СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время в значительной степени возросло участие предприятий в мероприятиях, носящих социальный характер. В связи с этим большую актуальность приобретают вопросы отражения информации нефинансового характера, которая удовлетворяет общественные запросы по деятельности организации. Одним из эффективных инструментов, обеспечивающих целостное представление о социально-экономической деятельности предприятия, является социальная отчетность. В статье изучена и уточнена экономическая сущность понятия «социальная отчетность», рассмотрены основные принципы формирования социальной отчетности и ее структура. Социальная отчетность должна включать следующие разделы: стратегия деятельности организации; функциональная структура организации; виды деятельности, организационно-правовая форма, масштаб организации; структура управления; изменения в структуре, масштабах, форме собственности организации в отчетном периоде; бизнес-процессы; взаимодействие с заинтересованными сторонами; инновационное развитие организации; показатели деятельности в области взаимодействия с обществом. Для отражения показателей эффективности инновационной, природоохранной деятельности и показателей деятельности в области взаимодействия с обществом в статье предложены формы социальных отчетов. В них предлагается отражать такие показатели, как доля затрат, связанных с исследованиями и разработками технологий, приобретением инновационной продукции, внедрением/использованием результатов НИОКР, новых технологий, новой техники; расходы по оплате услуг природоохранного назначения; расходы, связанные с капитальным ремонтом основных средств природоохранного назначения; затраты по защите и реабилитации земель, подземных и поверхностных вод, затраты по сохранению биоразнообразия и охране природных территорий; затраты на социально-экономическое развитие региона; затраты на благотворительную помощь в сфере культуры, образования, спорта, здравоохранения. Предложенный формат социальной отчетности представляет собой эффективный инструмент, который повышает доверие, качество, надежность и прозрачность во взаимоотношениях с клиентами; способствует узнаваемости бренда и осуществлению инвестиций в окружающую среду, сообщество, человеческий капитал; повышает качество управления бизнесом, конкурентоспособность и качество производимой продукции; повышает эффективность управления персоналом, обеспечивает сохранность и экономию природных ресурсов

Ключевые слова:
cоциальная отчетность, социальная ответственность, стейкхолдеры, ключевые показатели эффективности, инновационная деятельность, природоохранная деятельность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Меры, которые реализуются предприятиями в рамках корпоративной социальной ответственности, могут находить отражение в социальных программах и публиковаться в социальной отчетности. На основании этого могут выявляться преимущества от внедрения стратегии корпоративной социальной ответственности:

- систематизируется управление проектами и обеспечивается взаимосвязь реализуемых программ и стратегии организации;

- систематизируется взаимодействие со стейкхолдерами по рациональному использованию имеющихся ресурсов организации [1];

- поддерживается принятие управленческих решений на основании совершенствования системы внутренней нефинансовой отчетности;

- повышается информационная открытость предприятия, укрепляется ее репутация на международном и российском рынках;

- укрепляется доверие со стороны заинтересованных сторон, функционирующих в регионе;

- улучшается имидж предприятия.

Эффективность корпоративных социальных программ достигается за счет:

- четкого формулирования собственной корпоративной социальной стратегии, разработки и реализации программ социальной направленности совместно с органами государственной власти, независимыми консультантами;

- ориентации на достижение существенного социального результата на основании соблюдения деловых интересов организации;

- поддержки инноваций в сфере социальных технологий и реформ;

- использования современных механизмов управления – конкурсное распределение средств, долевое финансирование, внедрение мониторинга и оценки социально-экономических результатов.

Условия, материалы и методы исследований. Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений и 

разработке основных  направлений формирования социальной отчетности предприятий. Теоретико-методологической основой исследования  стали методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области формирования корпоративной социальной отчетности, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Анализ и обсуждение результатов исследования.

Разработку и внедрение стратегии развития бизнеса следует осуществлять по следующим этапам: анализируется инвестиционная привлекательность отрасли; разрабатывается сценарный прогноз развития отрасли; прогнозируются изменения спроса и предложения на внешних и внутренних рынках; анализируется конкурентная позиция предприятия в отрасли; оцениваются стратегические альтернативы; разрабатываются стратегические цели и задачи [2, 3].

Отдельного внимания заслуживают вопросы, которые связаны с оценкой и реализацией социальной ответственности.

Оценку корпоративной социальной ответственности следует осуществлять по следующим направлениям: результаты деятельности в области устойчивого развития; экономическая результативность; экологическая ответственность; социальная ответственность [4].

