ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Арктическая зона Российской Федерации является перспективной территорией для развития экологического туризма. Для его развития оптимально подходят особо охраняемые территории в Арктике, а актуальным механизмом развития экологического туризма станет государственно-частное партнерство, в частности, концессионные соглашения.

Ключевые слова:
Арктика, концессионные соглашения, особо охраняемые природные территории.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Экологический туризм – это определенный  формат внутреннего и международного туризма, целью которого является экологичность посещения того или иного природного объекта, он ориентирован на восстановление и поддержание экологического равновесия региона. Таким образом, экологический туризм (далее – ЭТ) снижает негативное влияние на природную среду. Исходя из общепринятых теоретических определений, ЭТ – это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий. Задачи, стоящие перед экологическим туризмом, по мнению многих исследований, вполне согласуются с целями и задачами концепции устойчивого развития [1]. С точки зрения развития экологического туризма, Арктика, а если более официально, Арктическая зона Российской Федерации (далее – АЗРФ), имеет огромный потенциал. Привлекательность арктических просторов и глобальное потепление климата в высоких широтах открывает большие перспективы для развития ЭТ. Экологический туризм в Арктике ориентирует туристов на общение с природой, причём предпочтение отдаётся не просто природе, а тем её участкам, где она сохранила своё первозданное состояние. Исходя из этих соображений, наиболее подходящими районами, на которых должен реализовываться экологический туризм, являются территории с особым природоохранным статусом и, прежде всего, территории национальных парков.

ЭТ, как особое направление туризма,  имеет следующие отличительные особенности [2]:

•          природоориентированный туризм – любые виды туризма, которые непосредственно зависят от использования природных ресурсов в их относительно неизмененном состоянии, включая ландшафты, рельеф, воды, растительность и диких животных;

•          рекреационный характер посещаемых объектов – чаще всего, речь идет об особо охраняемых природных территориях (ООПТ);

•          соблюдение правил посещения – ограничение влияния человеческого фактора на естественные природные условия;

•          доходы, полученные от экотуризма, направляются на сохранение экологического баланса территории;

•          ознакомительный характер поездки – изучение и сохранение природных территорий;

•          развитие региона – доходы от экотуризма позволяют развивать территорию посещения;

•          культурологическое и экологическое образование – ЭТ призван повышать информированность туристов и сохранять существующие социокультурную и экологическую среду в регионе;

•          сохранение объекта посещения.

По мнению авторов,  ЭТ можно разделить на следующие форматы по целям посещения природных объектов:

•          научный – ориентирован на изучение природы, проведение полевых исследований, различных наблюдений;

•          активный – пешие походы, велопрогулки и пр.;

•          исторический – поддерживает национальную самобытность, знакомит с культурными традициями;

•          путешествие в природные резерваты – разного рода заповедники, национальные парки;

•          агротуризм – наиболее актуален для жителей мегаполисов, которые отправляются в село, загородные домики, в лес и обучаются земледелию;

•          спортивный и экстремальный туризм – связан с экстремальными видами спорта и / или отказом от современных электронных и механических приспособлений, например, скалолазание, дайвинг, охота, рыбная ловля и пр.;

•          лечебно-оздоровительный -\– связан с отдыхом в санаториях, на курортах с лечебной водой, грязями, чистым воздухом;

•          событийный туризм – связан с организацией мероприятий в природных рекреациях.

Также существуют определенные  форматы объектов ЭТ:

•          экопоселения;

•          этнологические музеи;

•          государственные природные заповедники (в том числе, биосферные);

•          национальные парки;

•          государственные природные заказники;

•          памятники природы;

•          дендрологические парки и ботанические сады;

•          экоотели;

•          лечебно-оздоровительные курорты.

