ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается методология управления процессами менеджмента образовательной организации на основе функционально-стоимостного ана-лиза (ФСА). Предлагается подход к структурированию процессов менеджмента, поволяющий снизить уровень неопределенности в функционировании управленческих процессов в организации.

Ключевые слова:
система менеджмента, образовательная организация, процессы менеджмента, функционально-стоимостной анализ, функциональная модель, структурирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В практике управления качеством продукции, в том числе и качеством образования, достаточно широко применяется функционально-стоимостной анализ (ФСА), суть которого, как известно, заключается в исследовании функций любого объекта (продукции, процесса и т.п.) с последующей минимизацией затрат на их реализацию при обеспечении качества, результативности и эффективности [1-3].

Последовательность проведенния ФСА включает следующие шаги [1]:

  1. Формулирование функций исследуемого объекта.
  2. Классификация функций в зависимости от их разновидностей (главные, второстепенные, основные и вспомогательные).
  3. Оценка весомости функций на основе определения их значимости и относительной важности.
  4. Сопоставление количественных оценок функций с затратами на их исполнение с целью выявления несоответствий, т.е. превышения над их значимостью.
  5. Выявление и устранение причин таких несоответствий.

На наш взгляд, проведению ФСА должен предшествовать структурный анализ объекта исследования с позиций системного подхода. В основе системного подхода, как известно, лежит разработка методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов (общественных систем, технологических систем и др.).

Под системой понимают некое множество структурно и функционально взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство, т.е. целостность. Другое положение системного подхода указывает на то, что в системе целое больше суммы входящих в него частей, подчеркивая тем самым, что системы – интегративные множества с присущими им определенными совокупными качествами и закономерностями. Третье положение говорит о том, что всякая система является в то же время частью другой, более обширной системы, а ее компоненты и подсистемы, в свою очередь, могут изучаться как самостоятельные системы. Это положение раскрывает так называемый принцип иерархичности, многоуровневости строения систем. Отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а ее целостное функционирование является результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для систем характерно не только наличие связей и отношений между образующими их элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой они проявляют свою целостность.

Главные характеристики системы:

1. Структура S, определяемая:

а) рядом ее элементов E={e1, e2, …, en}, где n  – число элементов системы;

б) соответствующими свойствами элементов p={p(ei)} ;

в) связями элементов, определяемыми как отношения между элементами, R={R(ei ej)}.

Таким образом, структура системы представляет собой множество S={E,P,R}.

2. Входы и выходы. Каждая система может быть отделена гипотетической оболочкой от ее окружения. Связи между системой и окружением, пересекаемые оболочкой, можно разделить на входы {X}  и выходы {Y} .

Входы и выходы можно разделить на три общие категории: вещество, энергия, информация.

3. Функция. Функция системы (F) , используемой для некоторой цели, состоит в преобразовании входов  {X} в выходы  {Y}. Это преобразование можно описать математическими уравнениями, физическим аналогом, словесно и т.п.

Структурное описание системы представляет собой попытку понять поведение системы через ее элементы (части, уровни), а функциональное описание – понять ее взаимодействие с окружающей средой через соотношения между входами и выходами.

Общая методика системного подхода включает следующие этапы:

1. Определение функции системы:

а) отделение системы от ее окружения путем выбора оболочки (с расположением ее как можно ближе к главным деталям механической системы);

б) перечисление всех входов и выходов;

в) описание функциональных соотношений между входами и выходами.

2. Определение структуры системы:

а) идентификация элементов системы;

б) определение взаимосвязей между элементами;

в) выявление соответствующих свойств элементов.

Функциональное описание системы должно быть дополнено подробным изучением изменения структуры системы во времени и влияния такого изменения на ее функциональное поведение. Так, при описании систем менеджмента следует учитывать, что они обладают структурой и функцией динамических систем, свойства элементов которых могут изменяться во времени.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (рис. 1). При этом любая деятельность (или комплекс деятельности), в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс; зачастую выход одного процесса непосредственно образует вход следующего.

В соответствии с теорией всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM) процесс рассматривается как любая организованная деятельность, спланированная генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечивая при этом необходимый вход процесса. Такая деятельность может быть любого рода: планирование, проектирование, исследование, производство, администрирование и т.п.

У любого процесса есть свои границы, определяющие его начало (вход) и конец (выход). Выход процесса, по существу, является результатом преобразования входа, которое может быть классифицировано следующими четырьмя категориями:

- физическое преобразование;

- преобразование места расположения;

- преобразование сделки, договора, протокола или ведения дела;

- информационное преобразование.

Процесс выполняет свою деятельность, используя определенные ресурсы (людей, оборудование и т.д.), при этом ресурсы часто рассматривают как один из входов процесса.

Приведем еще одно определение понятия «процесс» [5]. Процесс – это упорядоченная целенаправленная последовательность повторяющихся операций, имеющая начало и конец, в результате выполнения которой создается продукт или услуга:

- последовательность означает наличие двух или более этапов или операций;

- упорядоченность – наличие устойчивой последовательности этапов или операций;

- повторяемость – цикличность операций;

- наличие начала и окончания – согласованные точки старта и финиша;

- продукт или услуга – соответственно осязаемый или неосязаемый выход.

