с 01.09.2015 по настоящее время
При изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» у студентов, обучающихся на заочной форме обучения, возникает ряд трудностей. Возрастные группы таких студентов отличаются от студентов очной формы обучения ввиду большего количества студентов более возрастных категорий. Также, в отличие от студентов-очников, первичное образование заочников имеет более высокий уровень, однако приобретено оно довольно давно, и знания в подавляющем числе случаев оставляют желать лучшего. В дополнение к описанным отличиям можно привести меньшее количество свободного времени, которое студент-заочник может использовать на самостоятельную работу ввиду напряжённого рабочего графика на своём основном месте работы. Немаловажным моментом, который играет ключевую роль в понимании дисциплины, является сложность самого предмета «Инженерная и компьютерная графика», который требует навыков черчения (в школе у некоторых студентов даже не было такого предмета) и способности пространственного мышления. В представленной статье рассмотрены особенности по возрастным группам, первичному образованию и уровню владения черчением двух потоков студентов заочной формы обучения специальности «Эксплуатация железных дорог» Российского университета транспорта (далее — РУТ) (МИИТ). Ввиду особенностей контингента студентов в качестве повышения эффективности усвоения материала предложено использование современных инструментов обучения в процессе изучения дисциплины «Инженерная и компьютерная графика». В качестве иллюстрации полученных теоретических понятий представлен план проведения лабораторной работы по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» с использованием современных средств обучения. В процессе выполнения лабораторной работы используются современные инструменты обучения, а после ее завершения обучающиеся получают полезную твердотельную деталь (подставка для смартфона), распечатанную на 3D-принтере, полученную с помощью трехмерной модели, подготовленной студентами, что повышает эффективность усвоения полученного материала.
заочная форма обучения, инженерная и компьютерная графика, современные инструменты обучения, система автоматизированного проектирования, трехмерная модель, 3D-принтер.
Актуальность вопроса
В современном мире перед человеком, желающим получить знания, стоит непростой и в то же время приятный выбор формы обучения, т.е. получения нужных ему знаний. Наряду с консервативной очной формой обучения и уже ставшей популярной заочной все большую популярность завоевывают дистанционная форма обучения и обучение с помощью электронных курсов. Большой толчок развитию и потенциал для роста этих видов обучения дает очень быстрое развитие информационной сети Интернет (скорость соединения и охват аудитории растет), а современное программное обеспечение и совершенствующееся техническое наполнение персональных компьютеров и гаджетов позволяют использовать эти виды обучения с большим успехом и удовольствием. Вследствие такого разнообразия перед обучаемым встает вопрос выбора непосредственно под его требования приемлемой формы обучения. Современный человек очень мобилен, а необходимость получения знаний встает практически перед каждым человеком, и поэтому важно представлять особенности и преимущества современных средств обучения. Наряду с формой обучения большое значение имеют инструменты обучения, с помощью которых обучаемый получает информацию. Благодаря развитию информационных технологий заочное обучение постоянно модернизируется, становясь все более похожим на дистанционное образование. На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учебу с работой, спортом или творческой деятельностью, а также по причине более низкой стоимости обучения по сравнению с очной (дневной) формой. Наряду с заочной формой обучения в РУТ (МИИТ) применяются технологии дистанционного обучения [22]. Электронное обучение в некоторых подразделениях РУТ (МИИТ) осуществляется с помощью специально подготовленных электронных курсов. Для разработки таких курсов используется специализированное программное обеспечение. Для проведения
электронного обучения доступны вебинары, профессиональные сообщества и виртуальные лаборатории. Для лучшего усвоения материала необходимо применение как программных [30] современных инструментов обучения, так и аппаратных, что значительно увеличит эффективность обучения, а особенно это актуально для изучения графических дисциплин.
1. Аддитивная технология: описание, определение, особенности применения и отзывы. Аддитивные технологии в промышленности [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/231049/additivnaya-tehnologiya-opisanieopredelenie-osobennosti-primeneniya-i-otzyivyi-additivnyie-tehnologii-v-promyishlennosti (дата обращения: 20.06.2017).
2. Аддитивные технологии и аддитивное производство [Электронный ресурс]. - URL: http://3d.globatek.ru/world3d/additive_tech (дата обращения: 20.06.2017).
3. Аддитивные технологии - что это такое? [Электронный ресурс]. - URL: https://make-3d.ru/articles/chto-eto-takoe-additivnye-texnologii (дата обращения: 20.06.2017).
4. Алексюк А.А. Лабораторный практикум по компьютерной графике [Текст] / А.А. Алексюк // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 3. - С. 78-85. - URL: https://doi.org/10.12737/article_59bfa72b151052.53229281/
5. Аспекты использования голографической 3d-пирамиды [Электронный ресурс]. - URL: http://gadget-today.ru/statyi/inform2/aspekt-ispolyzovaniya-golografitcheskoy-3d-piramid.html (дата обращения: 20.06.2017).
6. Большаков В.П. Тестовые задания по основам трехмерного моделирования [Текст] / В.П. Большаков, А.В. Чагина // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 4. - С. 60-68. - URL: https://doi.org/10.12737/22844/
7. Возможности iSpring Suite для разработки электронных курсов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ispring.ru/ispring-suite/features.html (дата обращения: 20.06.2017).
