Россия
Статья посвящена одной из наиболее значимых дат в отечественной истории и культуре. В 2014 г. отмечается событие, ключевое для дальнейшего развития духовно- нравственных идеалов российской общественной жизни и государственности. Это празднование памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского — выдающегося подвижника, с чьим именем связана консолидация патриотических сил Святой Руси и образование новой общности — единого русского народа. Преподобным Сергием была создана уникальная духовная школа, реформирована монастырская культура и фактически заложена основа государственно значимого, социально-нравственного служения русского православного подвижничества. В статье содержатся и интерпретируются факты, подтверждающие высокое духовное и историко-культурное значение Троице-Сергиевой лавры, созданной преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Обитель преподобного Cергия стала первой святыней Москвы и образцом всех строящихся в данный период монастырей. Уже при жизни Сергия и после его кончины, благодаря деятельности учеников созданной им уникальной духовной школы, Троице-Сергиев монастырь стал образцом религиозного просветительства, церковного служения, защиты Отечества и благотворительности для множества новых обителей. Сообщество монастырей, получившее название «Северная Фиваида», целой сетью охватило всю северную Русь, направляя ее к единому центру — Москве. Именно Москва в эпоху Сергия Радонежского получила значительное преимущество перед другими городами после того, как при князе Иване Калите из Владимира в Москву переезжает митрополит Петр. Москва стала возрастать и усиливать свои позиции как город, способный объединить вокруг себя разрозненную Русь и тем самым обеспечить прекращение междоусобных братоубийственных войн. Она крепла как административный, политический, духовный и культурный центр русской государственности.
преподобный Сергий Радонежский, православная культура, духовно-государственное служение, монастыри, аскетическое подвижничество, общежительная реформа, Троице-Сергиева лавра, духовная школа, русская святость.
В эпоху преподобного Сергия происходило широкомасштабное духовно-просветительское преобразование и освоение новых территорий на севере и северо-востоке русских земель. В данной связи считаем целесообразным дать краткое описание историко-культурного контекста государственного служения поистине золотой эпохи русского богословия, святости и духовного подъема русского национального самосознания.
Начавшийся со второй половины XIV и продолженный в XV столетии период обособления и самостоятельного развития Русской православной церкви ознаменован особым расцветом монашества и самобытным характером формирования православно-аскетической культуры. Отмечая симптоматичность отличия монашеского возрождения московского периода от иноческих традиций киевской эпохи, следует упомянуть о значительных идеологических и морально-этических трудностях в социальном служении монастырей и православной культуры в целом, возникших во время монгольского владычества. По мнению профессора Д.В. Поспеловского, в эпоху татарского ига уважаемые завоевателями епископы выполняли миссию сдерживающих посредников между татарами и Русью. Такое положение неизбежно порождало необходимость лицемерия, дипломатических маневров и нравственных компромиссов, что мало соответствовало монашескому служению. Желая удалиться от подобных искушений и двойственного поведения, характерного для земного государства, подвижники постепенно начинают создавать монастыри вдалеке от городов, продвигаясь в дремучие леса севера и северо-востока [1, с. 12].
1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959.
2. Аронов А.А. Русское Предвозрождение: Монография. М.: Экон-Информ, 2009. С. 96-99. URL: www.ALLWN.ru
3. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 357.
4. Давыдова Н.В. Мастера: Книги для чтения по истории православной культуры. М.: Покров, 2004. С. 284.
5. Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 30-112.
6. Епифаний (Премудрый), Суродин В.И. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского Чудотворца. М.: Интербук-бизнес, 2000.
7. Житие и акафист святому преподобному Александру, игумену Свирскому чудотворцу. М.: Паломник, 2000. С. 5-12.
8. Жития всех святых / Сост. свящ. Иоанн Бухарев. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011.
9. Жития и подвиги преподобных отцов наших Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. ГИМ. ОР. Вахр., № 71.
10. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. Минск: Белорусский экзархат, 2006.
11. Каган М.Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря // Книжные центры Древней Руси XI-XVII вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 136-162
12. Клосс Б.М. Быть святым на Руси // Наука в России. 1993. № 1. С. 95-101.
13. Клосс Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV-XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 271-296.
14. Клосс Б.М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1.
15. Клосс Б.М. К изучению традиций книгонаписания в Троице-Сергиевом монастыре // История и палеография. М., 1993. С. 17-33.
16. Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. В кн.: Монашество и монастыри в России XI-XX века. М., 2002. С. 58.
17. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. С. 72-74.
18. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М.: Мысль, 1987.
19. Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монастыри и монашество в России XI-XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 110.
20. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. М., 1977.
21. Лазарев В.Н. Андрей Рублев: краткие биографические сведения // Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983, 1944, 1996, 2000.
22. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Православной Церкви. СПб., 1898. Т. 2. С. 187.
23. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 7-8.
24. Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. / Ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М.: Художественная литература, 1978-1994.
25. Плешакова И.И. Работы кирилловских резчиков в собрании Государственного Русского музея // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 232-242.
26. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 12.
27. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000.
28. Рожнова П.К. Сказ о Кирилле Белозерском. Московский Свято-Данилов монастырь, 1997. С. 109-111.
29. Розов Н.Н. Заметки о рукописных книгах из библиотеки Псково-Печерского монастыря // Археографический ежегодник за 1972 год. М., 1974.
30. Синицына Н.В. Русское монашество и монастыри. Х-XVII вв. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: Православная энциклопедия, 2000. С. 305-324.
31. Ульянов О.Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию представления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции 5-6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб.: Лемма, 2005.
32. Яшина О.Н., Доценко И.И. Саввино-Сторожевский монастырь: История. Издательский отдел Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 13.
33. Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви. Элективный курс. М., 2007. С. 73.