиональной деятельности в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22] выделяется развитие (разработка) и реализация (осуществления) технологий нововведений.

В-седьмых, в стандарте «Управление инновациями» [22] в качестве направления профессиональной деятельности выделяется развитие инноватики как области научно-технической деятельности.

Последнее направление заслуживает особого рассмотрения, поскольку один из основоположников инновационного менеджмента Й. Шумпетер определял инновацию как научно-техническую комбинацию, мотивированную предпринимательским духом [25].

При этом необходимо отметить, что основоположники менеджмента в целом, и инновационного менеджмента в частности, например, Ф.У. Тейлор [26], рассматривали науку управления как вторую специальность, именуемую, применительно к производству, «эффективной инженерией» или «индустриальной инженерией». Поскольку научиться управлять можно только зная сам объект управления: самолет, автомобиль, катер, предприятие и т.д. Игнорирование этого постулата ведет к краху образовательного процесса по направлению «управление» в целом.

Возвращаясь к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22], необходимо отметить, что ядром всей программы подготовки специалистов по этой специальности является изучение инноватики как области знаний.

Инноватика как область знаний в общем случае предусматривает изучение:

– содержания и сущности инновационной деятельности;

– технологий организации инновационной деятельности;

– подходы к управлению инновационными процессами;

– методы трансформации новых знаний в востребованные рынком и обществом инновации как на коммерческой (коммерциализация), так и на некоммерческой основе (инновации в социальной сфере).

Поскольку основной практической направленностью изучения инноватики является достижение умений и навыков трансформации новых знаний в востребованные инновации, закономерно, что в качестве объектов профессиональной деятельности выпускников, в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Управление инновациями» [22] являются:

прогнозирование процессов инновационного развития, определяющее содержание проектов и программ, обеспечивающих необходимую адаптацию производственно-хозяйственной деятельности предприятий к складывающимся инновационным тенденциям;

– умение реализации процессов, проектов и программ освоения производства инновационной продукции и (или) использования инноваций, включая: использование новых ресурсов, новой продукции (товаров, работ, услуг), новых технологий, новых методов организации деятельности, новых рынков, а также возможные сочетания перечисленных инновационных изменений;

– умение реализации инновационных проектов и программ на отраслевом и межотраслевом, региональном и межрегиональном, национальном (государственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Исходя из изложенного рассмотрения, состав изучаемых дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») сегодня можно представить иерархической совокупностью, приведенной на рис. 3.

Таким образом, проведенные исследования показали, что изучение дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») можно представить следующей иерархической совокупностью.

На первом этапе (первый курс бакалавриата) изучается введение в инноватику (введение в специальность), где рассматриваются базовые понятия инновационного менеджмента.

На втором этапе (второй курс бакалавриата) изучаются общие аспекты инноватики, включая: теоретические основы инновационной деятельности; модели инновационной деятельности и моделирование инновационных процессов; организацию и управление инновационной деятельностью; государственное регулирование инновационной деятельности. То есть идет рассмотрение методологической базы, технологий исследования, организации и регулирования инновационной деятельности.

На третьем этапе (третий курс бакалавриата) изучаются базовые основы осуществления инновационной деятельности, включая: управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами; управление инвестициями в инновационные проекты и программы; коммерциализацию результатов научно-технической и иной инновационной деятельности. То есть идет рассмотрение всех основных составляющих управления инновационной деятельностью.

На четвертом этапе (четвертый курс бакалавриата) изучаются основные прикладные аспекты инновационного менеджмента, включая: управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономических систем; управление рисками в инновационной деятельности; маркетинг инноваций; логистику инновационных процессов; управление интеллектуальной собственностью; инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Разумеется, на этом и последующих этапах изучение дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») могут рассматриваться и другие прикладные направления инновационного менеджмента с учетом специализации подготовки обучаемых.  

Список литературы

1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 541 c.

2. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 c.

3. Балабанов В.С. Инновационный менеджмент / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин. - М.: Элит, 2014. - 282 c.

4. Барышева А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 3-е изд.(изд:3) / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 384 c.

5. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 220 c.

6. Вишняков, Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 c.

7. Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 184 c.

8. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 461 c.

9. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 311 c.

10. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 168 c.

11. Инновационный менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 391 c.

12. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.

13. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 c.

14. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Г. Медынский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.

15. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 c.

16. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).

17. Уколов, В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов. - М.: Экономика, 2009. - 400 c.

18. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. - 448 c.

19. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л, 2014. - 176 c.

20. Тебекин А.В., Широкова Л.Н. Взаимосвязь образовательных программ с динамикой технологических укладов. // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С. 86-89.

21. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061100 - "Менеджмент организации". Квалификация «Менеджер». Утвержден Заместителем министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000 г. №234 эк/сп.

22. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 220601 - Управление инновациями. Квалификация - инженер-менеджер. Утвержден Заместителем Министра образования и науки А.Г. Свинаренко «20» декабря 2005 г. Регистрационный № 749 тех/сп.

23. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/9960b5513ba6c9951da8041ca204c21652849641/

24. Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" (не действует). https://base.garant.ru/3108864/

25. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

26. The Principles of Scientific Management, F. W. Taylor, Harper & Brothers, New York, 1911.

27. Паспорт научной специальности, разработанный экспертным советом Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в связи с утверждением приказа Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59.

Войти или Создать
* Забыли пароль?