РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОУЧИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЗНАЧИМОЙ КОМПОНЕНТЫ SOFT SKILLS
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье последовательно представлены роль и место эмоциональной компетентности в структуре soft skills. В качестве инструмента развития эмоциональной компетентности предложен коучинг. В статье представлены основные виды коучинга, дано определение данному понятию. Изучив особенности коучинга и соотнеся их с особенностями обучения и развития управленческого персонала, авторы пришли к выводу, что данная кадровая технология в полной мере подходит для развития эмоциональной компетентности руководителя. Коучинг позволяет раскрыть потенциал человека, используя при этом гибкую систему методик и инструментов. На основе полученных данных была разработана программа коучинга эмоциональной компетентности руководителя, в основе которой лежит разработанная О.Л. Чулановой методика по развитию эмоциональной компетентности руководителя. Программа имеет четыре этапа с минимальным количеством коуч-сессий на каждом из них для достижения результата. Также в исследовании идентифицированы риски, которые могут возникнуть при реализации программы коучинга, и предложен инструментарий их минимизации. Программа коучинга эмоциональной компетентности руководителя, направленная на развитие элементов эмоциональной компетентности, была реализована в процессе индивидуального коучинга руководителя на предприятии ООО «Алмаз-Сервис».

Ключевые слова:
soft skills, оперционализация soft skills, эмоциональная компетентность, развитие эмоциональной компетентности, коучинг эмоциональной компетентности, риски, минимизация рисков.
Текст

Невозможно отделить эмоции от человеческой природы. Ежедневно под влиянием эмоций мы принимаем множество решений, от незначительных до переворачивающих привычный жизненный уклад. Человек, осознавший это, имеет больше шансов добиться успехов, чем тот, кто не уделяет должного внимания эмоциональной сфере. Известно, что эффективность руководителя лишь на 15% зависит от IQ и на 85% определяется уровнем развития эмоциональной компетентности [1]. Кроме того, при воздействии негативных эмоций возможность максимально эффективно использовать свои интеллектуальные способности у человека резко уменьшается [2], будь то сам руководитель или его подчиненные. Таким образом, руководитель не умеющий оперировать собственными и чужими эмоциями, никогда не добьется высоких результатов в бизнесе. Компетентные и талантливые сотрудники — это важный фактор, который влияет на повышение показателей организации. Но такие сотрудники нуждаются в особом отношении, требуют индивидуального подхода и гибкости от руководителя. Чтобы демонстрировать эти качества, нужно обладать высокой степенью развитости эмоциональной компетентности. В противном случае у профессионалов не будет причин оставаться в той компании, руководитель которой не готов понять сотрудников, пойти на компромисс, поддержать и вдохновить.
В связи с этим необходимо проводить диагностику уровня развития эмоциональной компетентности руководителя и улучшать полученные результаты. Это позволит удерживать талантливых сотрудников, совершенствовать систему мотивации персонала, улучшать экономические показатели компании.
Применение результатов, инструментов, технологий формирования эмоциональной компетентности в управлении персоналом авторы относят к гуманизации трудовой деятельности, что, безусловно приведет к высоким производственным и бизнес-показателям при сохранении социальных эффектов.
Исследованием феномена эмоциональной компетентности занимались Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Дж. Мэйер, П. Сэлловей, Д.В. Люсин, Радмило М. Лукич, О.Л. Чуланова, Е.А. Сидоренко, Е.А. Власов. Исследователи включают в модель эмоциональной компетентности такие элементы, как управление собственными эмоциями и эмоциями других людей, контроль, самосознание, управление стрессом, толерантность к неопределенности, сохранение баланса между личной жизнью и работой.

Список литературы

1. Кетс де Врис М. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М. Кетс де Врис; пер. с англ. 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 276 с.

2. Юсупова Г.В. Коэффициент эмоциональности как условие успешности в бизнесе [Текст] / Г.В. Юсупова // Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова. - 2014. - № 1. - С. 76-79.

3. Чуланова О.Л. Формирование softskills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация [Текст] / О.Л. Чуланова, А.И. Ивонина // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 54.

4. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика [Текст]: монография / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 292 с.

5. Татаурщикова Д. Softskills [Электронный ресурс]. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.12.2017).

6. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. - URL: http://be-st.ru/ru/blog/13 (дата обращения: 11.12.2016).

7. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 15.12.2016).

8. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс]. - URL: http://l-a-b-a.com/lecture/ show/99 (дата обращения: 11.12.2016).

9. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое softskills и как их развивать [Электронный ресурс]. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 11.12.2016).

10. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tananyeva.com/single-post/2016/05/17/%D0%94% D0%B-5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE% D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-2020-%D0%B3%D0%BE%-D0%B4%D1%83 (дата обращения: 11.02.2017).

11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.

12. Лукич Р.М. Эмоциональная компетентность руководителя [Текст] / Р.М. Лукич // ComputerReseller/Re. - 2000. - № 9.

13. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4.- С. 3-22.

14. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

15. Чуланова О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации [Текст]: монография / О.Л. Чуланова. - Сургут: Дефис, 2010. - 218 с.

16. Базарова Т.Ю. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю. Базарова. - М.: Юнити, 2002. - 560 с.

17. Савкин А.Д. Коучинг по-русски: смелость желать [Текст] / А.Д. Савкин. - СПб.: Речь, 2006. - 112 с.

18. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей (Effective Coaching Lessons from the Coaches Coach) [Текст] / М. Дауни; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Добрая книга, 2007. - 288 с.

19. Кошарная Г.Б. Управление персоналом (новые кадровые технологии) [Текст] / Г.Б. Кошарная. - Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2004. - С. 21.

20. Никитина Т.А. Коучинг как персонал-технология управленческого взаимодействия [Текст] / Т.А. Никитина // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2009. - № 11. - С. 133-141.

21. Дойг Д. Коучинг, сопровождающийся изменениями [Текст] / Д. Дойг // Coach. - 2009. - № 4. - С. 14-15.

22. Чуланова О.Л. Разработка инструментария формирования и развития soft-skills управленческого персонала организаций [Текст] / О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Материалы Ивановских чтений. - 2018. - № 2. - С. 192-198.

23. Чуланова О.Л. Развитие мягких навыков (soft skills) руководителей в соответствии с целевой моделью компетенций [Текст] / О.Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. - № 4. - С. 45-55.

Войти или Создать
* Забыли пароль?