ББК 67 Право. Юридические науки
Предложения о внесении точечных изменений в действующую Конституцию Российской Федерации или ее масштабной ревизии циркулируют в экспертных кругах и общественном мнении на протяжении вот уже 25 лет с момента принятия Основного закона. Однако, как показывает опыт, легализация новых политических и социально-экономических реалий не требует обязательного вмешательства в текст Конституции, поскольку этот документ предоставляет множество политико-правовых механизмов, позволяющих эффективно имплементировать новшества в сложившееся конституционно-правовое поле. Настоящая работа посвящена анализу ряда таких механизмов применительно к самым актуальным запросам на изменение Конституции. Для решения поставленных задач использованы общенаучные (обобщение, анализ, синтез), сравнительные (в том числе сравнительноправовые) и эмпирические методы исследования. Показано, что творческий потенциал Конституции России 1993 г. далеко не исчерпан: необходимо лишь использовать весь спектр конституционных возможностей, часть из которых еще не освоена законодателем в должной мере. Так, вопросы, связанные с уточнением конституционно-правового статуса и полномочий того или иного органа государственной власти целесообразно решать с помощью такого инструмента, как федеральные конституционные законы. Ряд инициатив, не противоречащих положениям действующей Конституции, в случае их востребованности могут быть реализованы на базе общественно-политического консенсуса путем введения новой политической традиции. Автором высказывается осторожно сдержанная оценка идей, заложенных в проекте экономической специализации российских регионов, подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации. В частности, отмечены потенциальные риски для системы федерализма и целостности государства.
конституция, конституционное право, государство и право, конституционализм, федеральный конституционный закон, федерализм.
No data
1. No data