Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Техносферная безопасность и природообустройство» (председатель)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассматриваются методические вопросы построения многоуровневой системы подготовки кадров в области обеспечения транспортной безопасности в системах высшего и среднего профессионального образования в рамках ноксологического подхода на примере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
подготовка кадров, транспортная безопасность, техносферная безопасность, профиль подготовки, специальность, автомобильный транспорт, дорожное хозяйство.
Современная транспортная инфраструктура по диапазону и уровню возможных внешних и внутренних угроз относится к числу наиболее уязвимых объектов народного хозяйства. Поэтому в проекте транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [1] снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта, снижение вклада транспорта в загрязнение окружающей среды, а также повышение мобильности населения и доступности транспортных услуг отнесено к главным общесоциальным приоритетам развития транспорта.
Основными угрозами безопасной деятельности транспортного комплекса являются угрозы техногенного и природного характера, а также угрозы совершения актов незаконного вмешательства1 (АНВ), в том числе террористической направленности. В целях предотвращения на транспорте чрезвычайных ситуаций (ЧС) и АНВ, повышения защищенности пассажиров и персонала в соответствии с Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 [2] в июле 2010 г. Правительством РФ принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010–2013 гг. (далее — Комплексная программа) [3]. Задачи, которые предстоит решить, требуют создания многоуровневой системы профессиональной подготовки кадров в области обеспечения транспортной безопасности, способных в комплексе обеспечить адекватное противодействие угрозам совершения АНВ (в том числе террористической направленности), а также угрозам техногенного и природного характера на транспорте. С этой целью необходимо:
- оценить потребность в таких специалистах, обосновать их компетенции;
- разработать методики и программы профессиональной подготовки и обучения, определить требования, порядок, способы и методы аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- создать сеть учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучить, подготовить и аттестовать специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонал, принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучить должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на транспорте.
__________
1 Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий