Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Современные тенденции на рынке труда и рынке образовательных услуг, их взаимодействие сегодня могут оказать особое влияние на состояние. В работе анализируются результаты проведенного исследования «Качество подготовки выпускников кафедры «Управление персоналом» и их послевузовская трудовая карьера», направленного на оценку результативности трудоустройства специалистов Государственного университета управления, организованного с привлечением выпускников данной кафедры. Для сбора информации в качестве основы исследования авторами была составлена анкета, содержащая 30 вопросов, проходя которую, респонденты должны были оценить качество своей профессиональной подготовки, а затем рассказать о своём трудоустройстве, ответив на вопросы, касающиеся соответствия нынешней профессии полученной специальности; проблем, с которыми пришлось столкнуться при поиске работы; факторов, повлиявших на трудоустройство; сферы деятельности, масштаба компании и её рейтинга; должности респондента и уровня его заработной платы. Также были раскрыты функции, которые выполняют анкетируемые в процессе профессиональной деятельности, и их удовлетворённость занимаемой позицией в целом. Кроме того, респонденты ответили на вопросы, связанные с видением данной профессии на рынке труда. Авторами были проанализированы результаты анкетирования, которые, в конечном итоге, позволили оценить качество профессиональной подготовки специалистов и их послевузовскую трудовую карьеру. А также в данной статье были предложены варианты решения проблем, выявленных в процессе анализа.
выпускник, качество подготовки, трудоустройство, карьера, человеческие ресурсы, управление персоналом.
Реформационные процессы, протекающие в настоящее время и затрагивающие систему образования РФ, способствуют актуализации такой проблемы, как трудоустройство выпускников вузов. К ней обращено внимание государственных органов власти, различных секторов экономики и общества в целом, так как данное явление послужило импульсом для роста безработицы среди молодых специалистов. Во многом успех трудовой карьеры зависит от того, насколько выпускник соответствует ожиданиям работодателя.
Одним из основных факторов, влияющих на это, является высокий уровень качества подготовки выпускников вузов, к которому обращено внимание со стороны всего общества. Необходимость повышения его уровня вызвана тем, что российские работодатели не удовлетворены качеством подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования, в частности наличием у них необходимых практических навыков. Это может быть вызвано рядом причин [3; 5].
В связи с существующими на рынке труда проблемами повышение качества подготовки является целевой задачей, как государства, так и отдельно взятого вуза. На ее выполнение направлены государственные акты, многочисленные документы, регламентирующие механизмы действий, системы управления качеством подготовки выпускников и его оценки.
Но, несмотря на такое повышенное внимание к качеству образования, имеет место многоаспектность его трактовок с разных точек зрения. Например, в одном из источников отмечается, что «одни сводят качество образования к качеству обучения, другие под качеством образования понимают качество обучения и всего воспитания, а потому буквально за все спрашивают со школы. Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности. Четвертые под качеством образования понимают готовность выпускника к жизни» [4].
Неопределенность в трактовке термина качество образования отмечается не только у отечественных исследований, но и у зарубежных.
1. Лосева Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления [Текст] / Л.П. Лосева // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2. - № 6.
2. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Юрайт, 2012. - 520 с.
3. Заманова И.Ф. К вопросу качества образования в вузе [Текст] / И.Ф. Заманова, Н.А. Туранина, Г.Н. Тутаева.
4. Розина Н.М. Качество подготовки выпускников вузов: теоретико-методологические аспекты [Текст] / Н.М. Розина, В.М. Зуев // Гуманитарные науки. - 2014. - № 3.
5. 42% работодателей удовлетворены качеством практической подготовки выпускников СПО и лишь треть - навыками выпускников вузов (https://asi.ru/news/76708/).
6. Юсупова И.В. Критерии оценки качества подготовки выпускников образовательных учреждений УНПО и УСПО.
7. Байденко В.И. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) [Текст] / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. - 2017. - № 11.