КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Авторами раскрывается понятие конфликта интересов государственного гражданского служащего Российской Федерации. Приводятся примеры наиболее вероятных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в ходе исполнения своих должностных обязанностей

Ключевые слова:
Российская Федерация, служащий, конфликт интересов, урегулирование конфликта интересов, государственная служба, личная заинтересованность, противодействие коррупции
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Для нынешней России вопросы противодействия коррупции особенно актуальны. Преступления коррупционной направленности наносят огромный ущерб национальным интересам и создают серьезную угрозу для будущего России. В связи с этим российское государство одну из первостепенных задач видит в предупреждение коррупции [1]. Коррупция негативно влияет на развитее общества, снижает доверие народа к власти и наносит вред экономике страны.

Противодействие коррупции является одним из самых приоритетных направлений государственной политики. С целью пресечения коррупции, в которую вовлечены граждане и органы власти, государство проводит различные мероприятия. Одним из таких механизмов является институт конфликта интересов.

С точки зрения российского законодательства под конфликтом интересов следует понимать ситуацию, при которой существует личная заинтересованность чиновника, способная оказать влияние на исполнение госслужащим должностных обязанностей. Об этом можно прочесть в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) [2].

Например, конфликт интересов появляется, когда человек, принимающий решение об использовании государственных средств в виде дотаций, имеет отношения с организацией, которая является одним из претендентов на получение дотации при распределении государственных средств на конкурсной основе. Вероятность создания конфликта интересов возникает, когда руководитель конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении средств, одновременно является главой компании, претендующей на финансирование. Личная заинтересованность чиновника может возникнуть и тогда, когда выгоду получают родственники государственного служащего: родители, дети, братья.

Таким образом, конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского чиновника влияет на объективное исполнение им должностных обязанностей; в ходе ситуации возникает противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан (организаций, общества, субъекта Российской Федерации), способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан (организаций, общества, субъекта Российской Федерации). Об этом говорится в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 79-ФЗ) [3].

Анализируя определение конфликта интересов, видим, что под его определение попадает множество примеров, в которых государственный чиновник может оказаться в ходе исполнения своих должностных обязанностей. В связи с этим написать подробный перечень таких обстоятельств не представляется возможным. С точки зрения некоторых правоведов выделяется несколько наиболее вероятных моментов, возникновения конфликта интересов. А именно:

  •  выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и других лиц, с которыми связана личная заинтересованность чиновника;
  •  выполнение другой оплачиваемой работы;
  •  владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  •  получение подарков и услуг;
  •  имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  •  взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения из государственных органов.

Принятый в 2008 году Федеральный закон N 280-ФЗ [4] установил единую систему запретов, ограничений, дозволений и обеспечил профилактику коррумпированности в государственном секторе, и распространил на другие виды государственной службы ограничения, запреты и обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона N 79-ФЗ.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [5] ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространились на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, и других организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

С точки зрения ряда юристов организация работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе заключается в неукоснительном исполнении госслужащими обязанностей, которые указаны в ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ. В частности, согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, государственное должностное лицо обязано в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. В случаи игнорирования требования закона чиновник является правонарушением и подлежит увольнению с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется кадровой службой по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В случае установления признаков правонарушения госслужащим информация доводится до руководителя органа государственной власти с целью применения мер ответственности, предусмотренных российским законодательством.

С целью предотвращения и урегулирования конфликта интересов в 2014 году губернатором Ивановской области утверждена Памятка для госслужащих Ивановской области. Она стала методическим пособием для ивановских чиновников. Памятка состоит из введения и семи разделов. В ней содержатся общие принципы и требования для госслужащих Ивановской области. Отмечены виды ответственности за несоблюдение предусмотренных ограничений. Указаны типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе, порядок их урегулирования [6]. Другим указом губернатор Ивановской области в 2016 г. утвердил порядок информирования госслужащих Ивановской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [7].

Проведенный прокуратурой Ивановской области анализ выявленных фактов конфликта интересов на государственной и муниципальной службе показал, что причинами и условиями их допущения явились: игнорирование служащими требований закона; формальный подход к реализации системы антикоррупционных мер; ненадлежащее исполнение представителями нанимателя и кадровыми подразделениями обязанности по профилактике коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

В качестве примера можно привести следующий факт.

Прокуратурой Палехского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Палехского муниципального района. В ходе проверки установлено, что кадастровый инженер, осуществляющая деятельность по землеустройству на территории Палехского муниципального района, является супругой муниципального служащего – начальника управления земельных и имущественных отношений администрации Палехского муниципального района. Последний при исполнении своих должностных обязанностей регулярно принимал участие в подписании листов согласования и актов согласования местоположения границ земельных участков, расположенных на территории района, кадастровые работы в отношении которых проводились его супругой.

В силу ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Проведенной проверкой установлено, что муниципальный служащий в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы о противодействии коррупции, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не принимал. Неисполнение им требований законодательства о противодействии коррупции нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

По результатам проверки для устранения выявленных нарушений на имя главы администрации Палехского муниципального района внесено представление [8].

Подводя итог, можно сказать, что конфликта интересов нельзя избежать простым запретом. Конфликт интересов в системе государственной службы – это сложное явление, которое требует дальнейшей проработки. Применение полиграфа, с точки зрения авторов статьи, может оказать действенную помощь в решении конфликта интересов на государственной службе. С помощью полиграфа при постановке определенных вопросов можно установить у госслужащего сведения, которые он хочет скрыть. В связи с этим в законодательные акты, регламентирующие государственную службу, необходимо внести поправки следующего содержания: «Поступающие на государственную службу проходят отбор посредством проведения психофизиологического исследования. В случае отказа в прохождение проверки на полиграфе, как при поступлении на службу, так и при проведении аттестации, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе» [1].

Список литературы

1. Курочкин Д.А. Применение полиграфа в борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России [Электронный ресурс] // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - № 5 (40). - С. 26-31. - Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/uploads/arxiv/go8c2zz05axyppb72zspmcjfli51kwtrbru3hjtd.pdf

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/79_FZ-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe/

4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28655 (дата обращения: 07.12.2018).

5. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/34334, (дата обращения: 07.12.2018).

6. Памятка об ограничениях и запретах, связанных с гражданской службой, требованиях к служебному поведению, а также требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнении обязанностей, возлагаемых на государственных гражданских служащих Ивановской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://szn.ivanovoobl.ru/wp-content/uploads/sites/5/2015/06/Pamyatka-ob-ogranicheniyah-i-zapretah-svyazannyh-s-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhboj.pdf (дата обращения: 11.12.2018).

7. Указ Губернатора Ивановской области от 28.06.2016 № 99-уг «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Ивановской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (в редакции Указов Губернатора Ивановской области от 14.07.2016 № 112-уг; от 05.04.2017 № 71-уг; от 15.01.2018 № 3-уг) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=107106617&page=1&rdk=3&link_id=1#I0 (дата обращения: 07.12.2018).

8. Сайт прокуратуры Ивановской области, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokuratura.ivanovo.ru/прокуратура-палехского-района-выяви-4/ (дата обращения: 07.12.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?