Приведем другое определение процесса и связанных с ним понятий [6]. Процесс – совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в соответствующие потоки с другими свойствами. Процесс протекает в соответствии с управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные ресурсы и выполняются ограничения со стороны других процессов и внешней среды.

Структурно процесс может быть представлен так, как это показано на рис. 2.

Этап – часть процесса, характеризующая качественное изменение рассматриваемого объекта (например, изменение характера деятельности или воздействий на объект). Примерами этапов некоторых процессов менеджмента являются подготовительный, основной и заключительный.

Процесс обработки данных, например, можно разделить на четыре укрупненных этапа:

1. Начальный (первичный). Сбор исходных данных, их регистрация (прием первичных документов, проверка полноты и качества их заполнения и т.д.). Сбор и регистрация данных может осуществляться следующими способами:

 механизированный - сбор и регистрация информации с использованием простейших приборов (весы, счетчики, приборы учета времени и т.д.);

 автоматизированный - использование машиночитаемых документов, регистрирующих автоматов, систем сбора и регистрации.

2. Подготовительный. Прием, контроль, регистрация входной информации и перенос её на машинные носители. При обнаружении ошибки производится исправление вводимых данных, корректировка и их повторный ввод.

3. Основной. Непосредственно обработка информации. Предварительно может быть выполнен ряд операций, например сортировка данных.

4. Заключительный. Контроль, выпуск и передача результатной информации, её размножение и хранение.

Операция – совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых действий, преобразующих объекты, входящие в состав материального или/и информационного потока, в соответствующие объекты с другими свойствами [7]. Операция выполняется: а) в соответствии с директивами, вырабатываемыми на основе директив, определяющих протекание процесса, в состав которого входит операция; б) с потреблением всех видов необходимых ресурсов; в) с соблюдением ограничений со стороны других операций и внешней среды.

Операции состоят из действий. Действие – преобразование какого-либо свойства материального или информационного объекта в другое свойство. Действие выполняется в соответствии с командой, являющейся частью директивы на выполнение операции, с потреблением необходимых ресурсов и соблюдением ограничений, налагаемых на осуществление операции.

Действия можно подразделять на основные, связанные с преобразованием рассматриваемого объекта, и вспомогательные, необходимые для выполнения основных действий. Характер действий определяется функциями выполняемых операций.

Представленная на рис. 2 схема является структурной моделью процесса менеджмента. Аналогичным образом может быть построена функциональная модель. Данная модель может быть представлена в табличной форме (таблица) или в виде схемы (рис. 3).

 

Таблица

Функциональная модель процесса организации научно-практической конференции [2]

Функция

Обозначение

Исполнитель функции

Затраты на реализацию функции в долях к функции в целом

Подготовка к проведению конференции

F1

В данной графе указывается Ф.И.О. ответственных за исполнение функций

1

Определение тематики и основных направлений конференции

F11

0,07

Создание рабочей группы

F12

0,07

Распределение обязанностей между членами группы

F121

0,04

Определение руководителей конференции и ее секций

F122

0,04

Определение места и времени проведения конференции

F123

0,07

Рассылка информационных писем

F124

0,21

90

 
Сбор тезисов докладов и формирование сборника конференции

F13

0,30

Издание сборника конференции

F131

0,20

Проведение конференции

F2

1

Проведение пленарного заседания

F21

0,3

Организация работы секций

F22

0,4

Подведение итогов конференции

F23

0,3

Заключительный этап конференции

F3

1

Рассылка решений конференции

F31

0,2

Рассылка сборника тезисов докладов

F32

0,5

Информирование общественности о результатах проведения конференции

F33

0,3

 

Построение функциональных моделей процессов менеджмента в виде таблицы или схемы позволит исключить дублирование функций отдельными исполнителями и минимизировать затраты на их осуществление. Затраты могут быть рассчитаны на основе известных методик.

Подобным образом могут быть построены функциональные модели отдельных структурных подразделений образовательной организации (кафедры, факультета, института и др. подразделений). Выявленные при этом функции должны быть положены в основу разработки положений о структурных подразделениях, а также должностных инструкций их сотрудников.

Применение рассмотренного в статье функционального подхода, несомненно, будет способствовать повышению результативности и эффективности процессов менеджмента в образовательной организации.

 

Список литературы

1. Наумова, Н.А. Функционально-стоимостной анализ в управлении инновационными процессами технического университета / Н.А. Наумова, Е.В. Хоменко // Менеджмент качества. - 2010. - № 25 (190). - С. 9-18.

2. Шарашкина, Т.П. Функционально-стоимостной анализ в системе инструментов совершенствования процессов в вузе / Т.П. Шарашкина, А.Т. Шилкина // Менеджмент качества. - 2013. - № 37 (340). - С. 32-37.

3. Наумова, Н.А. Экспертные методы в функцио-нально-стоимостном анализе научно-образовательной деятельности кафедры / Н.А. Наумова // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 3(91). - С. 103-109.

4. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: Стандарты и качество, 2004. - 408 с.

5. Ривелл, Дж.Б. Главное о качестве. Справочник от А до Я / Дж.Б. Ривелл; пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. В.Л. Шпера. - М.: Стандарты и качество, 2006. - 232 с.

6. Рекомендации по стандартизации Р50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.

7. Горленко, О.А. Процессный подход к менедж-менту качества / О.А. Горленко, И.Г. Манкевич; под ред. О.А. Горленко. - Брянск: БГТУ, 2008. - 168 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?