При этом, важно понимать, что существует различный режим ведения хозяйственной деятельности и посещения на этих территориях. С учетом разницы требований, можно выделить следующие функциональные зоны на объектах ЭТ:

•          заповедная или закрытая – запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

•          особо охраняемая – допускается посещение, которое строго регулируется, при этом обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов;

•          просветительская или познавательная – предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами;

•          рекреационная – предназначена для отдыха;

•          историко-культурная – в пределах которой предусматривается ознакомление с историческими и культурными объектами и обеспечиваются условия для их сохранения;

•          инфраструктурная – предназначена для обслуживания туристов и обеспечения комфортного пребывания на территории природных зон.

В связи с требованием сохранения экологического баланса необходимо учитывать следующие аспекты организации отдыха:

•          использование экологичного транспорта и топлива – велосипедов, безмоторных лодок, парапланов и т.п.;

•          соответствие требованиям пребывания – организация привалов, туалетов, костров, приготовление пищи (из экологически чистых местных продуктов) в строго отведенных для этого местах;

•          утилизация мусора – весь мусор с маршрута должен быть вывезен туристами;

•          возможность привлечения туристов для решения местных экологических проблем;

•          сбор грибов, ягод, лекарственных растений, любых природных сувениров только в разрешенных зонах;

•          строительство и эксплуатация мест отдыха – приютов, хижин, гостиниц, кемпингов и т.п. из экологически безвредных материалов, в соответствии с требованиями сохранения экологического баланса территории.

Исходя из целей и характера путешествий, экотуристов можно условно разделить на четыре категории:

•          «специалисты» – это участники специализированных экотуров (орнитологических, экологических, ботанических, археологических), как правило, студенты или ученые-исследователи;

•          «увлеченные» или «профессиональные экотуристы» – это путешественники, которые приезжают для направленного познания местной культуры или природы;

•          «основной поток» – люди, выбравшие экологическое путешествие в качестве «необычного» тура;

•          «случайные» – туристы, для которых посещение уникальных уголков природы – часть программы более обширного тура

В России растет поток эко-туристов, так в  2017 г. около 9 млн российских и иностранных туристов посетили национальные парки, и еще 2 млн – заповедники. Это на 50% больше по сравнению с 2011 г. А  национальные парки Сочинский, Лосиный остров, Куршская коса, Прибайкальский, Русская Арктика, а также Кавказский и Байкало-Ленский заповедники посещают 2,5 млн экотуристов ежегодно [3].

 

Таким образом, по мнению авторов ЭТ, охватывает широкий спектр туристов с разнообразными интересами, и АЗРФ существуют все возможности для удовлетворения их потребностей.

Однако в настоящее время существуют и серьезные ограничения по развитию ЭТ в АЗРФ. По нашему мнению, основными из них  являются следующие:

  1. Транспортная доступность. Транспортная инфраструктура АЗРФ слабо развита. Например, в Архангельской области у 1807 из 3951 поселений сообщение отсутствует, в Мурманской области – у 39 из 145, а в Ненецком АО транспортное сообщение есть лишь у 5 из 35 населенных пунктов. Обеспеченность дорогами в Таймырском АО  в 350 раз меньше среднего показателя по РФ, в Ненецком ОА – в 33,6 раза, на Чукотке – в 46,2 раза. Обстановка с железнодорожным сообщением выглядит откровенно плачевно: на территории Якутии, которая занимает площадь 3,1 млн кв км, имеется всего 490 км железных дорог [4].  В силу неразвитости наземных коммуникаций основная транспортная нагрузка в этих регионах ложится на морской и речной транспорт, в сфере которого также наблюдаются серьезные трудности: главным образом, высокий уровень износа судов и устаревшая инфраструктура портов и причалов. А до заповедников и природных парков нужно добираться от крупных городов, до которых нужно еще суметь добраться.
  2. Стоимость. Такая сложная транспортная ситуация приводит к высокой стоимости любого путешествия – еще не добравшись до места, стоимость поездки превышает путевку за границу «под ключ» в разы. Так, например, круиз по Северному морскому пути обойдется примерно в 1 250 000 руб., а покорение Северного полюса с посещением Земли Франца-Иосифа до 2 000 000 руб. Основная статья расходов приходится на оплату туристическими компаниями фрахта судов ледового класса, единственного вида транспорта, способного пройти по Северному Ледовитому океану. Тогда как в Египте или Турции можно отдохнуть за 50–60 тыс. руб. за 10–14 дней турпоездки.