8. Голография - это… Что такое голография? [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6771 (дата обращения: 20.06.2017).
9. Грошева Т.В. К вопросу об эффективности мониторинга качества графической подготовки студентов [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Геометрия и графика - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 75-82. - URL: https://doi.org/10.12737/article_5a18042dd1a667.42394929/
10. Игнатьев С.А. Опыт разработки электронных средств обучения для преподавания геометро-графических дисциплин [Текст] / С.А. Игнатьев, О.Н. Мороз, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 84-92. - URL: https://doi.org/10.12737/article_5953f362d92c46.58282826/
11. Интерактивная доска ActivBoard 587 Pro [Электронный ресурс]. - URL: http://www.activboard.ru/catalog/tovar/33.html (дата обращения: 20.06.2017).
12. КОМПАС-3D v17. Инструмент со3Dателя - официальный сайт САПР КОМПАС [Электронный ресурс]. - URL: http://kompas.ru (дата обращения: 20.06.2017).
13. Мердок М. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса [Текст] / М. Мердок, Т. Мюллер; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 190 с.
14. Наголовный дисплей - Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наголовный_дисплей (дата обращения: 20.06.2017).
15. Открытое образование [Электронный ресурс]. - URL: https://openedu.ru (дата обращения: 20.06.2017).
16. Очки виртуальной реальности Sony Playstation VR [Электронный ресурс]. - URL: http://otzyvy.pro/fotogallery/reviews/146294.html (дата обращения: 20.06.2017).
17. Панченко В.А. Выпускная аттестационная работа (профессиональная переподготовка) на тему: «Использование современных средств обучения в курсе “Инженерная и компьютерная графика” с учетом специфики заочного образования» [Текст] / В.А. Панченко. - М.: Изд-во МГУПС (МИИТ), 2017. - 107 с.
18. Панченко В.А. Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Панченко, С.А. Синицын, В.С. Дубровин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та путей сообщения им. императора Николая II, 2017. - 151 с.
19. Платформа для организации и проведения вебинаров - Virtual Room [Электронный ресурс]. - URL: http:// virtualroom.ru (дата обращения: 20.06.2017).
20. Портал поддержки Mirapolis [Электронный ресурс]. - URL: http://support.mirapolis.ru/mira-support (дата обращения: 20.06.2017).
21. Потрясающие бесплатные изображения - Pixabay [Электронный ресурс]. - URL: https://pixabay.com (дата обращения: 20.06.2017).
22. Приказ 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/ (дата обращения: 20.06.2017).
23. Проводим опрос всего класса за 30 секунд с помощью Plickers [Электронный ресурс]. - URL: https:// newtonew.com/app/provodim-opros-vsego-klassa-za-30-sekund-s-pomoshchju-plickers (дата обращения: 20.06.2017).
24. Проектор BENQ MH530 [Электронный ресурс]. - URL: https://im-market.ru/proektor-benq-mh530 (дата обращения: 20.06.2017).
25. Редактор электронных курсов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.courselab.ru (дата обращения: 20.06.2017).
26. Сальков Н.А. Геометрическая составляющая технических инноваций [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2018. Т. 6. - № 2. - С. 85-93. - URL: https:// doi.org/10.12737/article_5b55a5163fa053.07622109/
27. Свободные векторы, фотографии и PSD загрузки - Freepik [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.freepik.com (дата обращения: 20.06.2017).
28. Cервис вебинаров УНЦ «МИИТ-Эксперт» [Электронный ресурс]. - URL: http://webconf.miit.ru (дата обращения: 20.06.2017).
29. Система поддержки открытого образования - КОСМОС [Электронный ресурс]. - URL: http://stellus.rgotups.ru (дата обращения: 20.06.2017).
30. Тен М.Г. Применение мультимедиа технологий при формировании профессиональных компетенций студентов технического вуза [Текст] / М.Г. Тен // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 55-63. - URL: https://doi.org/10.12737/17854/
31. Усанова Е.В. Формирование базового уровня геометро-графической компетентности в электронном обучении [Текст] / Е.В. Усанова // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 64-72. - URL: https://doi.org/10.12737/18059/
32. Учебный центр MIIT-Expert [Электронный ресурс]. - URL: http://www.miit-expert.ru (дата обращения: 20.06.2017).
33. ANSYS - Engineering Simulation & 3D Design Software [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ansys.com (дата обращения: 20.06.2017).
34. Coursera - Online courses & Credentials by Top Educators [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 20.06.2017).
35. EdX - online courses from the world’s best universities [Электронный ресурс]. - URL: https://www.edx.org (дата обращения: 20.06.2017).
36. Microsoft PowerPoint [Электронный ресурс]. - URL: http://thepowerpoint.ru (дата обращения: 20.06.2017).
37. Mirapolis Learning Management System [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mirapolis.ru/learningmanagement-system (дата обращения: 20.06.2017).
38. Padlet - это самый простой в мире способ создавать и взаимодействовать [Электронный ресурс]. - URL: https://padlet.com (дата обращения: 20.06.2017).
39. Plickers [Электронный ресурс]. - URL: https://www.plickers.com (дата обращения: 20.06.2017).
40. Professional 3D printing made accessible - Ultimaker [Электронный ресурс]. - URL: https://ultimaker.com/en/products/ultimaker-2-plus (дата обращения: 20.06.2017).