Одним из инструментов, способствующих повышению качества планирования, мониторинга и оценки социально-экономической деятельности организации, является социальный отчет. Социальный отчет – это добровольная форма отчетности, в которой раскрывается информация об основных аспектах и результатах социально-экономической деятельности организации, связанных со стратегией устойчивого развития бизнеса. В социальном отчете должны найти отражение достоверные и доступные для основных заинтересованных пользователей данные о социальной ответственности фирмы перед обществом [5, 6, 7]. Раскрывая в отчетности информацию о социальной ответственности и корпоративном управлении, компания привлекает инвесторов, так как на основе информации нефинансового характера можно снизить риски неэффективных финансовых вложений и обеспечить приток дополнительного финансирования запланированных мероприятий по развитию бизнеса [8, 9, 10]. Таким образом, нефинансовая информация позволяет акционерам и другим заинтересованным сторонам получить объективное представление о текущем положении и перспективах развития бизнеса.

Вместе с тем, следует отметить, что большинство российских предприятий не в полной мере раскрывают нефинансовую информацию, в том числе и по вопросам корпоративного управления [11, 12]. Это прежде всего связано с определенными финансовыми затратами, необходимыми для ее составления.

Несмотря на это, в практике формирования социальных отчетов крупных российских корпораций наблюдается определенная тенденция по постепенному улучшению раскрытия нефинансовой информации в соответствии с международными стандартами ведения социальной отчётности [13, 14].

Выделяют две группы социальной отчетности внешнюю и внутреннюю. Внешняя социальная отчетность отражает такие данные как  расходы, связанные с социальной деятельностью; расходы по благоустройству территорий, принадлежащих предприятию; расходы по защите окружающей среды; расходы по созданию новых рабочих мест. Во внутренней социальной отчетности отражаются затраты, выделяемые на социальную поддержку работников предприятия и членов их семей; расходы по благоустройству рабочего места и быта сотрудников предприятия; расходы, связанные с выплатой дополнительных пенсий бывшим сотрудникам; суммы предоставляемых льготных займов работникам предприятия.

Основными принципами формирования корпоративной социальной отчетности являются:

1. Принцип содержательности означает, что в социальной отчетности должна отражаться информация, учитывающая мнения и интересы всех заинтересованных в социальных инициативах организации лиц.

2. Принцип сопоставимости подразумевает, что в социальной отчетности отражаются показатели, являющиеся базовыми при оценке и сравнении деятельности различных предприятий, изучении динамики развития социальной ответственности предприятия за определенные периоды времени и сопоставлении уровней социальной ответственности разных организаций.

3. Принцип регулярности заключается в периодическом пересмотре социальных проектов, осуществляемых предприятием.

4. Принцип последовательности способствует сопоставимости показателей социальной ответственности предприятия.

 

Список литературы

1. Краснов Д.В. Формы и механизмы взаимодействия со стейкхолдерами в процессе подготовки нефинансовой отчетности российскими компаниями // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2016. – №4. – С. 93-101.

2. Klychova G.S., Ziganshin B.G., Zakirova A.R., Valieva G.R., Klychova A.S. Benchmarking as an efficient tool of social audit development // Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Т. 12. № 19. – рр. 4958-4965.

3. Клычова Г.С., Клычова А.С., Закирова А.Р. Консалтинговые услуги: сущность, виды и основные направления использования // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2017. – Т. 12. № 2. – С. 109-115

4. Безручук С.Л., Лайчук С.М. Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 27. – С 33-40.

5. Алборов Р.А., Концевая С.М., Козменкова С.В. Интегрированная отчетность в сельском хозяйстве: состав и проблемы внедрения // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – Т. 21. № 4 (442). – С. 413-428.

6. Вахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности. // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 19. – С 23-27.

7. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. – 2011. – № 23. – С. 116-121

8. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Камилова Э.Р. Формирование отчётности в области устойчивого развития с применением информационных технологий // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2018. –Т. 13. № 2 (49). – С. 161-167

9. Ковалева, Н. Н. Концептуальные подходы по формированию нефинансовой социальной отчетности // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 279-282.

10. Краснова М.В. Исследование сущности корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 28. – С. 13-18.

11. Кучковская Н.В., Сухов А.А. Методологические аспекты корпоративной социальной отчетности. // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2009. – № 1 (18). – С. 52-57

12. Тимофеева С.А. Оценка основных результатов формирования социальной отчетности в России // Международный бухгалтерский учет –2012. – № 12. –С. 36-45.

13. Paulus Wirutomo. Sociological Reconceptualization of Social Development: With Empirical Evidence from Surakarta City, Indonesia // Asian Social Science. – 2014. – Vol. 10, No. 11. – рр. 283-293.

14. Bakr Ali Al-Gamrh and Redhwan Ahmed AL-Dhamari. Firm Characteristics and Corporate Social Responsibility Disclosure // International Business Management. – 2016. – № 10. – рр. 4283-4291.

Войти или Создать
* Забыли пароль?