При этом средняя заработная плата в регионах РФ, по данным Росстата, составила за июль – 42 413 руб. А по данным ВЦИОМ – средние расходы россиян на летний отдых в 2018 г. составили 44 205 руб. на одного человека.

В текущей ситуации, чтобы попасть на Северный полюс обычному россиянину нужно копить около 50 лет! Нужно четко понимать, что Арктика не доступна людям со средним достатком. Арктика доступна только тем, кто живет в 1-2 пути от объекта посещения и людям с доходом свыше 300 тыс. руб. в месяц.

Количество высокодоходного населения (с заработной платой свыше 100 тыс. руб.) по разным данным колеблется от 1% (оценка банка ВТБ) до 3% (оценка агентства РИА «Рейтинг» по данным Росстат). Миллионеров же посчитал ИД «Коммерсант», оценив их количество в менее 10 000 чел.

  1. Отсутствие инфраструктуры гостеприимства. Следует отметить, что для высокодоходного населения нужны другие условия уже на территории ООПТ. Существующая инфраструктура гостеприимства в заповедниках, парках и гос. заказниках оставляет желать лучшего, если вообще присутствует.

Рассматривая зарубежных туристов, как возможных гостей, нужно помнить, что Норвегия и Исландия для европейцев гораздо ближе и понятнее, а условия проживания и разнообразие тур-маршрутов несравнимо с РФ. Более того, визовый режим является одним из главных барьеров въездного туризма в РФ.

Арктика с ее природным разнообразием остается уделом смелых и богатых.

Предложение для туристов нужно строить, исходя из требований высокодоходной аудитории, как экзотический вид отдыха.

  1. Обеспечение безопасности. В густонаселенной Европе нет таких огромных территорий, где может легко потеряться не только один туризм, но и целая группа. Обеспечение безопасности на всем следовании туристического маршрута в ООПТ обеспечивается крайне слабо. Зачастую с группой идет один егерь, что не дает гарантий в благополучном прохождении маршрута, особенно длительного.
  2. Отсутствие бренда. Помимо этого, у русской Арктики нет узнаваемого бренда. У большинства россиян Арктика ассоциируется с холодом, ветром и опасными хищниками. Низкий уровень популяризации и высокая стоимость поездки делают Арктику «слепой зоной» для российских туристов.

Исходя из вышеизложенного, по мнению авторов, наиболее перспективными для развития ЭТ в АЗРФ являются особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ).

Национальные парки, такие, например, как НП «Русская Арктика» как пример управления особо охраняемыми природными территориями, являются наиболее перспективной формой управления природопользованием и охраной окружающей среды. На этих территориях создаются условия как для отработки методов сохранения природного и культурного наследия, так и для развития ограниченного туризма, имеющего классическое экологическое направление.

Для развития экологического туризма необходимо учитывать, что в границах российской части Арктического региона в настоящее время имеется 23 ООПТ  федерального значения (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники и памятники природы федерального значения), общая площадь которых составляет 22,5 млн га, в том числе морская акватория – 6,5 млн га. Заповедники и национальные парки в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» являются государственными природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими специальные службы охраны, которые обеспечивают сохранение природных комплексов и ландшафтов тундр и арктических пустынь, морские экосистемы арктических морей, животный и растительный мир, в том числе, сохранение редких и исчезающих видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Российской Федерации,  На территории Русской Арктики расположены четыре объекта всемирного наследия ЮНЕСКО:

•          Ленские столбы в Якутии;

•          остров Врангеля на Чукотке;

•          культурно-исторический ансамбль «Соловецкие острова»;

•          плато «Путоран» в Красноярском крае.

В «Основах государственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) среди основных национальных интересов РФ в Арктике декларировано «сбережение уникальных экологических систем Арктики».

Основной мерой по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в АЗРФ является «установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг её загрязнения». ООПТ, являющиеся ключевым элементом территориальной охраны природы в России, должны обеспечивать эффективное выполнение этой задачи.

И важно учитывать, что федеральные ООПТ составляют только 3% от их общего числа, но при этом на их долю приходится почти четверть общей площади охраняемых природных территорий, то есть им свойственны в среднем более крупные, чем региональным ООПТ, размеры. Местные ООПТ, управляемые на уровне административных районов, муниципальных округов и т.д., более многочисленны, чем федеральные, но занимают  меньшую  площадь,  при том,   что  их  доли  от общего  числа ООПТ и их общей площади примерно равны. Таким образом, основную массу ООПТ составляют объекты регионального и муниципального значения. В структуре российских ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится 84% от общего числа ООПТ и 58% от суммарной площади. Для ООПТ местного значения эти показатели составляют соответственно 13 и 14% [5].

С точки зрения развития ЭТ, для АЗРФ также перспективны так называемые ключевые орнитологические территории (далее – КОТР), которых в пределах АЗРФ расположено порядка 80 [6]. Берега арктических морей служат местом гнездования для множества видов птиц, а вдоль береговой зоны пролегают пролётные маршруты многих популяций. Арктические КОТР занимают площадь около 270 тыс. км2, большинство их расположено в труднодоступных регионах. Около половины КОТР, расположенных в Арктике, в той или иной степени охраняется как часть существующих ООПТ. При этом вне охраны остаются очень ценные участки. Территории КОТР потенциально перспективны для развития туризма, особенно фототуризма в АЗРФ.

Однако, по нашему мнению, если говорить непосредственно про ООПТ, то следует отметить следующие барьеры для развития ЭТ на их территориях:

•          неподготовленность и, как следствие, низкий интерес туристов к предложениям ООПТ;

•          конфликты рекреационного, с одной стороны, с природоохранным и традиционным природопользованием, с другой стороны;

•          неразвитость инфраструктуры ООПТ;

•          незаинтересованность в туристическом  потоке со стороны ООПТ;

•          низкое финансирование со стороны государства для создания инфраструктуры гостеприимства в ООПТ.

По данным авторов,  существуют следующие предложения  ООПТ в АЗРФ для туристов:

•          туристические экологические тропы – краткосрочные пешие походы;

•          отдых в рекреационной зоне;

•          корпоративные мероприятия;

•          исторический туризм;

•          этнографический туризм;

•          экстремальный и приключенческий туризм;

•          вертолетные экскурсии;

•          бёдветчинг – наблюдение за птицами;

•          фотоохота;

•          сплавы по рекам;

•          походы по туристическим тропам;

•          круизы речные;

•          спортивная рыбалка;

•          охотничьи туры;

•          рафтинг (байдарки, каноэ);

•          велопрогулки;

•          трекинг (горный);

•          конные туры;

•          спелеотуризм;

•          дайвинг;

•          сбор трав, ягод, грибов.

Однако практически не представлен «оздоровительный туризм», хотя на территории АЗРФ есть горячие источники, грязевые источники, солевые пещеры и пр.

А также мало освещено такое направление, как «гастрономический туризм» в Арктике.

Самым активным регионом АЗРФ по развитию экологического туризма можно назвать Карелию. На территории республики присутствуют такие возможности отдыха, как [7]:

•          курортно-оздоровительный туризм;

•          культурно-исторический туризм (краеведческий и познавательный туризм);

•          туризм на объекты культурно-исторического наследия, посещение фольклорных и иных культурных мероприятий и событий, паломнический и религиозный туризм;

•          посещение природных объектов и памятников природы, особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных парков, заказников);

•          рыболовный и охотничий туризм, научно-познавательные туры на природные объекты, сбор ягод и грибов;

•          активный и экстремальный туризм (активные виды отдыха (дайвинг, рафтинг, пешеходные и лыжные туры, велотуры, авто- и мототуры, горнолыжный спорт, спортивное ориентирование, яхтинг и др. водные виды спорта)).

Поэтому грамотная организация туристического рекреационного комплекса АЗРФ является важной задачей для успешного развития всего региона.

Цель заключается в том, чтобы превратить туризм в новый перспективный вид деятельности, который способен стать драйвером развития экономики АЗРФ. В значительной степени продвижение туристической деятельности выступит стимулом для развития среднего и малого бизнеса, что, в свою очередь, поможет решить проблему трудовой занятости населения и выступить источником дополнительных доходов для регионов.

Выполняя важнейшую задачу, связанную с сохранением биологического разнообразия, в то же время, надо отметить, что существующая система ООПТ действует неэффективно. Причины этого следующие:

 

– слабое государственное управление системой ООПТ;

– недостаточность финансирования системы ООПТ;

– отсутствие внебюджетных источников финансирования, в том числе частных инвестиций в систему ООПТ;

– несовершенство нормативно-правового регулирования системы ООПТ;

– отсутствие стратегического планирования развития ООПТ;

– слабая вовлеченность ООПТ в программы и стратегии социально-экономического развития регионов и территорий;

– недостаточный уровень экологической сознательности и образованности общества.

     По нашему мнению, основным механизмом развития ЭТ в ООПТ является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), в частности, концессионные соглашения (далее – КС) [8, 9].

    Важную роль в этом сыграет реализация федерального проекта (далее – ФП) «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», являющегося составной частью национального проекта (далее – НП) «Экология», в котором предполагается достигнуть следующих результатов:

– увеличение площади особо охраняемых природных территорий не менее чем на 5 млн гектаров;

– увеличение количества посетителей на ООПТ не менее чем на 4 млн чел., будет создано 24 новых ООПТ;

– формирование  нормативной и методической базы по:

– механизмам финансирования проектов комплексной устойчивой инфраструктуры экологического туризма в национальных парках;

– созданию комплексной устойчивой инфраструктуры экологического туризма в национальных парках;

– созданию маркетинговой стратегии продвижения туристских продуктов национальных парков.

В рамках реализации ФП должна быть сформирована экспертная группа по государственно-частному партнерству для привлечения частного капитала в строительство объектов туристской инфраструктуры в национальных парках, которая займется формированием нормативно-правовой и методической базы, связанной с развитием ООПТ.

В результате реализации ФП предполагается достижение следующих результатов:

– в 32 национальных парках федерального значения будет проведено продвижение туристских продуктов, что позволит увеличить внутренний и въездной поток туристов в них не менее чем на 0,2 млн чел.;

– в 16 национальных парках федерального значения будет обеспечена безопасная, доступная, комфортная среда проживания для инвалидов и физически ослабленных лиц, что увеличит. туристский поток до 0,52 млн чел.;

– будет улучшена транспортная доступность 8 национальных парков федерального значения, что увеличит туристский поток до 0,62 млн чел.;

– будут созданы и обустроены туристические маршруты в 8 национальных парках федерального значения, вследствие чего будет увеличен туристский поток до 0,74 млн чел.;

– улучшена транспортная доступность 3 удаленных от логистических центров национальных парков федерального значения. Туристский поток в удаленные от логистических центров национальные парки будет увеличен на 2 млн чел.

Однако необходимо отметить, что ООПТ из АЗРФ не входят в данный ФП. По мнению авторов, необходимо внести соответствующие изменения в ФП, включив туда ООПТ Арктического региона.

По нашему мнению, с целью развития экологического туризма в АЗРФ на ООПТ можно предложить:

•          обеспечить подробным описанием уже имеющихся туристических маршрутов на территории ООПТ;

•          увеличить развитие минимально необходимой туристской инфраструктуры, привлекая внебюджетное финансирование с использованием КС (визит-центры, прокладка экотроп, оборудование мест отдыха, создание мест размещения и др.);

•          создать единый портал с информацией и возможностью бронирования туров по Арктике в России;

•          организовать подготовку кадров для развития экологического туризма как среди сотрудников ООПТ, так и среди представителей туроператоров;

•          работать над повышением информированности потенциальных потребителей услуг экологического туризма (продвижение программ экологического туризма);

•          осуществлять деятельность по продвижению экотуризма среди населения и туроператоров;

•          создать центр туризма и экскурсий на базе природных государственных природных резерватов, предлагающий на рынок туристских услуг несколько вариантов экскурсионно-туристского продукта;

•          разрабатывать экотуристические маршруты по рекреационным и близлежащим зонам природных заповедников;

•          развивать лечебно-оздоровительный экологический туризм;

•          развивать экстремальное направление экотуризма;

•          учесть разницу в развитии «доступности территорий» и сделать упор на развитие исторического и этнографического туризма на востоке Арктической зоны Российской Федерации;

•          разработать индивидуальные предложения для высокодоходной группы населения, развития направления «Глэмпинг» (гламурный кемпинг) на рекреационных зонах заповедников, парков и заказников;

•          увеличить объем сотрудничества с ВУЗами и НИИ по направлению «научного и исследовательского» туризма;

•          разработать программы проведения корпоративных мероприятий.

Можно смело утверждать, что Арктика готова предложить туристам неординарный и увлекательный отдых – различные ландшафты, разнообразие флоры и фауны, редчайшие природные явления, исторические и этнографические памятники собраны на данной территории. Все это предоставляет широкие возможности по развитию экологического туризма и различных его форматов.

Необходим комплексный подход для развития экотуризма в регионах. АЗРФ. Мировой опыт показывает, что при наличии вариантов комфортного пребывания и развитий дорожной инфраструктуры, экологический туризм становится высокодоходной отраслью региона. В настоящее время перед Россией стоит задача сделать экологический туризм в АЗРФ более доступным широким слоям населения и создать новые форматы «эксклюзивного отдыха».

Для решения этих задач необходима координация между различными ведомствами и службами, консолидация усилий и бюджетов для обеспечения планомерного развития региона, как оператора экологического туризма. Механизмом такого взаимодействия является, с силу своих свойств, ГЧП.

Оптимальное решение проблем развития экологического туризма будет способствовать рациональному природопользованию, стимулированию въездных и внутренних туристических потоков в стране и, как следствие, приведет к росту благосостояния регионов, а также сыграет важную роль в сохранении природных богатств страны.

Список литературы

1. Лебедева О.Н., Елсукова Е.Ю. Экологический туризм как инструмент устойчивого развития территорий // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-turizm-kak-instrument-ustoychivogo-razvitiya-territoriy (дата обращения: 20.01.2019).

2. Экотуризм. Принципы и виды. URL: http://www.ecotourism-russia.ru/eshche_odna_vnutrennjaja/podvnutrennjaja.html

3. Количество эко-туристов в России с 2011 года выросло на 50% URL: https://www.russiatourism.ru/news/14895/

4. Шпак А.В. К вопросу о логистической координации товародвижения в арктических регионах России // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-logisticheskoy-koordinatsii-tovarodvizheniya-v-arkticheskih-regionah-rossii (дата обращения: 21.01.2019).

5. Вельмовский П.В, Кин Н.О,, Калмыкова О.Г., Барбазюк Е.В. Проблемы организации мониторинга биоразнообразия на заповедных участках Оренбургской области // Известия ОГАУ. - 2015. - №6 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-monitoringa-bioraznoobraziya-na-zapovednyh-uchastkah-orenburgskoy-oblasti (дата обращения: 21.01.2019).

6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году» URL:http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2017_/

7. Кирилина В.М. Виды туризма и их развитие в Республике Карелия. [Текст] / В.М. Кирилина, Н.В. Колесникова, Н.Г. Колесников [и др.]. - Пенза : Наука и просвещение, 2016. - 120 с.

8. Как в России охраняют особые природные территории? URL: https://www.gosrf.ru/experts/1159/

9. Эксперт: частные инвестиции необходимы для создания особо охраняемых природных территорий URL:https://tass.ru/ekonomika/5388730

10. Проект паспорта национального проекта "Экология" [Электронный ресурс] https://ecology.bashkortostan.ru/documents/active/101584/

Войти или Создать
* Забыли пароль?